Игровые технологии при обучении математике в старшей школе
статья по математике (9, 10, 11 класс) на тему

В статье рассматриваются задачи и основания выбора игровых технологий при обучении математики в старших классах средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии при обучении математике в старшей школе.

Задачи игровых технологий при обучении математике

в старших классах.

На данный момент одной из главных проблем обучения математике многие педагоги выделяют снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но все ещё доминирующими в сегодняшней школе репродуктивными методами обучения. Кроме того, увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить дома. Именно это и является главной причиной снижения интереса школьников к предмету. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Следовательно, необходимо подумать о том, какие нужно создать условия,  чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, и в юношеском возрасте, когда возникший интерес может устойчиво закрепиться в сознании старшего школьника. Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий, представляющих собой систему применения различных педагогических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов и целый комплекс сопутствующих умений как предметных, так и метапредметных.

Следует учитывать и возрастные изменения старшего школьного возраста, переход на качественно иной уровень мышления и соответственно изменившиеся требования и интересы старшеклассника по отношению к условиям и формам обучения. Здесь основной задачей игровых технологий становится на определенных этапах усвоения знаний и умений возможность создания необходимых условий для лучшего усвоения знаний и формирования умений и целостных компетенций старшеклассника путем вовлечения в проблемную игровую ситуацию, которая позволит учащемуся реализовать свои потребности на качественно ином уровне.

Одной из актуальных задач, стоящих перед учителем, является задача индивидуализации обучения, что особенно актуальным становится в старших классах как в связи с особенностями развития данной возрастной группы детей, так и в связи с необходимостью дифференциации обучения групп учащихся разного уровня подготовленности при подготовке к выпускным экзаменам. Правильно подобранные и использованные игровые технологии решают и эту задачу, позволяя учащемуся в ненавязчивой форме выполнять задания своего уровня, пробуя при этом себя в выполнении заданий и повышенного уровня, что нередко удается именно в игровой форме, тогда как при традиционных способах закрепления, повторения и обобщения знаний и умений, эти задания вызывают у него стойкие затруднения.

Использование игровых технологий при обучении школьников математике рассматривается как универсальный способ повышения эффективности современного учебного процесса. Педагогическая игра как специальный вид деятельности, направленной на усвоение конкретных заданий, умений и навыков является средством обучения, основой, педагогический смысл и назначение которого - научить действовать. Обеспечивая динамичность и продуктивность мышления, оперативность памяти в процессе умственной и познавательной деятельности, учебная игра становится средством интеллектуального развития. Она способствует становлению творческой и инициативной личности учащихся, формирует умение видеть проблемы и принимать решения. В процессе игры учитель целенаправленно управляет умственной деятельностью учащихся и формирует их познавательную структуру, развивая тем самым, интерес к учебному процессу.

Основания выбора игровых технологий при обучении

математике в старших классах.

Внедряя игровые технологии в процесс обучения в старших классах, необходимо очень внимательно подходить к выбору игровых технологий, учитывая соотношение положительных сторон игры и  возможных их ограничений и недостатков. Сложность в таком выборе диктуется во многом отсутствием полных и качественных методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства, поскольку порой подготовка игры требует на много большего количества времени, нежели ее проведение.

Существует большая опасность использования учителями псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую игрой называют все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос - новый материал - закрепление - домашнее задание» при том, что игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому еще одним из недостатков является то, что учащиеся могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть «увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание» (Куприянов Б.В.) .

 Систематическое использование игровых технологий на уроках может повлечь за собой и опасность возникновения «игровой аддикции». Дети попадают в «зависимость» от игры и начинают воспринимать весь процесс обучения несерьезно, относиться к нему играючи, вопреки, казалось бы, оправданному ожиданию учителя обратного процесса.

Таким образом, следует говорить о необходимости совершенствования методической работы учителей математики по использованию игровых технологий в процессе обучения школьников. Следовательно,  необходимо выделить те направления методической работы, которые бы этому способствовали.

К первому направлению такой работы следует, на мой взгляд, отнести целенаправленное использование дидактических игр на отдельных этапах урока, которое  позволит повысить уровень их эффективности. При этом следует помнить о целесообразности использования игровых моментов на разных этапах урока.

Наблюдения показывают, что применение разного рода дидактических и отчасти ролевых игр на разных этапах усвоения знаний, чаще на этапе актуализации опорных знаний и на этапе закрепления, повторения и обобщения изученного материала, оправдано и приносит хорошие результаты.

Для реализации этого направления рациональнее всего разработать совокупность дидактических игр, используемых на отдельных этапах урока.

Огромную роль при подготовке учащихся к успешной сдаче зачета имеют уроки обобщения и систематизации знаний по теме. Развивающее значение таких уроков заключается в том, что различного рода задания способствуют формированию у школьников таких приемов мышления и мыслительных операций как сравнение, аналогия, обобщение и конкретизация, умение делать логические выводы и заключения.  И оказывается вполне рациональным провести такой урок в форме деловой или ролевой педагогической игры.

Поэтому работу по второму направлению можно сформулировать следующим образом: использование игровых технологий для обобщения и систематизации изученного материала. Правильно подобранная игровая технология позволит повысить качество обучения, а также поддержать стабильность интереса к учебной работе у старшеклассников.

В данном направлении целесообразней всего двигаться, разработав сценарии уроков математики данного типа, в которых задания необходимо подбирать таким образом, чтобы обратить внимание на трудно усваиваемые моменты, возможные, либо часто допускаемые ошибки.

В рамках третьего направления работы по использованию игровых технологий следует, на наш взгляд, обратить особое внимание на внеклассную работу по математике, которая должна быть неразрывно связана с урочной деятельностью и представлять собой неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса обучения, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубления и расширения их знаний и навыков, поскольку сложно переоценить ту степень поддержки для основного учебного процесса, которую оказывают внеурочная деятельность в рамках изучаемого предмета. Использование во внеурочной деятельности педагогических игр позволит, таким образом,  расширить возможности и повысить качество общего обучения математике как предмету. Рациональнее всего для реализации данного направления разработать тематическое планирование внеклассных занятий по математике с использованием педагогических игр и сценарии таких занятий, позволяющие

Реализация всех трех направлений способствует совершенствованию методической работы учителя по вопросу использования игровых технологий в процессе обучения школьников математике, тем самым значительно улучшая качество обучения математике как предмету.

Таким образом, можно говорить о том, что основаниями выбора той или иной игровой технологии при преподавании математики в старших классах служат, в первую очередь, учебная задача на определенном этапе освоения учебного материала, особенности возрастного развития старшеклассников, уровень подготовки класса и желаемая степень индивидуализации процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии при обучении математике детей с нарушениями интеллекта.

Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения детей с нарушением интелекта. Применение игровых технологий на уроках математики в школе VIII вида....

«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»

«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...

«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»

«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...

Игровые технологии при обучении математике в старшей школе.

На данный момент одной из главных проблем обучения математике многие педагоги выделяют снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной уче...