Урок математики.Тема "Первое знакомство с понятием вероятность". 6 класс. УМК А.Г.Мордкович
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Ерыгина Людмила Александровна

Урок математики. 6 класс. Тема: "Первое знакомство  с понятием вероятность"

Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию понятия вероятности, достоверных, случайных и невозможных событий

Задачи:

                   -создать условия для формирования нового понятия и  способа нового действия: применений понятий достоверных, случайных и невозможных событий;

          -способствовать продолжению развитию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений;

         - способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая

Оборудование: карточки, схема-классификация событий, записи- цитаты  на доске, портреты математиков: Б Паскаля, П.Ферма, Пифагора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematika_6_klass.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики «Первое знакомство с понятием  «вероятность». 6 класс


Учебный предмет: математика

Класс: 6

Автор учебника: «Математика .6класс» Мордкович А.Г.

Тема урока: «Первое знакомство с понятием  «вероятность».

 Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность урока – 45 минут

Место проведения: МОУ  гимназия №1 г.Новоалександровск, Ставропольский  край

Учитель: Ерыгина Людмила Александровна

Тема

«Первое знакомство с понятием  «вероятность».


Цель

Организация деятельности учащихся по формированию новых понятий:  вероятность, достоверные, случайные и невозможные  события.

Задачи

-создать условия для формирования нового понятия и  способа нового действия: применений понятий достоверных, случайных и невозможных событий;

 -способствовать продолжению развитию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений;

- способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.

Планируемый результат

Самостоятельное применение понятий  «вероятность», «событий случайных, достоверных и невозможных».

Основные понятия

«Вероятность», «стопроцентная  вероятность», «нулевая вероятность», «маловероятно», «достаточно вероятно» «достоверное событие», «случайное событие»,  «невозможное событие».

Межпредметные связи

Физика, география ,литература,  история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-учебник «Математика .6класс» Мордкович А.Г.

-раздаточный материал;

- экспериментальное оборудование (монеты, протоколы эксперимента)

-компьютер, интерактивная доска

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Демонстрационный материал

Авторская презентация, материалы для эксперимента.

Оборудование:

для учителя:  компьютер, экран и проектор, оборудование для эксперимента (протоколы, монеты),  карточки, схема-классификация событий, записи- цитат   на доске, портреты математиков: Б Паскаля, П.Ферма, Пифагора

для учащихся: для работы в  парах: протоколы, монеты;

для самостоятельной работы - готовые карточки

Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  • Различать достоверные, невозможные и случайные события.
  • Вычислять степень случайного события (задачи ЕГЭ).
  • Познакомится с  биографией основателей  теории вероятностей.  

Познавательные умения:

Ученик научится:

  • находить различать понятия  достоверных, невозможных  и случайных событий.
  • анализировать  различные жизненные события;
  •  логически мыслить;
  • строить рассуждения по теме урока;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

  • фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
  • осуществлять оценку результатов своей деятельности;
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения.

Коммуникативные умения:

Ученик научится:

  • слушать партнера по общению;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседником;

готовить  сообщение с помощью взрослого по теме урока.

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами работы в группе, со взрослым;
  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулируют правила поведения на уроке.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

-  Здравствуйте, ребята! Невероятно, но сегодня у нас на уроке присутствуют учителя математики всего Новоалександровского района.  Давайте договоримся, все, что у вас лежит на столе, пока не трогаем. Нам все это пригодится в течение урока.

Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке.

II  этап .

Актуализация знаний.

Цель: выйти на формулирование темы урока

Разыгрывание сценки  двумя учениками.

Участвуют в обсуждении  проблемных вопросов, формулируют собственное   мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу,

 учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Попрошу выйти к доске двух юношей. Предлагаю вам разыграть небольшую сценку.

 Самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, услышали ли вы необычные для вас слова, термины  в этой сценке? Какие?

-«Вероятно»

-«Более вероятно»

-«Менее вероятно».

Все эти понятия связаны как не странно с математикой. И тема сегодняшнего урока, как вы думаете какая?

«Первое знакомство с понятием  «вероятность».

Запишите в тетради тему урока.

Предлагаю вам вспомнить встречались ли вы уже в повседневной жизни с этими терминами? Придумайте словосочетания  или предложения с ними. Итак, одна минута на обсуждение.

Пример: « Завтра, вероятно, будет дождь»…..

«Вероятно в выборах победит кандидат Иванов И.И.»…..

«Вероятно, что в ближайшее время курс доллара будет стабилен….»

Когда мы упоминаем эти термины, мы связываем их с каким-либо событием. Согласны?

А,  попробуйте  дать определение понятию «вероятность». Сложно?

Действительно,  сложно, но, думаю, что совсем скоро вы сможете это сделать сами.

 

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД: развитие

умений делать логические умозаключения;

умений обобщать и классифицировать.

III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока  

Цель:

мотивировать школьников на самостоятельное формулирование определения  понятия «Вероятности»

Работают с информацией, представленной на слайде.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное   мнение и аргументируют его.

Организует работу по

определению темы урока, постановке цели урока.

С понятием вероятность связаны такие словосочетания:

-«стопроцентная  вероятность»

-«нулевая вероятность»

-«маловероятно»

-«достаточно вероятно».

Предлагаю поработать с этими  терминами. Внимание на  экран.

Диктант 1.  (Приложение). (Проверка по слайду). Молодцы.

А теперь, ближе к математике. Оцените с помощью тех же понятий вероятность следующих событий.

Диктант 2. (с числами). (Приложение)

А теперь, поработайте в парах.

Оцените  с помощью тех же понятий вероятность следующих событий.  Минуту вам на размышление.

Диктант 3. (Приложение)(с числами)

Проверка. Молодцы!

Коммуникативные УУД

Умение слушать и извлекать нужную информацию.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы.

Регулятивные УУД

Умение определять цель деятельности на уроке.

IV этап.

Изучение нового материала.

Цель:

 самостоятельно открыть свойства морей.

воспринимать наглядно-образное изображение водного пространства.

Анализируют  полученную информацию  и применяют знания при выполнении письменных заданий (фронтально, в парах).

Применяют полученные знания при выполнении письменных заданий и работе в парах.

Включает учащихся

в работу по самостоятельному выполнению заданий.

Контролирует выполнение письменных заданий, организует работу в парах.

Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работу.

А теперь задание из вашего учебника:  № 1098, №1099 –выполним их устно.

Проверка.

№1098

№1099

а) достаточно вероятно

а) достаточно вероятно

б) маловероятно

б) достаточно вероятно

в) стопроцентная вероятность

в) нулевая вероятность

г) нулевая вероятность

г) стопроцентная вероятность

Молодцы!

Итак,  мы с вами достаточно поработали устно. Оцените свою работу устно: если вы были активны - поставьте себе «5», если могли бы работать лучше – «4», если не довольны своей работой, считаете, что работали не в полную силу- ставим «3», думаю, что «2» не поставит себе никто!

Откроем сборники заданий.  Работаем  в парах.  Выполните задания № 482, № 484.

В тетрадях запишите №,  который вы выполняете и задания а), б), в), г), а рядом только ответы  используя  термины:

-«стопроцентная  вероятность»

-«нулевая вероятность»

-«маловероятно»

-«достаточно вероятно».

Проверка.

№482

№484

а) нулевая вероятность

а) маловероятно

б) нулевая вероятность

б)стопроцентная вероятность

в) стопроцентная вероятность

в) нулевая вероятность

г) нулевая вероятность

г) достаточно вероятно

Молодцы! Оцените свою работу: поставьте +, если задание выполнено правильно и   -, если нет. Если у вас все +, поставьте «5», если один, два   - «4»,  три – «3», более трех – ничего не ставьте.  Предлагаю немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные УУД

Умение  применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы

Регулятивные УУД

Уметь работать в парах.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

V этап.

Включение в систему знаний

Цель — самостоятельное формулирование определений понятия «вероятность», «событий возможных и случайных»

Формировать умение делать выводы.

Участвуют в обсуждении , анализируют, делают предположения, аргументируют свою точку зрения.

Включает учащихся в групповую работу по  введению новых понятий.

Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.

Продолжим. Скажите, а теперь вы сможете дать определение понятию «вероятность» - это……

Тогда продолжим. Ребята, скажите, всегда ли мы говорим, что так: Стопроцентно, что за субботой наступит воскресенье? Как можно сказать по-другому.

Достоверно, после субботы  наступит воскресенье.

Определение. Событие, которое при данных условиях обязательно наступит, называется достоверным.

Как бы мы в речи заменили словосочетание «нулевая вероятность»?

Определение. Событие, которое при данных условиях  никогда не  наступит, называется невозможным.

Определение. Событие, которое при данных условиях может наступить, а может не  наступить, называется  случайным.

Коммуникативные УУД

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

Регулятивные УУД

Уметь работать по коллективно.

VI этап

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: систематизировать полученные знания.

Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное   мнение и аргументируют его.

Организует самостоятельную работу.

Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь

Итак, сейчас проверим, как вы сможете применить эти  термины на практике.

1. Какие из следующих событий являются невозможными, какие достоверными, какие случайными?


А: Футбольный матч команд «Спартак» и «Динамо» закончится вничью.
(С)
Б: Вы выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее. (Д)
В: На день рождения вам подарят говорящую лошадь. (Н)
Г: 1 сентября будет контрольная работа по математике
. (Н)
Д: 30 февраля будет вьюга. (Н)
Е: Когда вы вырастите, вас выберут президентом России. (С)
Ответ:
 невозможные события — В, Г, Д; достоверное — Б; случайные — А, Е.

Я воспользуюсь вашим учебником литературы. Знаю, что несколько уроков назад вы познакомились с мифами Древней Греции.

-1) Геракл (в древнегреческой мифологии),  сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены совершил 12 знаменитых подвигов.  (Достоверно). Согласно мифам древней Греции - да, не больше, не меньше, 12 подвигов.

-2) Геракл – был царем. И правил  Грецией более века. (Невозможное событие)

Став взрослым, Геракл поселился в городе Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого царя Эврисфея.  И, конечно, никогда не правил страной и более века не жил.

-3) Именно Геракл учредил Олимпийские игры, которые проводились каждые 4 года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе. (Достоверно).

-4) Самым трудным подвигом Геракла был его последний 12-й подвиг: он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, три золотых яблока.   (Достоверно).

Молодцы.

А теперь я проверю, как вы работаете самостоятельно. У вас на столах задания для самостоятельной работы по вариантам. Сами задания не писать около заданий поставьте только начальные буквы слов «достоверно»- д, «невозможно»- н, «случайно»- с.

(Приложение)

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы

VII.Экспериментальное исследование.

Цель — с помощью эксперимента установить вероятность события, проведя самостоятельные  опыты.

Формировать умение делать выводы из увиденного.

Участвуют в обсуждении опыта, анализируют, делают предположения, аргументируют свою точку зрения.

Включает учащихся в групповую работу по определению степени вероятности события.

Ребята, скажите если событие невозможное, чему равна вероятность наступления этого события?  - Нулю!

А если событие достоверное, то чему равна вероятность наступления этого события? Математики приняли  это число за 1.

А вот если событие случайное очень хочется узнать, чему равна вероятность наступления этого события?

Поговорим о случайных событиях.

Бутерброд.

Итак, в 1 варианте была задача с бутербродом, поговорка утверждает, что бутерброд всегда падает маслом вниз. А вот английские школьники не поверили этому факту и решили устроить эксперимент. Я познакомлю вас с результатами его.

«Бутерброд упал маслом вниз» и «Бутерброд упал маслом вверх».  (с)

Предлагаю самим побыть в роли экспериментаторов. Итак, открываем экспериментальную лабораторию. Вы проводите эксперимент.

В тестах ЕГЭ есть задачи по теории вероятности. Предлагаю одну из них.

Там много задач на подбрасывание монетки, их мы научимся   решать уже очень скоро. А пока предлагаю решить такую простую задачу, без формул, путем  эксперимента.

Задача. Какова вероятность того, что  при подбрасывании монетки выпадет «решка». Найдите эту вероятность.  У вас на столах протоколы эксперимента.  (Приложение)

Вот простейший опыт – подбрасывают монету. Выпадение орла или решки, конечно, чисто случайное явление. Но при многократном подбрасывании обычной монеты можно заметить, что появление  «решки»  происходит примерно в половине случаев.

Кто и когда впервые проделал опыт с монетой, неизвестно. Французский естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон (1707 – 1788) в 18 столетии 4040 раз подбрасывал монету – «решка» выпала 2048 раз. Математик К.Пирсон в начале двадцатого столетия подбрасывал ее 24 000 раз – решка выпала 12 012 раз. Лет 40 назад американские экспериментаторы повторили опыт. При 10 000 подбрасываний решка выпала 4 979 раз. Значит, результаты бросаний монеты, хотя каждое из них и является случайным событием, при неоднократном повторении подвластны объективному закону.

И на следующем уроке мы с вами выведем формулу, по которой можно вычислять вероятность того или иного события. Но это тема нашего следующего урока. И, думаю,  нам по силам будет решить задачу Даламбера:

Ребята, вообще  теория вероятностей очень интересна. Я приведу вам буквально несколько исторических фактов. (Приложение)

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности

С какими новыми понятиями, математическими  терминами вы сегодня познакомились? Может, они и не совсем для вас новые.

«Вероятность»,

-«стопроцентная  вероятность»

-«нулевая вероятность»

-«маловероятно»

-«достаточно вероятно»

- «достоверное событие»,

-«случайное событие»,

« невозможное событие».

- Дополните предложения:

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было  …

Домашнее задание.

П.38.

1.№1101, 1102

2.Подготовить одноклассникам тест (из 5 предложений на случайные, достоверные и невозможные события)

3.Для желающих.

1. Задача. Все вы знаете игральную кость. Так вот в тестах ЕГЭ есть такая задача. Какова вероятность того, что выпадет «тройка»? У кого дома есть такой кубик, принесите. Будем проводить эксперименты, а потом проверим их  с помощью новой формулы.

2.Подготовить сообщения о математиках, внесших вклад в развитие теории вероятностей.

- Спасибо за урок!

Личностные УУД

Формирование способности к самооценке

Регулятивные УУД

Умение оценивать учебные действия.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс

урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса...

Обобщаюший урок по теме: "Сумма многочленов", алгебра 7 класс, учебник А.Г. Мордкович

Автор:Семина Ольга Николаевнаучитель математикифилиал МБОУ лицей с. Долгоруково в д. ЕкатериновкаЛипецкая область Долгоруковский район д. Екатериновка7 КЛАСС.УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ВМЕСТЕ С МНОГОЧЛЕНАМИТЕ...

Урок алгебры "Квадратные уравнения. Основные понятия" 8 класс

Цель урока: проверить знание учащимися определений по изучаемой теме;применять изученные алгоритмы для решения неполных квадратных уравненийи рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений...

Дидактические материалы к урокам по теме " Первоначальные химические понятия", 8 класс

Материал содержит самостоятельные работы к урокам и контрольную работу №1 по теме "Первоначальные химические понятия"....

Урок по теме "Знакомство с алгоритмом" 5 класс

Урок с применением технологии развития критического мышления, метод "Фишбоун". Тип урока:         изучение нового материалаВид урока:...

Технологическая карта урока по теме "Знакомство с Шотландией". 6 класс. УМК Биболетовой.

Недавно в нашей школе прошел мониторинг 5-6 классов в рамках ФГОС ООО. Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока 6 класса, соответсвующую данным стандартам....