Разработка урока по теме "Золотое сечение"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Тип урока: урок – практикум с элементами исследования.
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием “золотое сечение”;
- расширить кругозор и активизировать познавательную деятельность учащихся;
- вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
- показать школьникам общеинтеллектуальное значение математики.
- способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zolotoe_sechenie.doc | 88.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_zolotoe_sechenie.ppt | 2.7 МБ |
zadaniya.doc | 67.5 КБ |
zadachi.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 6 классе «Золотое сечение»
Учитель математики МОУ "гимназия "Дмитров""
5.03.2016
Тип урока: урок – практикум с элементами исследования.
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием “золотое сечение”;
- расширить кругозор и активизировать познавательную деятельность учащихся;
- вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
- показать школьникам общеинтеллектуальное значение математики.
- способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.
Задачи
- обобщить и систематизировать основные понятия темы пропорции;
- уметь выполнять практические задания по измерению длин;
- уметь составлять пропорции и отношения, проводить необходимые вычисления;
- учить анализировать полученные результаты и делать выводы.
Оборудование урока:
- карточки – задания для измерения и составления отношений;
- измерительные и чертёжные инструменты: линейки, циркули, транспортиры, цветные карандаши;
- фотографии и рисунки различных растений и пропорций человека, рисунки Леонардо да Винчи;
- презентация.
Ход урока
- Сообщение цели и темы практикума (1 мин);
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся (4 мин);
- Устная работа (6 мин);
- Сообщение Куценко Дениса на тему «Золотое сечение» (6 мин);
- Выполнение практической работы в группах и анализ результатов (14 мин);
- Решение задач и построение спирали Фибоначчи с помощью циркуля и линейки. (9 мин)
- Итог урока, анализ полученных результатов измерения в группах, выводы. (3 мин)
- Домашнее задание. (2 мин).
I. Вступительное слово.
1 слайд
«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.»
Н.Винер.
Окружающий нас мир многообразен…
2 слайд
Вы, наверное, обращали внимание, что мы неодинаково относимся к предметам и явлениям окружающей действительности. Беспорядочность, бесформенность, несоразмерность воспринимаются нами как безобразное и производят отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера и гармония воспринимаются как красивое и вызывают у нас чувство восхищения, радости, поднимают настроение.
С древних времен человек начал разделять вещи на красивые и не красивые. Уже в Древней Греции античные философы начали выявлять некую формулу, которая раскрыла тайну того, что мы называем гармонией. “Ребята! А как, вы, считаете, что такое гармония? С какими словами у вас ассоциируется слово “гармония”?
Обобщаем ответы учащихся.
Если рассматривать цветок вблизи и аналогично другие естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.
3 слайд
Итак, гармония это красота, а красота, как говорили греки, - это математика, следовательно, гармония это математика.
Людей с давних времён волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчётам. Можно ли «проверить алгеброй гармонию?» – как сказал А.С. Пушкин.
Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного.
И сегодня нам для этого понадобятся ваши знания по теме "Пропорция
II. Устная работа (задания написаны на доске)
4 слайд
1. Найдите закономерность и продолжите ряд 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,...это числа Фибоначчи
5 слайд
2. Найдите отношения 3 к 5, 5 к 8, 8 к 13. Ответ округлите до десятых. Можно ли сказать , что эти отношения равны? (0,60, 0,625=0,63, 0,615=0,62)
3. Что такое пропорция?
4. Сформулируйте основное свойство пропорции
5.Как найти неизвестные члены пропорции?
6 слайд
6. Найдите неизвестные члены пропорции х : 1,2 = 8 : 4
Ответы: 2,4; 7; 4,2;
7 слайд
7. Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел:16, 5, 80, 25; Какие еще пропорции можно составить из этих чисел?
8 слайд
Из многих пропорций, которыми пользовался человек при создании живописи, скульптуры, музыки, поэм, самой главной является одна, и именно она отражает понятие ГАРМОНИИ наилучшим образом. Эту пропорцию называли по-разному: божественной, золотой, золотым сечением, золотой серединой, золотым делением, золотым числом
9 слайд
Мы назовем ее с вами “Золотое сечение” Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока "Золотое сечение"
Иоганн Кеплер говорил: “Геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем”.
Теорему Пифагора знают многие люди, а вот что такое «золотое сечение» – далеко не все. Чтобы найти этот драгоценный камень я предлагаю вам отправиться в экспедицию.
А нашим проводником будет Куценко Денис.
III. Выступление Куценко Дениса с проектом по теме "Золотое сечение"
10 слайд
«Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены по швам, то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста ( к этой величине)».
(Леонардо да Винчи.)
11 слайд
Человек – венец творения природы… Установлено, что золотые отношения можно найти и в пропорциях человеческого тела.
IV. Выполнение практической работы в группах и анализ результатов
Учитель разбивает класс на 4 группы.
Каждой группе выдаются задания (карточки соответствующей тематики). Ученики должны провести необходимые измерения и найти «золотое сечение» в человеке и сделать выводы.
12 слайд
V. Решение задач
ЗАДАЧА 1
Известно, что длина спирали 34 ангстрема, найдите ширину спирали.
(1 ангстрем = 0,0000001мм)
1) Длина _34____ ангстрема _8___ частей
Ширина __х___ ангстрем ___5_ частей
2) Составим уравнение:
Ответ:_______21,25 ангстрема__________________________________________
13 слайд
Наутилус
Головоногий моллюск наутилус также подчиняется божественной пропорции, т.е. соотношение диаметра каждого витка спирали к последующему равно 5/8 !
14 слайд
VI. Спираль Фибоначчи
Строим с помощью циркуля и линейки
15 слайд
ЗАДАЧА 2
Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго витка спирали.
1) Первый виток: _1,2____ см ___5__частей
Второй виток: ____х__см __8___ частей
2) Составим уравнение:
Ответ:________1,92_________________________________________
16 слайд
ЗАДАЧА 3
Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см.
1) Хвост __16___см ___8__частей
Тело ___х__см __5___частей
2) Составим уравнение:
3)
Ответ:___________10+16=26______________________________________
17 слайд
ЗАДАЧА 4
Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8.
- Длина ___69,54____ м __8___частей
Высота ______х__м ___5__частей
2) Составим уравнение:
Ответ:______________43,4625___________________________________
18 слайд
VII. Подведем итоги нашей экспедиции
Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому.
Неживая природа не знает, что такое “золотое сечение”. Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле.
Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — “золотое сечение”.
Так что же такое “золотое сечение”? Что это за идеальное, божественное сочетание?
Может быть, это закон красоты?
Или все-таки он — мистическая тайна?
Научный феномен или этический принцип?
Ответ неизвестен до сих пор. Точнее — нет, известен. “Золотое сечение” — это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна. Так считал Анхель де Куатьэ
Золотое сечение – это один из основных основополагающих принципов природы;
Человеческое представление о красивом явно сформировалось под влиянием того, какой порядок и гармонию человек видит в природе.
19 слайд
VIII. Домашнее задание.
Дома найти «золотое сечение» на предметах интерьера своей квартиры, на комнатных растениях и т. п. Сделать схематический рисунок, расчёты, всё красочно оформить на альбомном листе.
IX. Эксперимент. (Дополнительно)
1) Золотой прямоугольник.
Начертите в тетради любой прямоугольник, но какой вам больше нравится(!).
Найдите отношение ширины прямоугольника к его длине. Чему равно получившееся отношение?
Результаты показали, что у большинства из вас отношение сторон оказалось близким к числу ? . И это не случайно, так как многим людям кажутся красивыми и гармоничными именно те фигуры, в которых есть элементы, связанные друг с другом золотым отношением.
Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине даёт число ? , называется золотым прямоугольником.
Окружающие нас предметы дают примеры золотого прямоугольника: обложки многих книг, журналов, тетрадей, открытки, картины, крышки столов, экраны телевизоров и т.д. близки по размерам к золотому прямоугольнику.
2) Линия горизонта
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях, так как пропорции золотого сечения создают впечатление гармонии и красоты.
Проведём ещё один эксперимент.
Положите перед собой альбомный лист чистой стороной. Представьте, что вы собрались нарисовать пейзаж и это формат вашей картины. Проведите на будущей картине линию горизонта…
Покажите мне…
У большинства из вас получился результат, очень похожий на рисунок 1 или 2 (перевернуть 1).
Почему вы и многие другие художники проводят линию горизонта именно так? А потому, что линия горизонта разделила высоту картины в отношении близком к золотому сечению. Оказывается, для нашего восприятия такое соотношение привычно, нам кажется такое изображение естественным и гармоничным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.» Н.Винер.
Что такое гармония? ЕДИНСТВО + ПОРЯДОК = ГАРМОНИЯ
Что такое гармония? ГАРМОНИЯ = КРАСОТА КРАСОТА = МАТЕМАТИКА =
№ 1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … Числа Фибоначчи
№ 2. Найдите отношения: 3 к 5, 5 к 8, 8 к 13. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … Числа Фибоначчи Ответ округлите до десятых. Можно ли сказать , что эти отношения равны?
№ 3. Найдите неизвестные члены пропорции х : 1,2 = 8 : 4 42 : х = 18 : 3 4,8 : 1,6 = х : 1,4
№ 4. Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел: 16, 5, 80, 25
ПРОПОРЦИЮ, которая отражает понятие ГАРМОНИИ наилучшим образом называли: божественной золотой золотым сечением золотой серединой золотым делением золотым числом
Золотое сечение Геометрия владеет двумя сокровищами -теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Иоганн Kеплер
«Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены по швам, то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста ( к этой величине)». (Леонардо да Винчи.)
Практическая работа Человек – венец творения природы…
Задача 1 Известно, что длина спирали молекулы ДНК равна 34 ангстрема, найдите ширину спирали. (1 ангстрем = 0,0000001мм) Молекула ДНК Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Отношение ширины спирали к её длине составляет приблизительно 5/8. 1. Длина 34 ангстрема 8 ч. Ширина Х ангстрем 5 ч. Решение 2. Составим уравнение: Ответ: ширина спирали 21,25 ангстрема
Наутилус Головоногий моллюск наутилус также подчиняется божественной пропорции, т.е. соотношение диаметра каждого витка спирали к последующему равно 5/8 ! Спираль Фибоначчи
Задача 2 Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго витка спирали. Решение. Первый виток: 1,2 см 5 частей Второй виток: Х см 8 частей 2. Составим уравнение: Ответ: размер второго витка спирали равен 1.92см.
8 5 Задача 3 Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 8/5! Решение. 1. Хвост 16см 8ч Тело Хсм 5ч 2. Составим уравнение: 10 см – длина тела ящерицы 3. 10 + 16 =26(см) Ответ: длина всей ящерицы 26 см. Ящерица
Задача 4 Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8. Решение. Длина 69,54 м 8 частей Высота х м 5 частей 2. Составим уравнение: Ответ: высота Парфенона43,4625 м.
Может быть, это закон красоты? Или все-таки он — мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? «Золотое сечение» — это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна. Анхель де Куатьэ Так что же такое "золотое сечение"?..
Домашнее задание Дома найти «золотое сечение» на предметах интерьера своей квартиры, на комнатных растениях и т. п. Сделать схематический рисунок, расчёты, всё красочно оформить на альбомном листе.
Предварительный просмотр:
Определение: золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.
1 вариант
Фамилия Имя | |
Возраст | |
1. Измерить свой рост.(А) | А= |
2. Измерить расстояние от пупа до пола.(В) | В= |
3. Вычислить расстояние от макушки до пупа.(С)
| С= |
4. Отметь свои измерения на чертеже
| |
5. Вычислить отношение С:В. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | С:В ≈ |
6. Вычислить отношение В:А. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | В:А ≈ |
7. Сравнить отношения и сделать вывод: |
Необходимые вычисления:
Определение: золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.
2 вариант
Фамилия Имя | |
Возраст | |
1. Измерить свой рост.(А) | А= |
2. Измерить расстояние от кончиков пальцев до пола (Х) | Х= |
3. Вычислить расстояние от макушки до кончиков пальцев. (Y) | Y= |
4. Отметь свои измерения на чертеже
| |
5. Вычислить отношение X:Y. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | X:Y≈ |
6. Вычислить отношение Y:A. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | Y:A≈ |
7. Сравнить отношения и сделать вывод: |
Необходимые вычисления:
Определение: золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.
3 вариант
Фамилия Имя | |
Возраст | |
1. Измерить расстояние от локтя до кончиков пальцев (H) | Н= |
2. Измерить расстояние от кончиков пальцев до запястья (L) | L= |
3. Вычислить расстояние от локтя до запястья (S) | S= |
4. Отметь свои измерения на чертеже
| |
5. Вычислить отношение L:S. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | L:S≈ |
6. Вычислить отношение S:H. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | S:H≈ |
7. Сравнить отношения и сделать вывод: |
Необходимые вычисления:
Определение: золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.
4 вариант
Фамилия Имя | |
Возраст | |
1. Измерить расстояние от плеча до кончиков пальцев (R) | R= |
2. Измерить расстояние от локтя до кончиков пальцев (N) | N= |
3. Вычислить расстояние от локтя до плеча (Z) | Z= |
4. Отметь свои измерения на чертеже
| |
5. Вычислить отношение Z:N. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | Z:N≈ |
6. Вычислить отношение N:R. Ответ округлить с точностью до тысячных. Результат сравни с числом ≈0,618 | N:R≈ |
7. Сравнить отношения и сделать вывод: |
Необходимые вычисления:
Начертите в тетради отрезок АВ=5см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=2см, СВ=3см.
1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.
2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.
3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.
Начертите в тетради отрезок АВ=8см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=3см, СВ=5см.
1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.
2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.
3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.
Начертите в тетради отрезок АВ=13см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=5см, СВ=8см.
1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.
2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.
3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧА 1
Известно, что длина спирали 34 ангстрема, найдите ширину спирали.
(1 ангстрем = 0,0000001мм)
1) Длина _____ ангстрема ____ частей
Ширина _____ ангстрем ____ частей
2) Составим уравнение:
Ответ:_________________________________________________
ЗАДАЧА 2
Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго витка спирали.
1) Первый виток: _____ см _____частей
Второй виток: ______см _____ частей
2) Составим уравнение:
Ответ:_________________________________________________
ЗАДАЧА 3
Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см.
1) Хвост _____см _____частей
Тело _____см _____частей
2) Составим уравнение:
3)
Ответ:_________________________________________________
ЗАДАЧА 4
Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8.
- Длина _______ м _____частей
Высота ________м _____частей
2) Составим уравнение:
Ответ:_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Золотое сечение"
Предмет: Геометрия. Класс: 9, общеобразовательный. Тема урока: «Золотое сечение» Задачи: Дать понятия «золотого сечения», «золотого треугольника», «золотого прямоугольника», «золотой...
Разработка урока геометрии в 10 классе "Сечение параллелограмма"
План урока, презентация к уроку....
Разработка урока на тему "Золотое сечение"
На уроке рассматривается определение "золотого сечения", примеры "Божественнй пропорции" в архитектуре, искусстве, музыке...
Разработка урока на тему "Сечение многоранников"
Актуальность темы заключается в том, что построение сечений широко используется в строительном деле,архитектуре,машиностроении, во многих других областях науки и техники. А в школьном курсе геометрии ...
разработка урока по геометрии по теме "Построение сечений многогранников".
данная разработка знакомит учащихся с различными способами решения геометрических задач при помощи построения сечений геометрических фигур...
Методическая разработка урока Построение сечений в многогранниках
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Построение сечений в многогранниках" (Конспект + презентация)Комментарии к презентации.Презентация к уроку «Построение сечений в многогранниках» со...
Методическая разработка урока по теме "Построение сечений многогранников"
В материале представлен конспект урока с использованием современных технологий. А также добавлено приложение к уроку для оценки результатов обучения учениками....