Главные вкладки

    Урок математики 7 класс адаптивной школы "Симметрия"
    план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

    Разработка современного урока математики в адаптивной школе  по теме Симметрия", 7 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_simmetriya.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шмырёва Т.В.,

    учитель  математики

     КОУ ОО «Полтавская специальная

     (коррекционная)

    Общеобразовательная

     школа-интернат VIII вида»

    Тема Симметрия

    Цели

    Формировать у учащихся понятие «симметрии» и его основные свойства.

    Задачи

    Обучающие:

    • дать представление о симметрии и оси симметрии
    • научить находить ось симметрии у геометрических фигур

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать речь, внимание, память, исследовательские навыки (метод проб мыслительного и практического характера)
    • развивать мелкую моторику и навыки работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.

    Воспитательные:

    • воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур.

    По окончании урока учащиеся должны:

    иметь представление:

    • что такое симметрия?
    • что такое ось симметрии?
    • о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.

    знать:

    • слово симметрия, словосочетание ось симметрии, симметричные фигуры (смысл, звучание, правописание)
    • виды симметричных фигур

    уметь: 

    • определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания” восстанавливать фигуру по её симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала)
    • уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги)

    использовать:

    • представление о симметрии для изготовления поделок.

    видеть, чувствовать:

    • красоту симметричных объектов реального мира.

    Оборудование:

    для учителя:

    • набор геометрических фигур
    • таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
    • рисунки симметричных и несимметричных фигур)
    • образец поделки “Сердце”

    для учащихся:

    • наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии
    •  шаблоны сердца
    • ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.

    ХОД УРОКА

    (слайд)

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики я бы хотела начать с высказывания великого британского учёного Бертрана Рассела:

    (слайд)

    - Математика владеет не только истиной, но и красотой.

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о красоте в математике и в жизни)

    2. Проверка готовности учащихся к уроку.

    (слайд)

    - На партах карандаши, линейки и геометрические фигуры, значит, какой у нас урок? (геометрия)

    - Что изображено на слайде? (геом. фигуры)

    - Значит, какую работу мы выполняем на уроке?(Работаем с геометрическими фигурами, изучаем их свойства, выполняем построения)

    - Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)

    (слайд)

    - Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, обозначать баллами результаты работы, в конце урока переведём их (слайд) в оценки по данным критериям.

    Работать будем коллективно, парами или группами и самостоятельно.

    (слайд)

    3.Рефлексия на начало урока 

    Эмоциональный настрой на работу

    - Все ли фигуры являются геометрическими? (сердце лишнее)

    - Как вы думаете, почему оно среди наших фигур? (скоро праздник, День св. Валентина, день всех влюблённых, вы будете дарить друг другу частичку своего сердца. Сегодня я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца, хочу, чтобы наши сердца услышали друг друга и всё на уроке у нас получилось)

    II. Введение в тему

    1. Организация внимания.

    И так, сегодня мы будем говорить о красоте. Ведь красота бывает внешняя и внутренняя. И человек больше красив, когда у него доброе сердце, тогда всё вокруг ему кажется красивым: и люди, и природа, и все окружающие его предметы. Но на самом деле это ему не только кажется, окружающий нас мир на самом деле очень красив и это благодаря одному свойству.

    (слайд)

    - Я вам подарила сегодня сердечки. Посмотрите внимательно на и на моё сердце на слайде. Что у него необычно? (есть линия)

    - Возьмите свои фигуры, посмотрите, на них тоже есть линия.

    - Как вы думаете, для чего она? Что можно сделать? (согнуть по этой линии)

    - Согните. Что интересного заметили?( части фигур совпадают)

    - Согните ещё раз. (теперь части не совпадают)

    - А сколько теперь линий получилось? (две)

    - Можно ещё раз его согнуть? (согнуть можно, линия ещё одна получится, но части уже не совпадут)

    - Какой можно сделать вывод?

    - При сгибании фигуры получается линия, при которой обе части фигуры могут полностью совместиться.

    III. Изучение нового

    (слайд)

    - Обратите внимания на картинки, что необычного заметили?

    - А сейчас? (появляется линия) Как построены все предметы, здания? (левая и правая части одинаковые, как бы отражают друг друга)

    - Многие предметы и явления природы обладают одним свойством, это красота в построении или в строении. Другими словами, если при сгибании фигуры левая и правая части полностью совместятся, то эта фигура будет обладать одним понятием. Давайте разгадаем ребус и определим тему нашего исследования.

    (слайд)

            Эту красоту другими словами можно назвать «Соразмерность, одинаковость в расположении частей», а в жизни и в науке обозначают  греческим термином «симметрия».

    - Записать тему исследования.

    (слайд)

    - Давайте определим цель и основные задачи нашего исследования.

    (слайд)

    (слайд)

    - И проблемные вопросы исследования обозначим в Плане исследования,

    по которому в конце урока мы проведём небольшую защиту.

    1. Что такое симметрия? (здесь мы вспомним понятия и основные свойства некоторых геом. фигур)
    2. Как фигуры называются симметричными?
    3. Где в жизни мы сталкиваемся с этими понятиями?
    4. Как на практике можно использовать это свойство?

    IV. Закрепление материала.

    Задание 1

    Составим правильное определение этому понятию.

    Проверка - ключ

    (слайд)

    Задание 2

    - А как вы думаете, будет называться эта линия? (Выбрать правильный ответ) (линия по-другому называется ось = Ось симметрии)

      - Как вы думаете, наша линия сгиба будет являться осью симметрии? (да, потому что части совместились полностью) 

    (слайд)

    - Как будут называться фигуры, у которых есть ось симметрии? Составить определение(симметричные)

     Проверка - ключ

    Задание 3

    (слайд)

    Все ли фигуры будут симметричными? (предположения)

    1 ряд - работа с прямоугольником

    2 ряд - работа с квадратом

    Вывод. У прямоугольника - 2 оси, у квадрата - 4

    Задание 4

    Работа с учебником.

    Посчитать количество осей у круга.

    Самостоятельно определить количество осей (у кого больше)

    (слайд)

    Задание 5 

    - Какие треугольники изображены на слайде и в след. задании ЛИ?

    равнобедренный треугольник

    равносторонний треугольник

    разносторонний треугольник

    Начертить оси симметрии, сравнить с учебником.

    Физминутка

    - для глаз

    - релаксация

    Задание 6 

    Определить количество осей симметрии, записать в таблицу.

    Практическая работа

    - Рассмотреть шаблон сердца, почему половинка? (чтобы вырезать сердце правильной формы удобнее нарисовать только половинку фигуры, согнуть лист и вырезать фигуру)

    Выполнение поделки по плану:

    1. Возьми лист красной бумаги.
    2. Сложи его пополам.
    3. Нарисуйте одну часть сердца (первая группа)
    4. Приложите шаблон линией симметрии к сгибу, обведите (вторая группа)
    5. Вырежьте.
    6. Разверните. Получилось сердце.

    - Это вам пригодится при подготовке к праздникам. Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.

    Защита исследования

    По презентации – ответы на основные вопросы исследования

    Слайд(ученик 1)

    Вопрос 1

    Что такое симметрия?

    Если правая и левая части фигур про сгибании совпадают, то говорят, что фигура обладает свойством симметрии

    Вопрос 2

    Линия, при сгибании которой части фигур совпадают, называется

    Линия сгиба

    Ось симметрии

                Линия симметрии

    Вопрос 3

    Все ли фигуры имеют ось симметрии?

    - Рассмотреть фигуры и определить, все ли они имеют ось симметрии.

    Линия симметрии

    Линия симметрии делит фигуру на две одинаковые части. Но не все фигуры можно разделить симметрично. Посмотрите на эти рисунки и решите, является ли пунктирная линия линией симметрии этих фигур?

    Итак, симметрия есть  в окружающих нас предметах. Картинки на слайде тому подтверждение.

    ( бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.)

    У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.

    (учитель)

    Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.

    Вопрос 3

    Сколько осей симметрии могут иметь фигуры?

    таблица

    Вопрос 4

    Где в жизни сталкиваемся с понятием «Симметрия»

    Слайд – рисунки

    Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?

    V. Подведение итога урока.

    - По какой теме мы провели исследование?

    - Определить симметричные фигуры в классе. 

    Внимательно посмотреть друг на друга. Мы уже сказали, что человек тоже обладает этим свойством. Попрошу встать Самомбетовых Веру и Надю. Посмотрите на наших девочек. Что необычного? Про таких людей говорят, что они как две капли воды похожи, как будто в зеркале отражает другую. Это тоже вид симметрии, о нём и о других видах симметрии мы узнаем на следующих уроках.

    Выставление оценок

    - А сейчас проверим, услышали ли наши сердца друг друга.

    Слайд Критерии

    - самооценка и взаимооценивание с комментарием учителя

    - перевод баллов в оценки

    Рефлексия

    - Положить сердца в те ладони, которые соответствуют вашему внутреннему состоянию.

    1- моё сердце билось ровно, потому что мне было всё понятно и интересно  

        на уроке

    2- моё сердце волновалось, потому что мне было не всё понятно на уроке

    3- моё сердце расстроено, потому что мне было непонятно и скучно на уроке

    Домашнее задание

     Инд. карточки дорисовать предметы.

    Доп.

    В слове симметрия пять симметричных букв. Найдите их.

    Литература

    1. Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов

    специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.

    2. «Математика», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

    Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

    Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"

    Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

    Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

    Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

    Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

    Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

    Интегрированный урок математики : класс

    Интегрированный урок математики и экологии...

    Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы

    Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....

    Урок математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы

    Конспект урока математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы....