Статья "ФОРМУЛА УСПЕХА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
статья по математике на тему

Федулова Ольга Николаевна

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.В данной статье я рассказываю о применении системно-деятельностного подхода на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_uspeha_na_urokah_matematiki.docx223.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УСПЕХА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Федулова Ольга Николаевна

МБОУ СШ №72 г. Липецка

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека.

Сегодня происходит изменение парадигмы  образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а  развитие личности ученика. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность [3] .

        В своей работе я использую системно-деятельностный подход, именно он служит основой для разработки понятия учебно-познавательной деятельности учащихся. УУД обеспечивают учащимся возможность самостоятельного обучения (самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства обучения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты) [1].

        Универсальные учебные действия у учащихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. При этом предполагаемое движение должно происходить в направлениях, подразумевающих развитие  познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД и получение личностных результатов [2].

        Приведу примеры из собственного опыта работы.

Получение личностных результатов

Задание №1 «Отгадай шифр» 5класс.

Цель: Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость, трудолюбие, логическое мышление.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Безымянный.png

Задание №2 «Расшифруйте слово», решив мини-тест 10класс.

1-й ряд

Найдите значение производной в точке:

Задания

Варианты ответа

1. ,

4

Л

-4

М

1

К

2. ,

1/2

И

2

Е

0

К

3.

2

К

¾

Л

-4/3

Й

4.

24

А

12

В

-12

Б

5.

-2

К

2

Н

-1

М

6.

24

О

20

Р

-24

И

7.

9/2

Ш

-2/9

Х

2/9

Ц

2-й ряд

Вычислить скорость изменения функции в точке :

Задания

Варианты ответа

1. ,

20

В

-20

О

21

Л

2. ,

0

Л

-13

Е

-19

С

3.

0

К

0,5

М

Л

4.

-20

О

-10

И

0

Е

5.

20

В

20,5

К

½

Б

6.

1/9

И

9/10

П

-1

Р

7.

-3

О

3

К

-4/3

Й

3-й ряд

Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции   в точке с абсциссой :

Задания

Варианты ответа

1. ,

2

У

-2

Ф

1

Х

2.,

0

Ш

20

Щ

21

Ч

3.

4

Ё

2

Е

-4

Я

4.

-3

К

0

Л

3

Н

5.

3

Ы

0

Э

1

Я

6.

А

Б

Й

После выполнения теста группами каждый учащийся поднимает лист с получавшимся словом.  В итоге получается: Лейбниц - великий ученый.

Данный этап  урока заканчивается мини-докладом о Лейбнице, подготовленным учащимися.

Познавательные УУД

Задание №1. «Найди равные выражения» 7 класс.

Цель: Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Необходимо найти выражения, которые равны, записать ФСУ, которые применялись в работе.

( 2х+y)2; (7m-11n)(7m+11n) ; 1-10a+25a2;  4x2+4xy+y2;  (5a-1)2;  49m2_121n2.

Задание №2. Провести отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

а) на треугольник и пятиугольник;

б) на два четырехугольника, не являющимися прямоугольниками.

Цель: Формирование понятия плоских фигур, научить строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Регулятивные УУД
Задание №1.«Преднамеренные ошибки» 6 класс.
Цель:
 Формирование вычислительных навыков. Развитие внимательности при вычислении, получение навыков по быстрому и эффективному поиску логических ошибок. Выработка навыка выделения в описании задачи главного и удерживать на нем внимание. Тренировка умения искать ошибки. Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида: математических, логических, случайных и преднамеренных. Необходимо найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

  1. =═ −7,25;   2)=═ −8,8;    3)=═ −29;   4) =═ −505;   5) =═ 0.

Задача №2 « Про инвалидов».
Инвалиды решили купить себе перчатки, причем у одного из них нет левой
руки, а у другого правой. Продавец продал перчатки за 25 рублей (взял по 12 рублей с каждого), но потом ему стало их жалко – и он решил скинуть им 5 рублей. Пока продавец догонял их, он купил себе попить за 3 рубля, и отдал инвалидам 2 рубля  (по 1 рублю каждому). Получается, что каждый из инвалидов потратил по 11, 5 рублей. Итак, 11,5+11,5 = 23 руб., но продавец купил себе попить за 3 рубля из этих 5 рублей, значит 23+3=26 руб. Вопрос, откуда взялся еще один рубль?
Коммуникативные УУД

Задание №1.Составь кроссворд по теме « Треугольник» (1-я группа),  «Окружность, круг» (2-я группа)  7-8 класс.

Цель: включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю
в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения
пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и
закреплении.
Форма выполнения задания:
 групповая работа.
Разделить учеников на 2 команды. Задача одной команды составить кроссворд на тему «Треугольник», другой - « Окружность и круг». Кроссворды  должны содержать как можно больше слов по заданной теме. Также,  при оценивании учитывается оригинальность формы кроссворда.

Я стараюсь преподавать свой предмет в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Когда учащиеся познают все новые и новые для них стороны деятельности, видят перспективы развития науки, когда их учение носит творческий характер, то их познавательные интересы расширяются и углубляются.

Если у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия –

Ты – пустой  мечтатель

Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности –

Ты – посредственность

Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения –

Ты достигнешь цели, но поймешь, что  она ошибочна

Формула успеха в моем представлении:
Увлеченность + видение + действие = успеху.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

2.Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2002. - 151 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Создание ситуации успеха на уроках математики в классах КРО.

Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские р...

Создание ситуации успеха на уроке математики с помощью электронной системы опроса SMART-Response XE

Статья содержит анализ опыта применения электронной системы SMART-Response XE для опроса учащихся, создания комфортных условий на уроке...