Мастер-класс "Решение задач"
план-конспект занятия по математике (8 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_reshenie_zadach.docx709.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Решение текстовых задач на движение»

Подготовил учитель математики МБОУ «Ханинская СОШ» Кондратьева А.Г. в целях подготовки  к ГИА по математике

Ориентированно для учащихся 8-9 классов.

Цель:  выработка умений самостоятельного применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях;

воспитание воли и настойчивости для достижения поставленной задачи; развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений;

Ход мероприятия

Решать текстовые задачи вы учитесь ещё в начальной школе.        

Каждый ученик в начальной школе должен научиться кратко записывать условие задачи иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновывать каждый шаг в анализе задачи и в её решении, проверять правильность найденного решения.  

Однако не все ученики справляются с решениями текстовых задач, так как, не могут чётко представлять себе жизненную ситуацию, отраженную в её условии, не уяснили отношений между данными и искомыми, а поэтому иногда механически манипулируют числами. Одной из основных причин, по которой  учащиеся допускают ошибки в решении текстовых задач, заключается в неграмотной организации работы по первичному восприятию ими  условия задачи и её анализа, которая проводятся без должной опоры на жизненную ситуацию, отраженную в задаче, без её графического моделирования. Для каждого ученика главное - понять задачу, т.е. уяснить, о чём в ней идёт речь, что известно, что нужно узнать, как связаны между данными и искомыми величинами и т. п. Для этого следует применять метод моделирования ситуации, отраженной  в задаче. Что же понимается под моделированием задачи? В широком смысле слова моделирование – это замена действий с реальными предметами действиями с их образами, моделями, муляжами, макетами, а также чертежами, схемами и т. п.  

Стандартная схема решения текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

  • Обозначение буквами x, y, z, ... неизвестных величин, о которых идет речь в задаче.
  • Построение схем и составление таблиц.
  • Составление с помощью введенных переменных и известных из условия задачи величин уравнения или системы уравнений (в некоторых случаях – систем неравенств).
  • Решение полученного уравнения или системы уравнений.
  • Отбор решений, подходящих по смыслу задачи.

Выбирая неизвестные и составляя уравнения, мы создаем математическую модель ситуации, описанной в условии задачи. Это означает, что все соотношения должны следовать из конкретных условий задачи, то есть каждое условие должно быть представлено в виде уравнения (или неравенства).

Уравнения, которые составляются на основании условий задач на движение, обычно содержат такие величины, как расстояние, скорости движущихся объектов, время, а также скорость течения воды (при движении по реке). При решении этих задач принимают следующие допущения:

  • Если нет специальных оговорок, то движение считается равномерным.
  • Повороты движущихся тел, переходы на новый режим движения считаются происходящими мгновенно.
  • Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у, то скорость движения тела по течению считается равной (х+у), а против течения – (х-у).

При решении задач на движение рекомендуется сделать рисунок, отображающий все условия задачи. При этом решающий задачу должен выбрать схему решения: какого вида уравнения составлять, то есть что сравнивать: время, затраченное на движение на отдельных участках пути, или пройденный каждым объектом путь.

Необходимо помнить формулы для нахождения расстояния, скорости и времени при равномерном движении:
S = v*t, где S – расстояние, v – скорость, t – время;

v = S/t, где S – расстояние, v – скорость, t – время;

t = S/v, где S – расстояние, v – скорость, t – время;

При решении задач часто необходимо узнать время встречи двух объектов, начинающих движение одновременно из двух точек с разными скоростями и движущихся навстречу друг другу либо в случае, когда один объект догоняет другой.

Пусть расстояние между точками А и Вhttp://www.coolreferat.com/ref-1_745967891-1039.coolpic

 равно S. Два тела начинают движение

одновременно, но имеют разные

скорости v1 и v2. Пусть С – точка

встречи, а t – время движения тел до встречи. В случае движения навстречу друг

другу имеем АС=v1t, BC=v2t.

 Сложим эти два равенства:

АС+СВ=v1t+v2t=(v1+v2)t 

 AB=S=(v1+v2)t 

 http://www.coolreferat.com/ref-1_745968930-298.coolpic.

Если одно тело догоняет другое, то теперь получаем АС=v1t, BC=v2t.

Вычтем эти равенства:

АС–ВС=(v1–v2)t.

Так как АС–ВС=AB=S, то время, http://www.coolreferat.com/ref-1_745969228-961.coolpic

через которое первое тело догонит

второе, определяется равенством

http://www.coolreferat.com/ref-1_745970189-286.coolpic.

Задачи-минутки:

Задачка 1. Определите, через какое время встретятся турист и ученик, если

скорость туриста на 5 км/ч, а скорость ученика 3 км/ч, а расстояние между

ними 16 км

Задачка 2. Определите через сколько времени зомби догонит бабушку,

 если скорость зомби 6 км/ч, а скорость бабушки  2 км/ч, причем

 начальное расстояние между ними 8 км.

Задача 1. Пароход прошел 4 км против течения реки, а затем прошел еще 33 км по

 течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода,

 если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
Решение:
Пусть х км/ч – собственная скорость парохода.
Тогда (х+6,5) км/ч – скорость парохода по течению.
(х–6,5) км/ч – скорость парохода против течения.
Так как против течения пароход прошел 4 км со скоростью (х–6,5) км/ч, то 
http://www.coolreferat.com/ref-1_745970475-264.coolpic ч. – время движения парохода против течения. 
Так как по течению пароход прошел 33 км со скоростью (х+6,5) км/ч, то
http://www.coolreferat.com/ref-1_745970739-278.coolpic ч. – время движения парохода по течению.

Транспорт

Скорость

Расстояние

Время

Уравнения

По течению

(х+6,5) км/ч

33 км

http://www.coolreferat.com/ref-1_745970739-278.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745971017-379.coolpic

Против течения

(х–6,5) км/ч

4 км

http://www.coolreferat.com/ref-1_745970475-264.coolpic

По условию  http://www.coolreferat.com/ref-1_745971017-379.coolpic
решим полученное уравнение
http://www.coolreferat.com/ref-1_745971396-393.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745971789-681.coolpic

Откуда получаем квадратное уравнение
х2–37х+146,25=0  х1=4,5 км/ч и х2=32,5 км/ч.
Осуществим отбор полученных решений.
Через х мы обозначили собственную скорость парохода, при этом скорость течения

 реки 6,5 км/ч, поэтому х1=4,5 км/ч не подходит по смыслу задачи (при такой

 скорости пароход не выплыл бы против течения).
Поэтому, собственная скорость парохода равна 32,5 км/ч.
Ответ: v=32,5 км/ч.

Задача для самостоятельного решения:


Транспорт

Скорость, км\ч

Расстояние, км

Время, ч

Уравнения

По течению

Х+2

126

126/(х+2)

126/(х+2)+8+126/(х-2)=24

Против течения

Х-2

126

126/(х-2)

126/(х+2)+8+126/(х-2)=24

126/(х+2)+126/(х-2)=16

126х-252+126х+252-16х2+64=0

16х2-252х-64=0

2-63х-16=0

D=3969+4∙4∙16=4225

Х1=(63+65)/8=16

Ответ: 16 км/ч.

Следующая задача на составление системы уравнений из сборника ГИА

А.В.Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров
Государственная итоговая аттестация выпускников в новой форме 2013
Математика Москва «Интеллект –Центр»


Задача 2 (№4.1.95 из сборника ГИА-2013)
Теплоход идет по течению реки в 5 раз медленнее, чем катер против течения реки, а

 по течению катер идет в 9 раз быстрее, чем теплоход против течения. Во сколько

раз собственная скорость катера больше собственной скорости теплохода?

Транспорт

Собственная 
скорость

Скорость 
по течению

Скорость 
против течения

Соотношения

теплоход

х

x+v

x-v

y-v =5(x+v)

катер

y

y+v

y-v

y+v=9(x-v)


y-v =5(x+v)
y+v=9(x-v)

y-v =5x+5v
y+v=9x-9v

y=5x+6v    ∙5
y=9x-10v   ∙3http://podelise.ru/tw_files2/urls_768/5/d-4560/4560_html_5b902363.gifhttp://podelise.ru/tw_files2/urls_768/5/d-4560/4560_html_5b902363.gifhttp://podelise.ru/tw_files2/urls_768/5/d-4560/4560_html_5b902363.gif


5y=25x+30v
3y=27x-30v
http://podelise.ru/tw_files2/urls_768/5/d-4560/4560_html_5b902363.gif

8y=52x
Поделим обе части уравнения на 8x
y=6,5x
Ответ: 6,5

Задача для самостоятельного решенияhttp://www.coolreferat.com/ref-1_745972470-1864.coolpic

Решение

Транспорт

Собственная 
скорость

Скорость 
по течению

Скорость 
против течения

Соотношения

теплоход

х

x+v

x-v

y-v =2(x+v)

скутер

y

y+v

y-v

y+v=4(x-v)

2х+2v=у-v

4х-4v=y-v

y=2x+3v

y=4x-3v

2y=6x

y=3x

Ответ: 3 раза

Задача 3. Расстояние между городами А и В равно 60 км. Два поезда выходят

 одновременно: один из А в В, другой из В в А. Пройдя 20 км, поезд, идущий из А в

 В, останавливается на полчаса, затем, пройдя 4 минуты, встречает поезд, идущий из

 В. Оба поезда прибывают к месту назначения одновременно. Найдите скорости

 поездов.
Решение:

Отобразим все условия задачи на рисунке.

Заметим, что если время в условии задачи выражено как в часах, так и в минутах, то минуты надо перевести в часы. В нашем случае 4 мин=4/60 часа=1/15 часа.

Транспорт

Скорость, км/ч

Расстояние, км

Время до встречи, ч

Время после встречи, ч

Уравнения

Поезд А

х

АС=20

СD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745974958-232.coolpic

AD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745975190-263.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745974334-232.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745974566-392.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745977476-279.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745976158-433.coolpic

Поезд В

y

BD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745975453-427.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745975880-278.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745976901-275.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745976158-433.coolpic

Так как в задаче надо определить две величины, введем две переменные и составим два уравнения.

Пусть х км/ч – скорость поезда, вышедшего из пункта А; 

у км/ч – скорость поезда, вышедшего из пункта В.

Так как в задаче известно расстояние АC=20 км, выразим время через скорость и расстояние.
http://www.coolreferat.com/ref-1_745974334-232.coolpic – время, за которое поезд из А прошел 20 км.

http://www.coolreferat.com/ref-1_745974566-392.coolpic – время, затраченное поездом из А до встречи в пункте D.

СD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745974958-232.coolpic – расстояние, которое прошел поезд из А за 4 минуты после остановки.

Тогда поезд из А до встречи в пункте D прошел AD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745975190-263.coolpic км.

BD=http://www.coolreferat.com/ref-1_745975453-427.coolpic км – расстояние, пройденное поездом из В до встречи.

http://www.coolreferat.com/ref-1_745975880-278.coolpic – время, пройденное поездом из В до встречи в пункте D.

Так как по условию в пункте D поезда встретились, они затратили на путь до встречи одинаковое время, поэтому получаем первое уравнение

http://www.coolreferat.com/ref-1_745976158-433.coolpic.
С другой стороны, выразим время движения поездов после встречи в пункте D.
Так как http://www.coolreferat.com/ref-1_745976591-310.coolpic, то http://www.coolreferat.com/ref-1_745976901-275.coolpic – время движения поезда из В после встречи.
Так как http://www.coolreferat.com/ref-1_745977176-300.coolpic, то http://www.coolreferat.com/ref-1_745977476-279.coolpic – время движения поезда из А после встречи.
По условию http://www.coolreferat.com/ref-1_745977755-379.coolpic.

Таким образом, мы составили систему двух уравнений с двумя переменными.
http://www.coolreferat.com/ref-1_745978134-612.coolpic
Решим систему, для чего из первого уравнения выразим у и подставим это выражение вместо у во второе уравнение.

 http://www.coolreferat.com/ref-1_745978746-418.coolpic

http://www.coolreferat.com/ref-1_745979164-608.coolpic;
http://www.coolreferat.com/ref-1_745979772-631.coolpic.
Решим полученное уравнение

http://www.coolreferat.com/ref-1_745980403-688.coolpic;

http://www.coolreferat.com/ref-1_745981091-597.coolpic;
http://www.coolreferat.com/ref-1_745981688-343.coolpic;
х1=60;  х2= –600.
Так как х – скорость, то х2 не подходит по смыслу задачи. Подставим полученное значение х в выражение для у      http://www.coolreferat.com/ref-1_745982031-562.coolpic.
Ответ: vA=60 км/ч, vB=40 км/ч.

№4.1.97. Непослушный ребенок находится на расстоянии26 своих шагов. В то время, как он делает своих 4 шага, отец успевает сделать 3 шага. Но отец проходит за 2 своих шага столько же, сколько ребенок за три. Через сколько своих шагов отец догонит ребенка, убегающего от отца? 
Схема решения:

1. выразить одни единицы измерения через другие, зная их соотношение.
2. определить скорость движения каждого
3. решить задачу на сближение по общей схеме

Скорость

Время

Расстояние

Кол-во шагов


отец

3ш.о./ед.в=
=4,5 ш.р./ед.в


26 шагов ребенка



ребенок


4ш.р./ед.в


26 шагов ребенка



сближение


0,5 ш.р./ед


26:0,5=52(ед)



3•52=156(ш.о)

Решение:
Т.к. расстояние, пройденное отцом за 2 шага равно расстоянию, пройденному ребенком за 3 шага, то 1 шаг отца равен 1,5 шагам ребенка.
Поэтому скорость ребенка равна – 4ш. р. /ед.в,
скорость отца 3•1,5=4,5 (ш. р./ед.в), а скорость сближения равна 
4,5-4=0,5(ш.р.). Время, в течение которого отец догонит ребенка равно 26:0,5=52(ед.в) , а расстояние в шагах отца 3•52=156
Ответ: 156


Итоги мастер-класса

  1. Повторили табличный способ систематизации данных задачи, при необходимости дополненный рисунком. 
  2. Отработка навыков по созданию математической модели ситуации, описанной в условии задачи. 
  3. Еще раз обратили внимание на то, что задача решается в единой системе измерений.
  4. Отметили, что если уравнение, составленное к задаче, имеет два корня, то полученные решения требуют смысловой проверки.
  5. Обратили внимание на то, что нельзя решать задачу «автоматически»; необходимо, прежде всего внимательно ее прочитать, оценить в каких единицах измеряется каждая величина, данная в задаче, как эти величины связаны между собой и той величиной, которую следует найти, и только после этого, выбрав способ решения, приступить к самому решению.

Дополнительные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс

 Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....

Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации

Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности

Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...