Курс "Решение задач"
рабочая программа по математике (8 класс) на тему

Косухина Елена Сергеевна

Данное планирование можно использовать при ведении часов внеурочной деятельности в целях подготовки обучающихся к экзамену по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakul_8_reshenie_zadach.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по математике  «Решение задач» составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по математике, авторской программы Ю.Н.Макарычева и др. Программы по алгебре/Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова -  Издательство «Просвещение», 2014 г., авторской программы по геометрии Л.С.Атанасяна и др./Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова – Издательство «Просвещение», 2014г.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю).

Формами контроля за качеством обучения учащихся являются тематические зачеты.

Цель факультативного курса:

развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;

систематизировать имеющиеся знания о типах и способах решения текстовых задач;

выявить   уровень  математических способностей учащихся и их готовность в дальнейшем к профильному обучению в школе и вузе.

Задачи:

повысить интерес к предмету;

формировать математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, в частности при решении текстовых задач;

формировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

развивать мышление учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций;

подготовить  учащихся к государственной итоговой аттестации;

.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать:

основные типы текстовых задач;

методы и алгоритмы решения текстовых задач.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

определять тип задачи, знать алгоритм решения;

применять полученные математические знания в решении прикладных задач и задач с практическим содержанием;

использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

   Содержание  курса.

Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения (6ч).

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: что такое  текстовая задача; этапы решения текстовой задачи; способы решения текстовой задачи;

уметь: решать простейшие текстовые задачи; составлять математические модели текстовых задач.

Тема 2. Задачи на движение (8ч).

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: что такое  задача на движение; формулы зависимости функции пути, скорости и времени;

уметь: решать текстовые задачи на движение; записывать условие задачи; составлять уравнение по условию задачи; составлять графики движения материальной точки в прямоугольной системе координат, читать графики.

Тема 3. Задачи на проценты (7ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием, задачи на части.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: формулу процентов и сложных процентов; 

уметь: решать текстовые задачи на проценты.

Тема 4. Задачи на числа (2ч)

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. Задачи на составление буквенных выражений.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: различные типы задач на числа; формы записи различных чисел с заданными условиями ( кратное числу п, делящееся с остатком и т .д.);

уметь: составлять формулы записи различных чисел с заданными условиями; решать задачи с числами.

Тема 3. Задачи на сплавы, смеси, растворы (5ч).

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси,  растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: формулы зависимости массы или объема вещества в сплаве, или в смеси от концентрации: методы  решения задач на смеси и сплавы;

уметь: составлять таблицы данных для анализа математической модели; решать текстовые задачи на смеси и сплавы.

Тема 4. Задачи на работу (3ч)

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

В результате изучения раздела учащиеся должны

знать: формулу зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения; 

уметь: решать различные текстовые задачи на работу.

Тема 7. Задачи повышенной трудности (3ч)

Текстовые задачи из ОГЭ, ЕГЭ.

знать: содержание заданий  ЕГЭ и ОГЭ на текстовые задачи;

уметь: решать текстовые задачи ОГЭ и ЕГЭ

Тематическое планирование

№ занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

1-2

Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям).

2

3-4

Решение текстовых задач методом составления уравнения

2

5-6

Решение задач составлением системы уравнений

2

7-9

Задачи на движение

3

10

Графики движения в прямоугольной системе координат.

1

11-14

Движение по течению и против течения.

4

15

Процент

1

16-19

Задачи на проценты

4

20-21

Задачи на части

2

22-23

Задачи на числа

2

24-28

Задачи на сплавы, смеси, растворы

5

29-31

Задачи на работу

3

32-35

Задачи с геометрическим содержанием

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс

 Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....

Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации

Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...