Урок математики 7 класс адаптивной школы "Симметрия"
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

Разработка современного урока математики в адаптивной школе  по теме Симметрия", 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_simmetriya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шмырёва Т.В.,

учитель  математики

 КОУ ОО «Полтавская специальная

 (коррекционная)

Общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

Тема Симметрия

Цели

Формировать у учащихся понятие «симметрии» и его основные свойства.

Задачи

Обучающие:

  • дать представление о симметрии и оси симметрии
  • научить находить ось симметрии у геометрических фигур

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речь, внимание, память, исследовательские навыки (метод проб мыслительного и практического характера)
  • развивать мелкую моторику и навыки работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур.

По окончании урока учащиеся должны:

иметь представление:

  • что такое симметрия?
  • что такое ось симметрии?
  • о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.

знать:

  • слово симметрия, словосочетание ось симметрии, симметричные фигуры (смысл, звучание, правописание)
  • виды симметричных фигур

уметь: 

  • определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания” восстанавливать фигуру по её симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала)
  • уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги)

использовать:

  • представление о симметрии для изготовления поделок.

видеть, чувствовать:

  • красоту симметричных объектов реального мира.

Оборудование:

для учителя:

  • набор геометрических фигур
  • таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
  • рисунки симметричных и несимметричных фигур)
  • образец поделки “Сердце”

для учащихся:

  • наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии
  •  шаблоны сердца
  • ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.

ХОД УРОКА

(слайд)

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики я бы хотела начать с высказывания великого британского учёного Бертрана Рассела:

(слайд)

- Математика владеет не только истиной, но и красотой.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о красоте в математике и в жизни)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

(слайд)

- На партах карандаши, линейки и геометрические фигуры, значит, какой у нас урок? (геометрия)

- Что изображено на слайде? (геом. фигуры)

- Значит, какую работу мы выполняем на уроке?(Работаем с геометрическими фигурами, изучаем их свойства, выполняем построения)

- Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)

(слайд)

- Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, обозначать баллами результаты работы, в конце урока переведём их (слайд) в оценки по данным критериям.

Работать будем коллективно, парами или группами и самостоятельно.

(слайд)

3.Рефлексия на начало урока 

Эмоциональный настрой на работу

- Все ли фигуры являются геометрическими? (сердце лишнее)

- Как вы думаете, почему оно среди наших фигур? (скоро праздник, День св. Валентина, день всех влюблённых, вы будете дарить друг другу частичку своего сердца. Сегодня я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца, хочу, чтобы наши сердца услышали друг друга и всё на уроке у нас получилось)

II. Введение в тему

  1. Организация внимания.

И так, сегодня мы будем говорить о красоте. Ведь красота бывает внешняя и внутренняя. И человек больше красив, когда у него доброе сердце, тогда всё вокруг ему кажется красивым: и люди, и природа, и все окружающие его предметы. Но на самом деле это ему не только кажется, окружающий нас мир на самом деле очень красив и это благодаря одному свойству.

(слайд)

- Я вам подарила сегодня сердечки. Посмотрите внимательно на и на моё сердце на слайде. Что у него необычно? (есть линия)

- Возьмите свои фигуры, посмотрите, на них тоже есть линия.

- Как вы думаете, для чего она? Что можно сделать? (согнуть по этой линии)

- Согните. Что интересного заметили?( части фигур совпадают)

- Согните ещё раз. (теперь части не совпадают)

- А сколько теперь линий получилось? (две)

- Можно ещё раз его согнуть? (согнуть можно, линия ещё одна получится, но части уже не совпадут)

- Какой можно сделать вывод?

- При сгибании фигуры получается линия, при которой обе части фигуры могут полностью совместиться.

III. Изучение нового

(слайд)

- Обратите внимания на картинки, что необычного заметили?

- А сейчас? (появляется линия) Как построены все предметы, здания? (левая и правая части одинаковые, как бы отражают друг друга)

- Многие предметы и явления природы обладают одним свойством, это красота в построении или в строении. Другими словами, если при сгибании фигуры левая и правая части полностью совместятся, то эта фигура будет обладать одним понятием. Давайте разгадаем ребус и определим тему нашего исследования.

(слайд)

        Эту красоту другими словами можно назвать «Соразмерность, одинаковость в расположении частей», а в жизни и в науке обозначают  греческим термином «симметрия».

- Записать тему исследования.

(слайд)

- Давайте определим цель и основные задачи нашего исследования.

(слайд)

(слайд)

- И проблемные вопросы исследования обозначим в Плане исследования,

по которому в конце урока мы проведём небольшую защиту.

  1. Что такое симметрия? (здесь мы вспомним понятия и основные свойства некоторых геом. фигур)
  2. Как фигуры называются симметричными?
  3. Где в жизни мы сталкиваемся с этими понятиями?
  4. Как на практике можно использовать это свойство?

IV. Закрепление материала.

Задание 1

Составим правильное определение этому понятию.

Проверка - ключ

(слайд)

Задание 2

- А как вы думаете, будет называться эта линия? (Выбрать правильный ответ) (линия по-другому называется ось = Ось симметрии)

  - Как вы думаете, наша линия сгиба будет являться осью симметрии? (да, потому что части совместились полностью) 

(слайд)

- Как будут называться фигуры, у которых есть ось симметрии? Составить определение(симметричные)

 Проверка - ключ

Задание 3

(слайд)

Все ли фигуры будут симметричными? (предположения)

1 ряд - работа с прямоугольником

2 ряд - работа с квадратом

Вывод. У прямоугольника - 2 оси, у квадрата - 4

Задание 4

Работа с учебником.

Посчитать количество осей у круга.

Самостоятельно определить количество осей (у кого больше)

(слайд)

Задание 5 

- Какие треугольники изображены на слайде и в след. задании ЛИ?

равнобедренный треугольник

равносторонний треугольник

разносторонний треугольник

Начертить оси симметрии, сравнить с учебником.

Физминутка

- для глаз

- релаксация

Задание 6 

Определить количество осей симметрии, записать в таблицу.

Практическая работа

- Рассмотреть шаблон сердца, почему половинка? (чтобы вырезать сердце правильной формы удобнее нарисовать только половинку фигуры, согнуть лист и вырезать фигуру)

Выполнение поделки по плану:

  1. Возьми лист красной бумаги.
  2. Сложи его пополам.
  3. Нарисуйте одну часть сердца (первая группа)
  4. Приложите шаблон линией симметрии к сгибу, обведите (вторая группа)
  5. Вырежьте.
  6. Разверните. Получилось сердце.

- Это вам пригодится при подготовке к праздникам. Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.

Защита исследования

По презентации – ответы на основные вопросы исследования

Слайд(ученик 1)

Вопрос 1

Что такое симметрия?

Если правая и левая части фигур про сгибании совпадают, то говорят, что фигура обладает свойством симметрии

Вопрос 2

Линия, при сгибании которой части фигур совпадают, называется

Линия сгиба

Ось симметрии

            Линия симметрии

Вопрос 3

Все ли фигуры имеют ось симметрии?

- Рассмотреть фигуры и определить, все ли они имеют ось симметрии.

Линия симметрии

Линия симметрии делит фигуру на две одинаковые части. Но не все фигуры можно разделить симметрично. Посмотрите на эти рисунки и решите, является ли пунктирная линия линией симметрии этих фигур?

Итак, симметрия есть  в окружающих нас предметах. Картинки на слайде тому подтверждение.

( бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.)

У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.

(учитель)

Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.

Вопрос 3

Сколько осей симметрии могут иметь фигуры?

таблица

Вопрос 4

Где в жизни сталкиваемся с понятием «Симметрия»

Слайд – рисунки

Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?

V. Подведение итога урока.

- По какой теме мы провели исследование?

- Определить симметричные фигуры в классе. 

Внимательно посмотреть друг на друга. Мы уже сказали, что человек тоже обладает этим свойством. Попрошу встать Самомбетовых Веру и Надю. Посмотрите на наших девочек. Что необычного? Про таких людей говорят, что они как две капли воды похожи, как будто в зеркале отражает другую. Это тоже вид симметрии, о нём и о других видах симметрии мы узнаем на следующих уроках.

Выставление оценок

- А сейчас проверим, услышали ли наши сердца друг друга.

Слайд Критерии

- самооценка и взаимооценивание с комментарием учителя

- перевод баллов в оценки

Рефлексия

- Положить сердца в те ладони, которые соответствуют вашему внутреннему состоянию.

1- моё сердце билось ровно, потому что мне было всё понятно и интересно  

    на уроке

2- моё сердце волновалось, потому что мне было не всё понятно на уроке

3- моё сердце расстроено, потому что мне было непонятно и скучно на уроке

Домашнее задание

 Инд. карточки дорисовать предметы.

Доп.

В слове симметрия пять симметричных букв. Найдите их.

Литература

1. Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов

специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.

2. «Математика», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....

Урок математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы

Конспект урока математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы....

Мониторинг предметных результатов по математике в 5-6 классах (адаптивная школа)

Мониторинг предметных результатов имеет важное значение при обучении математике. Текущий анализ позволяет учителю  выделять пробелы и оказывать необходимую помощь обучающимся по тем или иным тема...