Принцип Дирихле.
методическая разработка по математике (11 класс) на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Принцип Дирихле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dirihle.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принцип Дирихле

Слайд 2

Дирихле родился в городе Дюрене в семье почтмейстера. В 12 лет Дирихле начал учиться в гимназии в Бонне, спустя два года в иезуитской гимназии в Кёльне, где в числе прочих преподавателей его учил Георг Ом. С 1822 по 1827 г. жил в качестве домашнего учителя в Париже, где вращался в кругу Фурье. Биография

Слайд 3

- В 1827г. устраивается на должность приватдоцента университета Бреслау (Вроцлав). - В 1829 г. он перебирается в Берлин, где проработал непрерывно 26 лет, сначала как доцент. - Затем с 1831 г. как экстраординарный профессор. - С 1839 г. как ординарный профессор Берлинского университета. В 1855 г. Дирихле становится в качестве преемника Гаусса профессором высшей математики в Гёттингенском университете. Биография

Слайд 4

Принцип Дирихле устанавливает связь между объектами и контейнерами при выполнении определённых условий. Принцип Дирихле

Слайд 5

Принцип Дирихле Если в n клетках сидит m зайцев, причем m > n , то хотя бы в одной клетке сидят, по крайней мере, два зайца.

Слайд 6

Принцип Дирихле Если в n клетках сидит m голубей, причем m < n , то хотя бы в одна клетка останется свободной .

Слайд 7

Обобщенный принцип Дирихле Предположим, m зайцев рассажены в n клетках. Тогда если m > n , то хотя бы в одной клетке содержится не менее m:n зайцев, а также хотя бы в одной другой клетке содержится не более m:n зайцев.

Слайд 8

В классе 15 учеников. Докажите, что найдутся как минимум 2 ученика, отмечающих дни рождения в один месяц. Решение: Пусть 15 учеников будут «зайцы». Тогда «клетками» будут месяцы года, их 12. Так как 15 > 12, то, по принципу Дирихле, найдется, как минимум, одна «клетка», в которой будет сидеть, по крайней мере, 2 «зайца». Ответ: Найдется месяц, в котором будут отмечать дни рождения не менее 2 учеников класса. Задача 1.

Слайд 9

В ковре размером 3х3 метра Коля проделал 8 дырок. Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1х1 метр, не содержащий внутри себя дырок. Решение: Разрежем ковер на 9 ковриков размерами 1х1 метр, Так как ковриков - «клеток» - 9, а дырок - «голубей» - 8. Ответ: Найдется коврик без дырок внутри. Задача 2.

Слайд 10

В 3А классе учится 27 школьников, знающих всего 109 стихотворений. Докажите, что найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений. Решение: Предположим, что каждый школьник знает не более 4 стихотворений. Значит, 27 школьников знают не более 4•27=108(стихотворений) Ответ: Значит найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений. Задача 3.

Слайд 11

В городе 15 школ. В них обучается 6015 школьников. В концертном зале городского Дворца культуры 400 мест. Доказать, что найдётся школа, ученики которой не поместятся в этот зал. Решение: Предположим, что в каждой школе не более 400 учеников. Значит во всех школах 15 • 400= 6000(школьников). Ответ: Поэтому ученики этой школы не поместятся в зал на 400 мест. Задача 4.

Слайд 12

В школе 5 восьмых классов: 8А, …, 8Д. В каждом из них учится по 32 человека. Докажите, что найдутся 14 человек, родившихся в один месяц. Решение: Предположим, что в каждом месяце родилось не более 13 учеников. Значит за 12 месяцев родилось 12•13=156(школьников). Но по условию в школе обучается 5•32=160(человек). Ответ: Значит, найдется месяц, в котором родилось больше, чем 13 учеников, то есть хотя бы 14. Задача 5.

Слайд 13

Внутри равностороннего треугольника со стороной 1см расположено 5 точек. Докажите, что расстояние между некоторыми двумя из них меньше 0,5см. Решение: Можно получить 4 «клетки», разбив равносторонний треугольник с помощью проведения отрезков, соединяющих середину сторон. Тогда получим 4 равносторонних треугольника со сторонами по 0,5 см, которые и будут у нас «клетками». Задача 6.

Слайд 14

Задача 6. 2 1 4 3 Треугольники – «клетки», 5 точек – 5 «зайцев». 5 > 4, по принципу Дирихле, найдется равносторонний треугольник со стороной 0,5см, в который попадут не менее двух точек.

Слайд 15

Задача 6.

Слайд 16

Выводы: Таким образом, применяя данный метод, надо: Определить, что удобно в задаче принять за «клетки», а что за «зайцев». Получить «клетки»; чаще всего «клеток» меньше (больше), чем «зайцев» на одну (или более). Выбрать для решения требуемую формулировку принципа Дирихле. Принцип Дирихле важен, интересен, полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление. Многие олимпиадные задачи решаются, используя это специальный метод. Он дает возможность обобщать.

Слайд 18

Задача 6. 2 1 4 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип Дирихле

Материал содержит подробную методическую разработку занятия математического кружка по данной теме, апробированную автором. Тема является одной из востребованных при обучению учащихся решению олимпиадн...

Принцип Дирихле

Разработки и решение задач с использованием принципа Дирихле....

Принцип Дирихле и его применение при решении задач.

Очень  часто  в задания математических  олимпиад  включаются  задачи, при решении которых можно  использовать прием, называемый  принципом  Дирихле. В  шко...

Принцип Дирихле. Решение олимпиадных задач. Первое занятие

Материал предназначен для подготовке к олимпиаде....

Решение олимпиадных задач ,используя принцип Дирихле второе занятие

Данный материал можно использовать в рамках подготовки учащихся к олимпиаде, как дополнительный материал на кружках и элективных занятиях....

Тема самообразования "Принцип Дирихле".

Одна из главных задач педагога, обучающего детей с нарушениями зрения, является необходимость найти и применить все возможные педагогические методы и приёмы для оказания психолого-педагогической помощ...