Разработка урока по теме "Золотое сечение"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Квитковская Юлия Александровна

Тип урока: урок – практикум с элементами исследования.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с понятием “золотое сечение”;
  • расширить кругозор и активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
  • показать школьникам общеинтеллектуальное значение математики.
  • способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zolotoe_sechenie.doc88.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_zolotoe_sechenie.ppt2.7 МБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon zadachi.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 6 классе «Золотое сечение»

Учитель математики МОУ "гимназия "Дмитров""

5.03.2016

Тип урока: урок – практикум с элементами исследования.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с понятием “золотое сечение”;
  • расширить кругозор и активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
  • показать школьникам общеинтеллектуальное значение математики.
  • способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.

Задачи

  • обобщить и систематизировать основные понятия темы пропорции;
  • уметь выполнять практические задания по измерению длин;
  • уметь составлять пропорции и отношения, проводить необходимые вычисления;
  • учить анализировать полученные результаты и делать выводы.

Оборудование урока:

  • карточки – задания для измерения и составления отношений;
  • измерительные и чертёжные инструменты: линейки, циркули,  транспортиры,  цветные карандаши;
  • фотографии и рисунки различных растений и пропорций человека, рисунки Леонардо да Винчи;
  • презентация.

Ход урока

  • Сообщение цели и темы практикума (1 мин);
  •  Актуализация опорных знаний и умений учащихся (4 мин);
  • Устная работа (6 мин);
  • Сообщение Куценко Дениса на тему «Золотое сечение» (6 мин);
  • Выполнение практической работы в группах и анализ результатов (14 мин);
  • Решение задач и построение спирали Фибоначчи с помощью циркуля и линейки. (9 мин)
  • Итог урока, анализ полученных результатов измерения в группах, выводы. (3 мин)
  • Домашнее задание. (2 мин).

I. Вступительное слово. 

1 слайд

«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.»

                                         Н.Винер.

Окружающий нас мир многообразен…

2 слайд

Вы, наверное, обращали внимание, что мы неодинаково относимся к предметам и явлениям окружающей действительности. Беспорядочность, бесформенность, несоразмерность воспринимаются нами как безобразное и производят отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера и гармония воспринимаются как красивое и вызывают у нас чувство восхищения, радости, поднимают настроение.

С древних времен человек начал разделять вещи на красивые и не красивые. Уже в Древней Греции античные философы начали выявлять некую формулу, которая раскрыла тайну того, что мы называем гармонией. “Ребята! А как, вы, считаете, что такое гармония? С какими словами у вас ассоциируется слово “гармония”?

Обобщаем ответы учащихся.

Если рассматривать цветок вблизи и аналогично другие естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.

3 слайд

Итак, гармония это красота, а красота, как говорили греки, - это математика, следовательно, гармония это математика.

Людей с давних времён волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчётам. Можно ли «проверить алгеброй гармонию?» – как сказал А.С. Пушкин.

Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного.

И сегодня нам для этого понадобятся ваши знания по теме "Пропорция

II. Устная  работа (задания написаны на доске)

4 слайд 

1. Найдите закономерность и продолжите ряд 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,...это числа Фибоначчи

5 слайд 

2. Найдите отношения 3 к 5, 5 к 8, 8 к 13. Ответ округлите до десятых. Можно ли сказать , что эти отношения равны? (0,60,  0,625=0,63,  0,615=0,62)

3. Что такое пропорция?

4. Сформулируйте основное свойство пропорции

5.Как найти неизвестные члены пропорции?

6 слайд 

6. Найдите неизвестные члены пропорции х : 1,2 = 8 : 4

Ответы:       2,4;        7;      4,2;  

7 слайд 

7. Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел:16, 5, 80, 25;  Какие еще пропорции можно составить из этих чисел?

8 слайд 

Из многих пропорций, которыми пользовался человек при создании живописи, скульптуры, музыки, поэм, самой главной является одна, и именно она отражает понятие ГАРМОНИИ наилучшим образом. Эту пропорцию называли по-разному: божественной, золотой, золотым сечением, золотой серединой, золотым делением, золотым числом

9 слайд 

Мы назовем ее с вами “Золотое сечение” Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока "Золотое сечение"

Иоганн Кеплер говорил: “Геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем”.

Теорему Пифагора знают многие люди, а вот что такое «золотое сечение» – далеко не все. Чтобы найти этот драгоценный камень я предлагаю вам отправиться в экспедицию.

А нашим проводником будет Куценко Денис.

III. Выступление Куценко Дениса с проектом по теме "Золотое сечение"

10 слайд

«Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены по швам, то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста ( к этой величине)».

                                                          (Леонардо да Винчи.)

11 слайд

Человек – венец творения природы… Установлено, что золотые отношения можно найти и в пропорциях человеческого тела.

IV. Выполнение практической работы в группах и анализ результатов

Учитель разбивает класс на 4 группы.

Каждой группе выдаются задания (карточки соответствующей тематики). Ученики должны провести необходимые измерения и найти «золотое сечение» в человеке и сделать выводы.

 12 слайд

V. Решение задач      

 ЗАДАЧА 1

      Известно, что длина спирали 34  ангстрема, найдите ширину спирали.

 (1 ангстрем = 0,0000001мм)

              1) Длина        _34____ ангстрема            _8___ частей

                  Ширина     __х___  ангстрем             ___5_ частей

              2) Составим уравнение:

Ответ:_______21,25 ангстрема__________________________________________

13 слайд

Наутилус

Головоногий моллюск наутилус также подчиняется божественной пропорции, т.е. соотношение  диаметра каждого витка спирали к последующему равно 5/8 !

14 слайд

VI. Спираль Фибоначчи

Строим с помощью циркуля и линейки

15 слайд

      ЗАДАЧА 2

      Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго    витка спирали.

   1)   Первый виток:   _1,2____ см             ___5__частей

               Второй виток:     ____х__см            __8___ частей

         2) Составим уравнение:

Ответ:________1,92_________________________________________

16 слайд

      ЗАДАЧА 3

     Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см.

          1)  Хвост      __16___см               ___8__частей

               Тело        ___х__см                __5___частей

          2) Составим уравнение:

3)

Ответ:___________10+16=26______________________________________

17 слайд

         ЗАДАЧА 4

        Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8.

  1. Длина               ___69,54____ м                    __8___частей

            Высота             ______х__м                    ___5__частей

         2) Составим уравнение:

Ответ:______________43,4625___________________________________

18 слайд

VII. Подведем итоги нашей экспедиции

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому.

Неживая природа не знает, что такое “золотое сечение”. Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле.

Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — “золотое сечение”.

Так что же такое “золотое сечение”? Что это за идеальное, божественное сочетание?

Может быть, это закон красоты?

Или все-таки он — мистическая тайна?

Научный феномен или этический принцип?

Ответ неизвестен до сих пор. Точнее — нет, известен. “Золотое сечение” — это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна. Так считал Анхель де Куатьэ

Золотое сечение – это один из основных основополагающих принципов природы;

Человеческое представление о красивом явно сформировалось под влиянием того, какой порядок и гармонию человек видит в природе.

19 слайд

VIII. Домашнее задание.

Дома найти «золотое сечение» на предметах интерьера своей квартиры, на комнатных растениях и т. п. Сделать схематический рисунок, расчёты, всё красочно оформить на альбомном листе.

IX. Эксперимент. (Дополнительно)

1) Золотой прямоугольник.

Начертите в тетради любой прямоугольник, но какой вам больше нравится(!).

Найдите отношение ширины прямоугольника к его длине.  Чему равно получившееся отношение?

Результаты показали, что у большинства из вас отношение сторон оказалось близким к числу ? . И это не случайно, так как многим людям кажутся красивыми и гармоничными именно те фигуры, в которых есть элементы, связанные друг с другом золотым отношением.

Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине даёт число ? , называется золотым прямоугольником.

Окружающие нас предметы дают примеры золотого прямоугольника: обложки многих книг, журналов, тетрадей, открытки, картины, крышки столов, экраны телевизоров и т.д. близки по размерам к золотому прямоугольнику.

2) Линия горизонта

Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях, так как пропорции золотого сечения создают впечатление гармонии и красоты.

Проведём ещё один эксперимент.

Положите перед собой альбомный лист чистой стороной. Представьте, что вы собрались нарисовать пейзаж и это формат вашей картины. Проведите на будущей картине линию горизонта…

Покажите мне…

У большинства из вас получился результат, очень похожий на рисунок 1 или 2 (перевернуть 1).

 

Почему вы и многие другие художники проводят линию горизонта именно так? А потому, что линия горизонта разделила высоту картины в отношении близком к золотому сечению. Оказывается, для нашего восприятия такое соотношение привычно, нам кажется такое изображение естественным и гармоничным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Золотое сечение» Учитель математики МОУ «гимназия «Дмитров»» Квитковская Юлия Александровна

Слайд 2

«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает.» Н.Винер.

Слайд 3

Что такое гармония? ЕДИНСТВО + ПОРЯДОК = ГАРМОНИЯ

Слайд 4

Что такое гармония? ГАРМОНИЯ = КРАСОТА КРАСОТА = МАТЕМАТИКА =

Слайд 5

№ 1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … Числа Фибоначчи

Слайд 6

№ 2. Найдите отношения: 3 к 5, 5 к 8, 8 к 13. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … Числа Фибоначчи Ответ округлите до десятых. Можно ли сказать , что эти отношения равны?

Слайд 7

№ 3. Найдите неизвестные члены пропорции х : 1,2 = 8 : 4 42 : х = 18 : 3 4,8 : 1,6 = х : 1,4

Слайд 8

№ 4. Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел: 16, 5, 80, 25

Слайд 9

ПРОПОРЦИЮ, которая отражает понятие ГАРМОНИИ наилучшим образом называли: божественной золотой золотым сечением золотой серединой золотым делением золотым числом

Слайд 10

Золотое сечение Геометрия владеет двумя сокровищами -теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Иоганн Kеплер

Слайд 11

«Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней. Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены по швам, то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста ( к этой величине)». (Леонардо да Винчи.)

Слайд 12

Практическая работа Человек – венец творения природы…

Слайд 13

Задача 1 Известно, что длина спирали молекулы ДНК равна 34 ангстрема, найдите ширину спирали. (1 ангстрем = 0,0000001мм) Молекула ДНК Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Отношение ширины спирали к её длине составляет приблизительно 5/8. 1. Длина 34 ангстрема 8 ч. Ширина Х ангстрем 5 ч. Решение 2. Составим уравнение: Ответ: ширина спирали 21,25 ангстрема

Слайд 14

Наутилус Головоногий моллюск наутилус также подчиняется божественной пропорции, т.е. соотношение диаметра каждого витка спирали к последующему равно 5/8 ! Спираль Фибоначчи

Слайд 16

Задача 2 Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго витка спирали. Решение. Первый виток: 1,2 см 5 частей Второй виток: Х см 8 частей 2. Составим уравнение: Ответ: размер второго витка спирали равен 1.92см.

Слайд 17

8 5 Задача 3 Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 8/5! Решение. 1. Хвост 16см 8ч Тело Хсм 5ч 2. Составим уравнение: 10 см – длина тела ящерицы 3. 10 + 16 =26(см) Ответ: длина всей ящерицы 26 см. Ящерица

Слайд 18

Задача 4 Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8. Решение. Длина 69,54 м 8 частей Высота х м 5 частей 2. Составим уравнение: Ответ: высота Парфенона43,4625 м.

Слайд 19

Может быть, это закон красоты? Или все-таки он — мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? «Золотое сечение» — это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна. Анхель де Куатьэ Так что же такое "золотое сечение"?..

Слайд 20

Домашнее задание Дома найти «золотое сечение» на предметах интерьера своей квартиры, на комнатных растениях и т. п. Сделать схематический рисунок, расчёты, всё красочно оформить на альбомном листе.



Предварительный просмотр:

Определение: золотое сечение – это такое  пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.

1 вариант

Фамилия Имя

Возраст

1. Измерить свой рост.(А)

А=

2. Измерить расстояние от пупа до пола.(В)

В=

3. Вычислить расстояние от макушки до пупа.(С)

 

С=

4. Отметь свои измерения на чертеже

         

5. Вычислить отношение С:В.

 Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

С:В 

6. Вычислить отношение В:А.

 Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

В:А 

7. Сравнить отношения и сделать вывод:

Необходимые вычисления:

Определение: золотое сечение – это такое  пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.

2 вариант

Фамилия Имя

Возраст

1. Измерить свой рост.(А)

А=

2. Измерить расстояние от кончиков пальцев до пола (Х)

Х=

3. Вычислить расстояние от макушки до кончиков пальцев. (Y)

Y=

4. Отметь свои измерения на чертеже

         

5. Вычислить отношение X:Y.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

X:Y

6. Вычислить отношение Y:A.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

Y:A

7. Сравнить отношения и сделать вывод:

Необходимые вычисления:

Определение: золотое сечение – это такое  пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.

3 вариант

Фамилия Имя

Возраст

1. Измерить расстояние от локтя до кончиков пальцев (H)

Н=

2. Измерить расстояние от кончиков пальцев до запястья (L)

L=

3. Вычислить расстояние от локтя до запястья (S)

S=

4. Отметь свои измерения на чертеже

         

5. Вычислить отношение L:S.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

L:S

6. Вычислить отношение S:H.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

S:H

7. Сравнить отношения и сделать вывод:

Необходимые вычисления:

Определение: золотое сечение – это такое  пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором отношение его меньшей части к большей равно отношению большей к длине всего отрезка.

4 вариант

Фамилия Имя

Возраст

1. Измерить расстояние от плеча до кончиков пальцев (R)

R=

2. Измерить расстояние от локтя до кончиков пальцев (N)

N=

3. Вычислить расстояние от локтя до плеча (Z)

Z=

4. Отметь свои измерения на чертеже

         

5. Вычислить отношение Z:N.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

Z:N

6. Вычислить отношение N:R.

Ответ округлить с точностью до тысячных.

Результат сравни с числом Описание: varphi≈0,618

N:R

7. Сравнить отношения и сделать вывод:

Необходимые вычисления:

Начертите в тетради отрезок АВ=5см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=2см, СВ=3см.

1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.

2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.

3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.

Начертите в тетради отрезок АВ=8см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=3см, СВ=5см.

1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.

2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.

3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.

Начертите в тетради отрезок АВ=13см. Отметьте на нем точку С так, чтобы АС=5см, СВ=8см.

1) Найдите отношение меньшей части отрезка АВ к большей его части. Ответ округлите до тысячных.

2) Найдите отношение большей части отрезка АВ к длине отрезка АВ. Ответ округлите до тысячных.

3) Сравните полученные отношения и сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

         ЗАДАЧА 1

      Известно, что длина спирали 34  ангстрема, найдите ширину спирали.

 (1 ангстрем = 0,0000001мм)

              1) Длина        _____ ангстрема            ____ частей

                  Ширина     _____  ангстрем             ____ частей

              2) Составим уравнение:

Ответ:_________________________________________________

      ЗАДАЧА 2

      Первый виток спирали равен 1.2см. Найдите размер второго    витка спирали.

   1)   Первый виток:   _____ см             _____частей

               Второй виток:     ______см            _____ частей

         2) Составим уравнение:

Ответ:_________________________________________________

      ЗАДАЧА 3

     Найдите длину всей ящерицы, если длина её хвоста 16 см.

          1)  Хвост      _____см               _____частей

               Тело        _____см                _____частей

          2) Составим уравнение:

3)

Ответ:_________________________________________________

         ЗАДАЧА 4

        Длина Парфенона 69,54 м. Найдите высоту храма, если его высота относится к длине по правилу «золотого сечения», т.е. в отношении 5/8.

  1. Длина               _______ м                    _____частей

            Высота             ________м                    _____частей

         2) Составим уравнение:

Ответ:_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Золотое сечение"

Предмет: Геометрия. Класс: 9, общеобразовательный. Тема урока: «Золотое сечение»   Задачи: Дать понятия «золотого сечения», «золотого треугольника», «золотого прямоугольника», «золотой...

Разработка урока на тему "Золотое сечение"

На уроке рассматривается определение "золотого сечения", примеры "Божественнй пропорции" в архитектуре, искусстве, музыке...

Разработка урока на тему "Сечение многоранников"

Актуальность темы заключается в том, что построение сечений широко используется в строительном деле,архитектуре,машиностроении, во многих других областях науки и техники. А в школьном курсе геометрии ...

разработка урока по геометрии по теме "Построение сечений многогранников".

данная разработка знакомит учащихся с различными способами решения геометрических задач при помощи построения сечений геометрических фигур...

Методическая разработка урока Построение сечений в многогранниках

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Построение сечений в многогранниках" (Конспект + презентация)Комментарии к презентации.Презентация к уроку «Построение сечений в многогранниках» со...

Методическая разработка урока по теме "Построение сечений многогранников"

В материале представлен конспект урока с использованием современных технологий. А также добавлено приложение к уроку для оценки результатов обучения учениками....