Некоторые аспекты реализации современной системы оценивания качества математической подготовки школьников на ступени ООО
статья по математике на тему

Особенность  ФГОС нового  поколения   -  деятельностный  характер,  который  ставит  главной  задачей  развитие  личности  учащегося.  Поставленная  задача  требует  перехода  к  новой  системно – деятельностной  образовательной  парадигме,  которая, в свою очередь, связана с  принципиальными  изменениями  деятельности  учителя математики, реализующего  новый  стандарт.  Качественно  изменился   подход  к  современному  уроку,  к  системе  оценивания образовательных  достижений  учащихся.  Он отражает  владение  классической  структурой  урока  на  фоне  активного  применения  собственных  творческих  наработок учителей, как  в  смысле  его  построения,  так  и в  подборе  содержания,  технологии  подачи,  тренинга и контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

 Некоторые аспекты реализации  современной  системы  оценивания  качества  математической  подготовки  школьников  на  ступени  ООО

                                                                                   Берсенева Наталья Николаевна,  

                                                                      учитель                                                             математики МБОУ «Лицей № 6 имени М.А.Булатова» г. Курска, учитель   высшей категории,

                                                                Латунова Светлана Николаевна,  учитель математики МБОУ «Лицей № 6 имени М.А.Булатова» г. Курска, учитель высшей категории.

   Особенность  ФГОС нового  поколения   -  деятельностный  характер,  который  ставит  главной  задачей  развитие  личности  учащегося.  Поставленная  задача  требует  перехода  к  новой  системно – деятельностной  образовательной  парадигме,  которая, в свою очередь, связана с  принципиальными  изменениями  деятельности  учителя математики, реализующего  новый  стандарт.  Качественно  изменился   подход  к  современному  уроку,  к  системе  оценивания образовательных  достижений  учащихся.  Он отражает  владение  классической  структурой  урока  на  фоне  активного  применения  собственных  творческих  наработок учителей, как  в  смысле  его  построения,  так  и в  подборе  содержания,  технологии  подачи,  тренинга и контроля.

 Справедливости  ради,  хочу  сказать,  что  требования  нового  стандарта  не  явились  чем – то абсолютно новым для творчески работающих  преподавателей нашего лицея, каковыми  являются большинство наших  учителей.  

Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки  учащихся,  в интересах которых осуществляется эта деятельность, в том числе степень достижения  ими  планируемых результатов. 

В  лицее  разработан  комплексный подход  к  системе  оценивания  образовательных  достижений  учащихся  в  условиях  ФГОС ООО.  

Важнейшими задачами в лицее являются совершенствование контроля за результатами обучения и управления его качеством.  

Оценка  качества образования представляет из  себя:

 -внутреннюю оценку  качества  математической  подготовки  учащихся,

-  внешнюю  оценку  качества  обученности  ( ГИА, проектно – исследовательская деятельность,  портфолио,  олимпиады  разных  уровней, в т.ч. и дистанционных)

Система оценки образовательных достижений в лицее выполняет следующие функции:

  1. поддержка и стимулирование учащихся;
  2. обеспечение обратной связи «ученик — учитель»;
  3. !!! вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную и самооценочную деятельность.

Система оценки образует основу диагностических и контролирующих процессов.

Контроль — выявление и оценка результатов учебной деятельности обучающихся.

В понятие «диагностика» коллектив лицея вкладывает более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя:

1)        контроль; 2)        проверку; 3)учёт; 4)оценивание;5)        накопление статистических данных, их анализ; 6) рефлексию;

7)        выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика; 8)        переопределение целей;

9)        уточнение образовательных программ;  10)         корректировку  хода обучения; 11)         прогнозирование дальнейшего развития событий.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителям лицея не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказывать необходимую помощь учащимся и добиваться поставленных целей обучения, а также видеть и оценивать свои собственные удачи или пробелы в работе.   

Учителя  используют  следующие  виды  контроля:

                                            Виды контроля в лицее

по функциям в учебном процессе:

  • входной контроль (на первых уроках после актуализации знаний учащихся);
  • текущий контроль (на каждом уроке);
  • периодический (по мере изучения темы, раздела программы);
  • промежуточный(в конце четверти, полугодия, при переводе в следующий класс)
  • итоговый (ГИА-9, ГИА-11)

по способу взаимодействия субъектов учебного процесса:

  • фронтальный контроль (опрос);
  • индивидуальный контроль;
  • групповой контроль;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • комбинированный контроль
  • рейтинг (накопление баллов в течение определ. времени)

по форме:

  • наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения;
  • оценка и самооценка учащимися своей деятельности и её результатов;
  • взаимооценка учащимися друг друга;
  • проверочные письменные работы;
  • обучающие письменные работы;
  • лабораторные работы;
  • контрольные работы;
  • диагностические работы;
  • диктанты;
  • тестирование;
  • зачёты;
  • доклады, рефераты, сообщения;
  • презентации проектов
  • экзаменационные сессии
  • обязательный теоретический минимум

В настоящее время в лицее  используются различные формы оценки и оценочного инструментария, применяются стандартизированные и не стандартизированные методы. Меняется сам принцип оценки — от отметки «методом вычитания» к отметке «методом сложения» достижений учащихся.

Применение  нетрадиционных  приемов  контроля  повышает  мотивацию  обучения,  стимулирует  интерес  к  предмету,  а  все  это  способствует  повышению  качества  обучения:

Опрос по цепочке. Программируемый опрос. Идеальный  опрос.

Релейная  контрольная работа.  Контрольные  собственного  изготовления.

Выборочный контроль. Тройка. Инновационный  диктант. Зачет.

Урок открытых задач.  Реставратор. Кластер. Лист опорных сигналов. Устная  математическая  олимпиада. Блиц – контрольная. Круглый  стол.

Математическая  карусель. Интеллект – карты. Математический  бой. Взаимоконтроль. Самоконтроль   и  др.  

Фрагменты урока в 7 классе по теме  «Арифметические действия над одночленами и многочленами» ( учитель Латунова С.Н)

Этап урока

Деятельность учителя

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Цель :

Приветствие. Организация внимания детей.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

  Сегодня урок я хотела бы начать с философской загадки Вальтера:

      Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами?                  (время).

Итак, у нас всего 40 минут и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно и с пользой.

Еще один вопрос для вас:

   Маша  умела отгадывать задуманное число. Для этого она предлагала друзьям:

  1. К задуманному числу прибавить 4;
  2. Полученную сумму умножить на 3;
  3. Из полученного произведения вычесть 12;
  4. Назвать результат.

Как Маша по результату определяла задуманное число?

Учащиеся слушают учителя.

Включаются в ритм урока, высказывают мнение.

Записывают число, классная работа в тетрадях.

Учащиеся высказывают мнения, формулируют тему урока и ставят цель:

Арифметические действия с многочленами и одночленами.

- выполнять арифметические действия с многочленами;

- применять их при доказательстве тождеств и решении уравнений

Комплексное применение знаний в новой ситуации

Предлагаю вам рассмотреть задания, в которых применяются правила выполнения арифметических действий с многочленами и одночленами

1.Докажите, что разность (аb+ac+bc) – (ba+ca+cb) делится нацело на 18.

2.Докажите, что при любом значении переменной a значение выражения является отрицательным числом

 - 4) - 2(1,5 ) +6(

Учащиеся   выполняют задания.

Проверяют правильность выполнения задания, оценивают результат своей деятельности

Познавательные:анализируют условия заданий,  комплексно применяют несколько правил для упрощения выражений, выполняют задания, анализируют, контролируют и оценивают свой результат.

Коммуникативные: строят суждения, понятные для собеседника,  правильно используют речь для описания своих действий

Регулятивные:отрабатывают известные правила, контроль по результату

Личностные:осознание ответственности за общее дело

Система оценивания в лицее устроена так, что с её помощью можно :

̶        устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

̶        получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

̶        отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и, в частности, в достижении планируемых результатов освоения программ основного образования;

̶        обеспечивать обратную, связь «учитель — учащийся — родители»;

̶        отслеживать эффективность реализуемой учебной программы;

  •       отслеживать  качество  самооценивания.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки в лицее заранее известны и педагогам, и учащимся.

!!! Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 Таким образом,  обучение  больше  не  заключается  в  том,  что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает  ее. Сегодня  ученик  сам  строит  свое  знание.    Но  для  математиков  так  было  всегда.  Такое  обучение  встроено  в  наш  предмет.  Так что,  по сути, ФГОС  проецирует  методы обучения  математике  и  контроля на  остальные  предметы.

Наша  задача  в  том,  чтобы  процесс  обучения,  контроля  и  самоконтроля  сделать  творческим,  снимающим  тревожность  и  повышающим  учебную  мотивацию  учащихся.

Разработанная  в  лицее  система  оценивания образовательных  достижений  позволяет  в  комплексе  решать  поставленные  задачи.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость...

Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики

Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие  привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»

Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...