Мастер - класс "«Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие подростка. Меняем негативные «ярлыки» "
классный час (8 класс) по теме

Баданова Алтынай Николаевна

мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

Тема моего мастер-класса:  «Психологическое здоровье и
эмоциональное благополучие подростка. Меняем негативные «ярлыки»

Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления национального проекта «Образование». Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся  является основополагающим элементом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Поэтому одной из задач программы развития московского образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Как показывает статистика 10 % детей можно назвать условно здоровыми в младших классах, 6 % - в средних классах и только 3 % - старшеклассников.

Наша российская статистика фиксирует лишь физическое здоровье школьников, но не психологическое.

Согласно зарубежным данным, около  85 % подростков имеют отклонения, которые выражаются в депрессии, агрессии, асоциальных проявлениях, повышенной утомляемости, в употреблении наркотиков, алкоголя.

Подростковый возраст – не простой, мы все это знаем. Часто наши дети начинают чувствовать одиночество, уверяя себя и окружающих, что их никто не любит и они никому не нужны. Подросток замыкается, уходит в себя, всячески избегает контактов со взрослыми.

К сожалению, совсем недавно мы столкнулись с такими жуткими вещами, как массовые случаи детского суицида. Что толкнуло этих детей на такой шаг? …

В одиночку задачу сохранения психологического здоровья и эмоционального благополучия подростков школе не решить. Это нужно делать только в тесном взаимодействии с семьей!!!

И сегодня я продемонстрирую вам одну из форм, которая позволяет мне вместе с родителями работать над решением этой задачи. Это родительское собрание с элементами групповой проблемной работы и деловой игры.

Но главное здесь не форма, а содержание, а именно: попытка помочь родителям изменить свое отношение к недостаткам ребенка, помочь отказаться от использования негативных "ярлыков" в отношении собственных детей.

Итак, давайте на практике посмотрим, как можно поменять родительское программирование, особенно, учитывая, что родительский контроль в 8-9 классе существенно ослабевает и остается общение на уровне «Как дела? Нормально?» Любой промах ребенка воспринимается взрослыми уже как безнадежность на исправление.

Тема родительского собрания, которое я хочу вам сегодня продемонстрировать и надеюсь, что оно вам когда-нибудь пригодится в педагогической практике: "Не все является тем, чем кажется".

Задание 1

Пред вами лист, разделенный пополам.

Подумайте, пожалуйста, и запишите на левой половине листа все черты характера, которые вам не нравятся в вашем ребенке. Дать время участникам написать. Теперь на  правой половине листа - те, которые вас устраивают в вашем ребенке.

 

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Какие качества было труднее написать? Как показывает практика, в обычной ситуации хорошие качества родителям написать намного труднее. Отложите на время свои листочки.

Не факт наносит нам инфаркт.

Нейтральны факты как явленье.

И только наше отношенье

Поляризует каждый факт.

Принятие или дружелюбное отношение, подозрительность или недоверие – формируют у ребенка отношение не только к людям, но в первую очередь к самому себе.

Постепенно ребенок, которого как-то обозначили, начинает играть роль. Мать, отчаявшаяся научить сына играть в теннис и в досаде заявляющая ему об этом, возможно, дала явно лишний шанс Сафину носить теннисную корону. Учитель, называющий ребенка бездарностью, может сломать ему жизнь, если передним не Лев  Толстой и не Вальтер Скотт. Одноклассники, называющие подростка слабаком, лишают себя удовольствия увидеть его в числе победителей на Олимпийских играх.

Во всех этих случаях «ярлыки» как воплощение риторической воздействующей энергии можно считать речевой агрессией против человека.

 «Удобны» ярлыки и тем, что помогают снять с себя ответственность. Ведь если все предрешено, бессмысленно пытаться что-то изменить.

Каким видит себя ребенок

В 5 классе, работая над сказкой-былью Паустовского «теплый хлеб» о мальчике Фильке по прозвищу «Ну тебя!», я попросила детей написать, что им нравится в себе, что не нравится. Больно было видеть, что написанных отрицательных качеств у большинства детей оказалось гораздо больше, чем положительных….   А потом мне попала в руки книга Тассиеса «Украденные имена».

«Каждое утро все самые прекрасные вещи мира: солнечный свет, запах свежего хлеба - существуют для Анны, Берты, Карлоса ... Все самые прекрасные вещи: улыбки и ласковые слова - адресованы Джейми, Карен, Луисе... Все прекрасные вещи - для Квима, Раисы, Сюзанны. Но они не для меня, потому что у меня нет имени. У меня его украли в школе. Меня зовут ботаником - потому что я внимательно слушаю учителя, трусом - потому что я не даю сдачи. У меня как-то была подруга, но остальные узнали об этом и отняли ее у меня. Моя школа - моя тюрьма. Каждый новый год - новый срок наказания. Говорят, что это моя проблема, потому что я живу в своем собственном мире, потому что вижу мир наоборот.  Но если я вижу, как по раздевалке летают брюки, - я уверен, что это мои. Когда звенит звонок с последнего урока, я быстро убегаю, прячусь и жду, пока все разойдутся. Сегодня, когда я возвращался из школы  и увидел свое отражение в зеркале в лифте, я решил подняться пешком. На последнем этаже я перегнулся через перила. И у меня не закружилась голова. Но ты захотел обратить внимание на то, что со мной происходит. Ты же понимаешь, что только птицы умеют летать... Спасибо, что напомнил об этом. Как тебя зовут?»

Как тебя зовут, взрослый, которому небезразлично то, что со мной происходит? Мы, взрослые, являемся частью этого мироощущения.

Давайте сейчас попробуем заменить старый негативный разрушительный "ярлык",  который мы давно повесили на ребенка на новый принимающий.

Сейчас я попрошу вас разбиться на группы.

Задание 2

Вернитесь к своим листочкам. Посмотрите на негативные качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы общими, с которыми вам труднее всего мириться.

А теперь я предлагаю вам не совсем обычную игру. Представьте себе, что вам необходимо прорекламировать эти отрицательные качества другой группе, убедить участников другой группы так, чтобы они поняли, что эти качества могут приносить пользу ребенку, и они не так страшны, как кажется. Для этого необходимо найти и выделить положительные моменты в этих качествах. Например, ЛЕНЬ. Да, мой ребенок ленивый, но…

Лень позволяет найти время на спокойные и мудрые размышления о самом себе, своей жизни и происходящих вокруг событиях. Лень побуждает искать занятие по душе. Лень развивает творческое начало в человеке. Лень напоминает о необходимости отдыха.

Затем, выберите выступающего, который прорекламирует качества характера, с которыми вы работали в своей группе.

Выступление каждой группы.

Слова взрослых влияют на поведение детей. Чаще говорите детям, что они добрые и трудолюбивые (а не злобные и ленивые), и, возможно, они начнут действовать в соответствии с вашими словами.

Рефлексия:

• Удалось ли вам изменить свое категоричное отношение к тем качествам, которые вы не принимали в ребенке?

Хотелось бы отметить, что данная форма проведения родительского собрания универсальна и подойдет как для родителей любого класса, так и для работы с педагогами-предметниками, которые преподают в вашем классе.

В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.... Не всё является тем, чем кажется.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что ваши дети очень нуждаются в вашей положительной оценке, в похвале. Все будет зависеть от того, как вы на них посмотрите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по определению показателя соц.благополучия подростка

Инструкция позволяет выявить подростков группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними....

Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»

Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

ПРОГРАММА «Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей»

Формирование ответственного отношения к своему здоровью и профилактика формирования аддиктивного поведения у обучающихся 5-х и 7-х классов....

Что такое благополучие подростка в школе

Известно, что эмоциональное благополучие влияет на формирование самоконтроля, обеспечивает высокую самооценку, ориентирует на успех при достижении целей, обеспечивает эмоциональный комфорт вне семьи....