Умножение десятичных дробей на натуральные числа
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Портнова Светлана Александровна

Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». 5 класс

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений.

Дидактическая задача урока: Обеспечить усвоение каждым учеником правило умножения десятичных дробей на натуральные числа. 

Цели урока: 

Образовательная: обеспечить в ходе урока изучение и освоение правила умножения десятичных дробей на натуральные числа, проверить первичные знания учащихся по новой теме;

Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самоанализа; развития интеллектуальных качеств: внимание, память, умение анализировать, обобщать, выделять главное;

Воспитательная: воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища.

Оборудование и образовательные ресурсы:

  1. Компьютер.
  2. Презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Будь внимательней, дружок,

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, думать и считать.

Ученики приветствуют учителя, слушают его и настраиваются на работу.

                                                                                                                                        

  1. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- На предыдущих уроках мы изучали дробные числа.  А какие дроби вы знаете?

  • Обыкновенные
  • Десятичные

- Что мы знаем об обыкновенных дробях? Что мы можем с ними выполнять ( Запись, сравнение, + и -)

 - Что мы знаем об десятичных дробях? Что мы можем с ними выполнять ( Запись, сравнение, + и -)

- Как вы думаете на этом изучение дробей закончено?

- Что же нам еще надо изучить, почему? (- Какое действие будем изучать сначала?).

- Умножение – это главное слово нашей темы. Сегодня мы сделаем только первый шаг в изучении  действия умножения, где участвуют десятичные дроби. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема «Умножение десятичных дробей на натуральное число».

- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- А что нам поможет научиться правильно выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число?

- Нам нужно «открыть правило» умножения десятичных дробей на натуральное число. Чем еще мы будем заниматься на уроке?(решать задания с использованием этого правила).

- Да, учиться применять данное правило.

Ученики слушают учителя и отвечают на вопросы.

  1. Повторение ранее изученного.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Но прежде, чем перейти к изучению новой темы давайте повторим материал.

- Как называются компоненты умножения?

- Что показывает каждое из слагаемых?

- Продолжаем. Каждый из вас получил карточки с заданиями, а также лист самооценки, в который вы в соответствующие строки будете выставлять свои баллы. Подпишите их.

1. Выразите в километрах: 8км 907м; 35м; 3км 250м

Сверяйте свои ответы с доской. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Всего вы можете набрать 3 балла. Проставьте их в соответствующей строке.

2. Выразите в километрах и метрах: 3,236км; 8,09км; 0,006км

Сверяйте свои ответы с доской. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Всего вы можете набрать 3 балла. Проставьте их в соответствующей строке.

3. - На нашей замечательной планете много неизвестного, неизученного, интересного.

- Вы сможете прочитать название высочайшей горной вершины мира, если правильно решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами. Выполняете сложение и вычитание десятичных дробей и в таблицу, в верхней строке которой уже записаны, те ответы, которые у вас должны получиться, в нижнюю строку вы должны записать буквы, соответствующие ответу. Затем вы сверите свои ответы с доской. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Всего вы можете набрать 9 баллов.

- Молодцы! Это Джомолунгма. Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку. Кто знает  второе название этой горы? (Эверест.)

Замени, где это возможно,  сложение умножением.

7+7+7+7;                      1+2+3+4+5;

4+4+4+4+4+4+4.

Замени произведение суммой

25 ∙ 4 = 25+25+25+25

53 ∙ 6 =53+53+53+53+53+53

31 ∙ 5 = 31+31+31+31+31

84 ∙ 3 =84+84+84

   

Ученики слушают, выполняют задания, оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку. Отвечают на вопрос учителя.

1. 8км907м=8,907км; 35м=0,035км; 3км250м=3,25км

2. 3,236км=3км236м; 8,09км=8км90м; 0,006км=6м

3. Предполагаемый ответ:

-Джомолунгма.

0,9+0,12=1,02

У

5-4,81=0,19

О

3,1+2,01=5,11

Г

7,9-3,5=4,4

Н

10-6,7=3,3

М

4,8+5,2=10

А

5,43+0,07=5,5

Ж

9-0,9=8,1

Л

0,5+0,5=1                

Д

                                               

                                               Ключ

1

5,5

0,19

3,3

0,19

8,1

1,02

4,4

5,11

3,3

10

Д

Ж

О

М

О

Л

У

Н

Г

М

А

  1. Изучение нового.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Эта высочайшая горная вершина мира – мечта любого альпиниста. Вам наверное очень хочется узнать ее высоту и год, когда она была покорена.

- Чтобы ответить на эти вопросы надо выполнить умножение.

Высота: 2,212∙4(км)

Год покорения: 21,7∙90.

Даю вам 1 минуту на обсуждение  с соседом по парте, как можно найти произведение, которое поможет нам ответить на вопрос: Какая высота этой горной вершины.

Вызвать ученика записать своё решение.

Не забываем себя оценивать и проставлять 1балл за правильный ответ

- Какие знания вам помогли выполнить данное задание?

- Оцените выбранный способ?

- Математики всегда стараются найти рациональный, т.е. простой способ вычисления.  

- Запишем данное умножение столбиком.

2,212

                                              ×      2

                                             ---------

8,848

- Проанализируйте, попробуйте сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

- Сколько частей содержит данное правило?

- Это правило есть у вас в учебнике на стр. 204. Прочитаем его. Его нужно выучить!

- Кто готов вычислить в каком году она была покорена?

- У кого получился такой же результат в лист самооценки в соответствующую графу ставит 1 балл

Ученики слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Ученик выходит к доске и записывает свое решение.

Ответы учащихся: 1) 2,212∙4=2,212+2,212+2,212+2,212=8,848(км)

                               2)2,212км=2212м   2212∙4=8848м=8,848км

Отвечают на вопросы учителя.

Ученики анализируют и получаются правило

- Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  • Умножить ее на это число, не обращая внимание на запятую
  • В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

21,7∙90=1953 год

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (начало).

Задание 1.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учимся применять правило умножения десятичных дробей  на натуральное число, для этого вы будете по очереди выходить к доске и находить числовые значения № 1306 (1 столбик) За каждое задание выполнено правильно, получаете 1 балл, если с помощью учителя 0,5 баллов.

а) 8,9×6=53,4

б) 3,75×12=45

в) 0,075×24=1,8

г) 10,45×42=438,9

д) 137,64×35=4817,4

е) 25,85×98=2533,3

- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики по очереди выходят к доске и решают примеры с комментарием. Остальные ученики работают на местах в тетрадях.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Задание 2.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 -Молодцы. Следующее задание: нужно поставить в ответе запятую и найти ошибку. Каждое задание оценивается в 1 балл. Если правильно выполняете оба задания, получаете 2 балла, если допускаете ошибку, вам дается возможность её исправить, но тогда задание будет оцениваться в 0,5 баллов. Если же и со второй попытки допустите ошибку, то это задание может решить другой ученик

Ученики по очереди выходят к доске и в каждом задании выполняют по одному примеру.

Поставьте в ответе запятую:

Найди ошибку:

18,5*3=55,5

1,43*8=11,44

5*3,06=15,30

100,1*11=1101,1

0,125*9=1,125

0,49*1=4,9 0,49

0,52*2=0,104 1,04

8*0,1=8 0,8

35*0,2=70 7

4,5*2=0,9 9

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Задание 3.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

№ 1308 (комментирование с места)

- Прочитайте задачу.

- Что нужно найти?

- Что такое периметр?

- Что сказано про стороны шестиугольника.

- Как решить задачу? Решите её.

- Прочитайте ответ.

- Оцените себя, за правильный ответ 1 балл. Количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики записывают решение задачи в тетрадь, оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Задание 4.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

№ 1309 (самостоятельное решение)

- Прочитайте ответ.

- Оцените себя, за правильный ответ 1 балл. Количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики записывают решение задачи в тетрадь, оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

  Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 -А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно применить новое правило. Для этого я предлагаю вам выполнить тест. В тесте 6 заданий. 1-4 задания оценивается в 1 балл, 5-6 – в 2 балла. Максимум можно набрать 8 баллов. Вы получили тест в бумажном варианте, внимательно читаете задания и выполняете их. После того как тесты будут выполнены, проверим правильность выполнения

-Ученики выполняют задания.

Тест:

Вопрос  1.   Вычисли значение выражения 4 • 0,6

1)  2,4  

2)  24  

3)  0,24  

4)  240  

Вопрос 2.   Чему равно произведение, если первый множитель 0,006, а второй множитель 6?

1)  3,6  

2)  36  

3)  0,36  

4)  0,036  

Вопрос 3.   Что получится, если 0,5 увеличить в 9 раз?

1)  0,45  

2)  450  

3)  4,5  

4)  45  

Вопрос  4.   Чему равно произведение 5,6 и 2?

1)  1,12  

2)  11,2  

3)  112  

4)  0,112  

Вопрос 5.   Скорость автомобиля 2,3 км/ч. Какой путь пройдет автомобиль за 5 часов?

1)  11,5  

2)  1,5  

3)  0,115  

4)  115  

Вопрос 6.   Длина комнаты 3 м, ширина 2,9 м. Вычислите площадь.

1)  0,87  

2)  87  

3)  8,7  

4)  870  

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 -Проанализируем правильность выполнения теста. Вы увидите, сколько каждый из вас набрал баллов, сколько заданий и какие выполнили правильно, а сколько не правильно.

- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики вместе с учителем проводят анализ теста.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

9. Обобщение усвоенного и рефлексия деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Вот закончился урок,

Подвести пора итог.

Кто же лучше всех трудился?

Кто же в классе отличился?

-Подсчитаем суммарный балл за урок.  Оцениваем себя.

- Вопросы ученикам об уроке:

Принцип «Микрофон».

Чем мы занимались на уроке?

Чему мы научились на уроке?

Какую проблему ставили на уроке?

Удалось ли нам её решить?

  • На уроке я работал                   активно / пассивно
  • Своей работой на уроке я       доволен / не доволен
  • Урок для меня показался         коротким / длинным
  • За урок я                                    не устал / устал

Материал урока мне был        полезен / бесполезен/интересен /скучен

Ученики подсчитывают количество набранных баллов.

По очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов. Учащиеся слушают учителя, вспоминают и называют этапы урока.

10. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями.

А волшебный ключ к ученью -

Ваше упорство и терпенье!

-Записываем домашнее задание: п. 34 №1330,1331.

У меня ребята к вам просьба: Представьте себя лучиками солнца. Разместите свои лучики на солнце согласно своему настроению – веселое, нейтральное или грустное. 

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме     « Умножение десятичных дробей на натуральное число», контроля             ...

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Разработка урока на данную тему с презентацией. Работа выполнена на башкирском языке....

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Разработка урока на данную тему с презентацией. Работа выполнена на башкирском языке....

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока по математике для 5 классасо средним уровнем математической подготовки учащихсяна тему:«Умножение десятичных дробей на натуральные числа».Цели урока: Образовательные:- обобщ...

Урок в 5 классе "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок изучения нового материала по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". Форма организации деятельности учащихся - работа в группах. Используется "Метод шести шляп". В разработку уро...

урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...