математика 5 класс урок по теме "Смешанные числа"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Хохрякова Ольга Ивановна

Класс:

Предмет: математика

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Образовательная цель урока: ввести определение смешанного числа, правило выделения из неправильной дроби целой части.

Развивающая цель урока: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, умение осуществлять оперативный контроль процесса обучения.

Воспитательная цель урока: развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/[Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шаврыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. Презентация к уроку в программе Notebook. Ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Смешанные числа»

Класс:

Предмет: математика

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Образовательная цель урока: ввести определение смешанного числа, правило выделения из неправильной дроби целой части.

Развивающая цель урока: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, умение осуществлять оперативный контроль процесса обучения.

Воспитательная цель урока: развивать познавательный интерес через игровые моменты, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/[Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шаврыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. Презентация к уроку в программе Notebook. Ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

познавательные

личностные

коммуникативные

регулятивные

1.Оргмомент

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания

Включаются в деловой ритм урока, записываю в тетради 27.02      Классная работа

настраиваются на урок,  ставят перед собой цель: «Кто думает – тот всегда додума-ется! У нас все получится!»

планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Волевая саморегуляция.

2.Актуализация

Дает устные задания, ответы (числа) записаны  на доске. Числа группируют на натуральные и дробные.

Проводят необходимые вычисления, дают характеристику числам. Сталкиваются с незнакомым числом  2½

Фиксируют проблему.

Прогнозирование.

3.Целеполагание и мотивация

Формулирует проблемную ситуацию, просит определить цель урока.

Определяют цель урока:

Узнать название числа состоящего из целой и дробной части;

Узнать к каким числам его можно отнести (натуральные или дробные).

Анализируя и сравнивая задания, извлекают необхо-димую информацию для построения математического высказывания.

Выражают свои мысли с достаточ-ной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Целеполагание. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Первичное усвоение материала

Предлагает найти ответ на первый вопрос  «Как называется данное число?»  - рассказ (исторические сведения)

Предлагается найти ответ на второй вопрос, «К каким числам относится смешанное число, натуральным или дробным» (если ответят сразу правильно – дробным, сделать упор на доказательстве этого факта, повторив какое число называется дробным) Решают практические задачи.

Ставится вопрос «Как перевести смешанное число в неправильную дробь».

Записывают тему урока.

Смешанное число.

Делают обобщение,  какое число называется смешанным.  Определяют целую часть, дробную часть. Делают запись в тетради.

Делают вывод, что смешанное число это неправильная дробь. Значит, относится к дробным числам.

На основании известных фактов (деление с остатком) делается вывод (алгоритм)

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Планирование.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

5.Осознание и осмысление учебной информации

Предлагает повторить алгоритм (как выделить целую часть из неправильной дроби).

Учащиеся в группах формируют алгоритм в тетрадях.

Проверяют правильность по образцу.

Моделирование. Формируют учебные действия выделение целой части из неправильной дроби.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

физкультминутка

6.Первичное закрепление учебного материала

Предлагает выполнить №773(а,б)

№ 777 (а).

Выполняют задание.

Выделяют целую часть из неправильной дроби.

Представляют смешанную дробь в виде неправильной. Сверяют с образцом.

Делают вывод:

 – справился без ошибок «+»

-  допустил ошибки «-»

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

.

Контроль. Осуществляют самоконтроль.

Оценка.

7.Информация о домашнем задании

Правила (вклеить алгоритмы  в тетрадь). П. 9.2 № 774, 777(б), 786

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия

Задает вопросы:

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Анализируют свои успехи:

6 «+» - молодец

4-5 «+» - хорошо

3 «+» - старайся

0-2 «+» - приходи на консультацию

Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Рефлектируют  свои  действия.

Коррекция.

                                                                                                                                                       Учитель математики – Хохрякова Ольга Ивановна

Конспект урока:

Числа записаны на доске:   ;   7;   12;    ;   ;  ;  21.

Учитель дает задания: 1.  Выполните действия  2 : 3;       ;                    Ответ:  ;    

2.  Найдите следующее число в данной закономерности                                              Ответ:

3. Какому натуральному числу равна дробь ;                                                      Ответ:  7

4. Сократите дробь  .                                                                                                                        Ответ:

5.  У Сергея  18 конфет  из них карамели, сколько карамелей у Сергея?                                       Ответ: 12

6.  Даша на  часть пути тратит 3 мин. Сколько времени занимает путь до школы?                       Ответ: 21  

                                                                                                                                                 

Учащиеся, выполняя задания, дают числу (ответу)  характеристику: натуральное, дробь правильная, дробь неправильная, и сталкиваются  с неизвестным числом .

Учитель: давайте ребята попробуем поставить цель урока, исходя из того, что мы сегодня столкнулись с новым числом.

Учащиеся: (должны сформулировать цели)

- Узнать название числа.

- Узнать к каким числам оно относится (натуральным или дробным).

(если дают сразу название смешанное число – дробное, то нужно дать обоснованный ответ-доказательство, почему это число дробное).

Учитель: ссылается на исторический материал на сайте и показывает новый фрагмент текста

Из данного информационного текста делаем вывод: что числа содержащие целую и дробную часть,  называются смешанными числами.

.

Учащиеся делают запись в тетради.    2+  =

                                               целая часть   дробная часть

Для того  чтобы определить к каким числам натуральным или дробным относится данное число выполним несколько заданий (Для того чтобы доказать что это число дробь выполним несколько заданий). Для выполнения данного задания нужно записать действие, которое отвечает на поставленный вопрос и его выполнить. И определить число, получившееся в результате.

Задача 1.

У Пети 28 конфет. Он решил угостить 4 своих друзей. Сколько конфет получит каждый друг.

28 : 4 = 7 конфет;               7 – натуральное число.

Задача 2.

У  Пети 3 апельсина. Он решил угостить 4 своих друзей.   Сколько апельсинов получит каждый  друг.

3 : 4 =   апельсина;             – дробь, правильная

Задача 3.

У Пети 11 яблок. Он решил угостить 4 своих друзей. Сколько яблок получит каждый друг.

11 : 4 =  яблок;                  - дробь, неправильная

Учитель: проведем  исследовательскую работу. У каждого из вас на парте 11 кружочков – яблок. Разделите их на 4 части-друга. Что у вас получится?

        

 - остаток

 = 2 +  = 2 

Учащиеся:    Вывод: Смешанное число – это неправильная дробь.

Учитель: это действие в математике называется выделение целой части из неправильной дроби.

Проведем еще один эксперимент: выделите целую часть . Для этого сложите яблоки на парте вместе.

 = 7 +  = 7 

Давайте попробуем составить алгоритм нашего действия:

- Числитель делим на знаменатель с остатком   22 : 3 = 7 (ост. 1)

- неполное частное – целая часть

- остаток – числитель дроби

- делитель – знаменатель дроби

- Числитель делим на знаменатель с остатком.  

- Неполное частное – целая часть.

- Остаток – числитель дроби.

- Делитель – знаменатель дроби.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Урок математики в 5 классе по теме "Степнь числа. Квадрат и куб числа"

Данный урок представлен  в соответствии с требованими федерельного государственного образовательного стандарта.План урока представлен по новой форме, в виде таблицы, в которой прописано, как на у...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Урок математики в 5-м классе по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Урок математики в 5-м классе по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"...

урок математики в 5 классе по теме: «Степень числа.Квадрат и куб числа.»

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам: «Упрощение выражений»; «Порядок выполнения действий»; «Квадрат и куб числа».Задачи:Предметные: обобщить знания и умен...

Дифференцированный тест к уроку математики в 5 классе по теме: "Степень числа. Квадрат и куб числа".

Тест трехуровневый. Данная работа обеспечивает индивидуальный подход к учащимся....