презентация к практикуму по подготовке к ОГЭ" Решение задач №24,25 по математике"
презентация к уроку по математике (9 класс) на тему

Иванова Ольга Владимировна

Презентация содержит тексты Задач №24,25 из КИМов по математике с рисунками и решениями . Будет помощью при подготовке  учащихся к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktikum_24_25.ppt556.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум по теме «Решение планиметрических задач из банка заданий ОГЭ № 24-25» в 9 классе на 24.03.2018 г.

Слайд 3

Примеры решение задач (№24-25) из Демо-версии 2018 года

Слайд 5

2. Окружность пересекает стороны AB и AC треугольника ABC в точках K и P соответственно и проходит через вершины B и C . Найдите длину отрезка KP , если AK = 18, а сторона AC в 1,2 раза больше стороны BC .

Слайд 6

Решение: Рассмотрим четырехугольник PKBC. PKBC вписан в окружность, следовательно выполняется условие: сумма противоположных углов четырехугольника равна 180° (условие того, что четырехугольник можно вписать в окружность). Т.е. ∠PKB+∠BCP=180° ∠PKB+∠AKP=180° (т.к. это смежные углы). Следовательно, ∠AKP=∠BCP Рассмотрим треугольники ABC и AKP. ∠AKP=∠BCP (это мы выяснили чуть выше) ∠A - общий, тогда эти треугольники подобны (по признаку подобия). Следовательно, KP/BC=AK/AC=AP/AB (из определения подобных треугольников). Нас интересует равенство KP/BC=AP/AB KP/BC=18/(1,2BC) KP=18BC/(1,2BC)=15 Ответ: KP=15

Слайд 7

3. Найдите угол АСО , если его сторона СА касается окружности, О — центр окружности, а дуга AD окружности, заключённая внутри этого угла, равна 100°.

Слайд 8

Решение: 1.Треугольник ACO прямоугольный по свойству касательной (радиус к ней перпендикулярен). Угол A OD центральный и равен градусам (градусной мере дуги AD, на которую он опирается). 2.Он внешний угол треугольника ACO. Тогда

Слайд 9

4. В треугольнике АВС углы А и С равны 40° и 60° соответственно. Найдите угол между высотой ВН и биссектрисой BD .

Слайд 10

Решение: 1. BD - биссектриса => угол СBD = 1/2 АВС = 1/2 *(180° - (40°+60°)) = 1/2 *(180° - 100°) = 1/2 *80° = 40° 2. Рассмотрим треугольник ВСH (угол СНВ - прямой по условию). По теореме о сумме острых углов прямоугольного треугольника угол НСВ + угол НВС = 90°. 3. По условию угол НСВ = 60°. Значит угол НВС = 90° - 60° = 30° 4. Угол между высотой ВН и биссектрисой BD - это угол HВD. Он равен: угол HВD = угол СBD - угол НВС= 40° - - 30° = 10°. Ответ: 10°.

Слайд 11

5. Биссектрисы углов A и D параллелограмма ABCD пересекаются в точке, лежащей на стороне BC . Найдите BC , если AB = 34.

Слайд 12

Решение: BC||AD (по определению параллелограмма) ∠BAE=∠EAD (т.к. AE - биссектриса) ∠EAD=∠BEA (т.к. это накрест-лежащие углы) Следовательно, ∠BAE=∠BEA Получается, что треугольник ABE - равнобедренный (по свойству), и AB=BE (по определению равнобедренного треугольника). Аналогично с треугольником ECD: ∠CED=∠CDE EC=CD Так как AB=CD (по свойству параллелограмма), то получается, что AB=BE=EC=CD = 34. Значит, ВС = 34 + 34 = 68 Ответ: 68

Слайд 13

6. Высота AH ромба ABCD делит сторону CD на отрезки DH = 12 и CH = 3. Найдите высоту ромба.

Слайд 14

7. Биссектрисы углов A и B при боковой стороне AB трапеции ABCD пересекаются в точке F . Найдите AB , если AF = 24, BF = 10.

Слайд 15

Решение: 1. Углы BAD и ABC — внутренние односторонние при прямых AD || BC и секущей AB, следовательно, углы BAD+ABC =180°. AF и BF — биссектрисы углов BAD и ABC. 2. Сумма углов BAF и ABF будет равна половине суммы углов BAD+ABC =180°, то есть 180:2=90°. Треугольник ∆AFB — прямоугольный, тогда по т. Пифагора находим AB: AB 2 =BF 2 +AF 2 , AB 2 =10 2 +24 2 AB 2 =100+576 AB 2 =676 AB=26 Ответ: 26.

Слайд 16

9. Точка H является основанием высоты, проведённой из вершины прямого угла B треугольника ABC к гипотенузе AC . Найдите AB , если AH = 5, AC = 20.

Слайд 17

Решение: 1.Рассмотрим треугольники ABC и ABH. ∠A – общий, ∠AHB=∠ABC .Следовательно, эти треугольники подобны (по признаку подобия) 2. Тогда AC/AB=AB/AH (гипотенуза большого треугольника относится к гипотенузе маленького как малый катет большого треугольника к малому катету маленького треугольника) 20/AB=AB/5 20*5=AB 2 , 100=AB 2 , AB=10 Ответ: AB=10

Слайд 18

10. Прямая AD , перпендикулярная медиане ВМ треугольника АВС , делит её пополам. Найдите сторону АС , если сторона АВ равна 4.

Слайд 19

Решение: 1. AD для треугольника ABM является и медианой, и высотой. А это свойство медианы для равнобедренного треугольника. Следовательно, треугольник ABM - равнобедренный с основанием BM. 2.По определению равнобедренного треугольника AB=AM. Т.к. BM - медиана для треугольника ABC, следовательно AM=MC (по определению медианы). Тогда AC=AM*2. Как мы выяснили ранее AM=AB => AC=AB*2=4*2=8. Ответ: AC=8.

Слайд 20

11. Точка H является основанием высоты BH , проведённой из вершины прямого угла B прямоугольного треугольника ABC . Окружность с диаметром BH пересекает стороны AB и CB в точках P и K соответственно. Найдите PK , если BH = 16.

Слайд 21

Решение: 1.Вписанный угол РВК - прямой по условию задачи. Так как центральный угол равен двум прямым углам, т.е. 180°, отрезок РК - диаметр и равен другому диаметру ВН. РК=16. Если короче - вписанный угол, если он равен 90°, опирается на диаметр. Отсюда РК - диаметр.

Слайд 22

№ 25 1. В окружности с центром О проведены две хорды АВ и CD так, что центральные углы АОВ и СОD равны. На эти хорды опущены перпендикуляры ОК и OL . Докажите, что ОК и OL равны.

Слайд 23

Доказательство: Треугольники АОВ и СОD равны по двум сторонам и углу между ними ( AO = BO = CO = DO как ра­ди­у­сы окружности, ∠ AOB = ∠ COD по условию). Следовательно, высоты OK и OL равны как соответственные элементы равных треугольников.

Слайд 24

2. На стороне АС треугольника АВС выбраны точки D и E так, что отрезки AD и CE равны (см. рисунок). Оказалось, что отрезки BD и BE тоже равны. Докажите, что треугольник АВС — равнобедренный.

Слайд 25

Доказательство: По условию задачи BD=BE, следовательно треугольник BDE - равнобедренный (по определению). По свойству равнобедренного треугольника угол BDE = углу BED. Смежные им углы тоже равны, угол BDA=углу BEC. 2) Рассмотрим треугольники ABD и CBE. AD=CE (по условию), BD=BE (По условию), угол BDA=углу BEC (из п.1), следовательно эти треугольники равны (по первому признаку равенства треугольников), а это значит, что BA=BC. Следовательно треугольник ABC - равнобедренный (по определению).

Слайд 26

3. В выпуклом четырёхугольнике ABCD углы ABD и ACD равны. Докажите, что углы DAC и DBC также равны.

Слайд 27

Доказательство: 1.∠АB D и ∠ ACD опираются на отрезок A D и равны друг другу. Значит мы можем провести окружность через точки A D и вершины этих углов. Эти углы окажутся вписанными в окружность, опирающимися на одну дугу. Получится, что мы описали окружность вокруг четырехугольника. 2. Заметим, что углы DAC и DBC тоже являются вписанными и опирающимися на одну и ту же дугу, т.е., используя теорему о вписанном угле, получаем, что они равны друг другу . ч.т.д.

Слайд 28

В параллелограмме АВСD проведены перпендикуляры ВЕ и DF к диагонали АС Докажите, что ВFDЕ — параллелограмм.

Слайд 29

Доказательство: 1) Рассмотрим треугольники ABE и CDF. AB=CD (по свойству параллелограмма). Угол BAE = углу DCF (т.к. это внутренние накрест-лежащие углы для параллельных BC и AD и секущей AC). Угол BEA = углу DFC (т.к. оба эти угла прямые по условию).Значит прямоугольные треугольники равны по гипотенузе и острому углу). Отсюда следует, что BE=FD 2) Рассмотрим треугольники BFE и DEF. BE=FD (из пункта 1), EF-общая сторона, угол BEF = углу DFE (т.к. это прямые углы по условию). Следовательно треугольники BFE и DEF равны (по второму признаку равенства треугольников). Отсюда следует, что BF=ED. 3) В итоге получаем, BF=ED и BE=FD, следовательно ВFDЕ — параллелограмм (по свойству параллелограмма).

Слайд 30

В параллелограмме АВСD точки E, F, K и М лежат на его сторонах, как показано на рисунке, причём АЕ = CK, BF = DM . Докажите, что EFKM — параллелограмм.

Слайд 31

Доказательство: Угол А= углуС (т.к. АВСД паралелограмм), АЕ=СК, АМ=FC (по условию задачи), значит треугольник AME = треугольнику CFK, значит и EM=FK. Также легко заметить, что MD=BF и KD=EB (покажем для MD=BF. Т.к. AD=AM+MD, BC=BF+FC, а FC=AM , значит и MD=BF, Для KD=EB доказательство аналогично)Тогда мы получили, что MD=BF ,KD=EB , угол В = угол D (т.к. АВСД - парал-мм), значит треугольник EBF = треугольнику KDM, значит MK = EK таким образом мы получили, что четырехугольник EFKM, у которого противолижащие стороны попарно равны. Теперь докажем что противалежащие стороны у четырехугольника параллельны, тогда мы и докажем что он параллелограмм. В EFKM проведем диагональ MF, тогда очевидно, что треугольник MKF = треугольнику FEM (по равенству двух сторон+ одна сторона общаяя)Тогда угол FMK = углу MEF , а они внутренние накрест лежащие углы при прямых MK и EF и секущей MF, значит EF параллельна MK.Теперь аналогичным образом, проводим диагональ EK, также получаем 2 равных треугольника MEK=FKE (тоже по трем сторонам), тогда углы KEM=EKF (а они накрест лежащие при прямых FK и EM при секущей KE), значит FK параллельна EMП получили что стороны четырехугольника попарно параллельны друг другу, значит это параллелограм.

Слайд 32

8. В параллелограмме проведены биссектрисы противоположных углов. Докажите, что отрезки биссектрис, заключенные внутри параллелограмма, равны.

Слайд 33

Доказательство: 1. Рассмотрим треугольники ADN и CBM AD = DC как противоположные стороны параллелограмма, 2. Угол DAN равен углу BCM как половины равных углов А и В параллелограмма . 3. Угол AND равен углу CBM как противоположные углы параллелограмма 4. Треугольники равны по второму признаку, следовательно AN = MC как соответственные стороны в равных треугольника

Слайд 34

9. Середины сторон параллелограмма является вершинами ромба. Докажите, что данный параллелограмм — прямоугольник.

Слайд 35

Доказательство: Рассмотрим треугольники AEH и BEF : 1.ВЕ = В A так как Е – середина АВ 2. ВА = AH как половины равных сторон параллелограмма 3. EF = EH как стороны ромба. Отсюда следует, что данные треугольники равны по третьему признаку. 4. Значит угол В = углу А, а так как они являются внутренними односторонними и в сумме дают 180 градусов, то каждый из них равен 90 градусов. По определению ABCD – прямоугольник.

Слайд 36

Удачи на экзаменах !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Элективный курс "Практикум решения задач единого экзамена по математике" 10 класс

Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по  математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дал...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по подготовке к ОГЭ по математике»

Общая характеристика курса:Учащимся 9 класса предстоит сдача ОГЭ, содержание которого включает в себя материал всего курса математики неполной средней школы. Программа элективного курса направлена на ...