Внеклассное мероприятие Праздник математики
занимательные факты по математике (8 класс) на тему

Хапык-оол Галина Николаевна

Одним из приемов приобщения к математике, воспитания любви к ней, являются праздники. Цель таких праздников:

  1. Показать учащимся, что математика - чудесная, не сухая наука и занимаются ею замечательные люди.
  2. Расширить знания, повысить интеллект (ведь при подготовке членам каждой команды и всем консультантам приходится много перечитать книг).
  3. Сплочение коллективов разных классов.

Девиз праздника - мысли, оформленные в виде плакатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_matematiki.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

МБОУ СОШ С.ХАЙЫРАКАНСКИЙ УЛУГ-ХЕМСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Праздник математики

                                        

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                                        ХАПЫК-ООЛ Г.Н.

                                                                 2016г

Праздник математики

Одним из приемов приобщения к математике, воспитания любви к ней, являются праздники. Цель таких праздников:

  1. Показать учащимся, что математика - чудесная, не сухая наука и занимаются ею замечательные люди.
  2. Расширить знания, повысить интеллект (ведь при подготовке членам каждой команды и всем консультантам приходится много перечитать книг).
  3. Сплочение коллективов разных классов.

Девиз праздника - мысли, оформленные в виде плакатов.

«Решай, ищи, твори и мысли». «В геометрию тропинку одолеем без запинки».  «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий». «Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения».

(Т. Эдисон).

«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» «Когда английского   ученого   Фарадея   спрашивали,   как   и почему он добился выдающихся успехов в науке, он отвечал: «Потому что, начиная дело, я всегда довожу его до конца».

План проведения праздника математики

I.        Представление команд (с юмором, в стихах, в виде песен, но все с математическим содержанием).

II.        Сведения    о    великих    математиках:    Архимеде,    Евклиде,    Н.И. Лобачевском, К.Ф. Гауссе, Ф. Виете.

III.        Математический ералаш.

1.        Составление слов на букву П.

Команды стремятся назвать наибольшее количество слов на букву П. а зрители (в то время, пока команды работают) - самое длинное слово.

2.        Задается слово «арифметика»

Команды составляют из букв этого слова как можно больше слов, а зрители - самое длинное слово.

IV.        Что мы знаем о числах. Сообщение учителя: «Мифы и числа». Члены команд рассказывают как можно больше о каком-либо числе, например:

о числе «7»;  о числах «40» и «41»;  о числах «12» и «13»;  о числе «0» и числе «3».

V.        Пословицы и поговорки с числами.

Команды называют по одной пословице с заданным числом. Выигрывает та, которая последней назовет пословицу. Используются числа 1,5,7,10.

VI.        Домашнее задание. Чтение стихов, инсценировка математической сказки, составленной членами команд разных классов.

Пример проведения праздника математики

I.        Представление команд

(I) Ведущий учитель перед началом состязаний: «Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением, все, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив. Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов Вам!»

Разыгрывается порядок входа команд: № 1, № 2, № 3, № 4.

За каждый выход команды получают баллы по пятибалльной системе.

Выбор жюри (из учителей).

II.        Соревнование

«Знаете ли вы великих математиков?» Для подсказки: Лобачевский, Архимед, Гаусс, Евклид, Виет.

Вопрос 1.

Многие знаменитые математики мира на протяжении двадцати веков старались решить величайшую проблему: сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку? Кто разрешил эту проблему?

Ответ: Н.И. Лобачевский, русский математик, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии, в 1826 г.

Вопрос 2.

Он был задумчив и спокоен

Загадкой круга увлечен,

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

…………………………………….

Прошла столетий вереница

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»?

Ответ: греческий ученый-математик Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, винт Архимеда.

А кто не знает его знаменитого восклицания «Эврика!»?

Вопрос З.

У этого крупнейшего математика XIX в. рано проявились математические дарования. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В 7 лет пошел в школу. В это время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как один мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5 050 и - никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика: было ясно, что за такой срок он не смог бы сделать 99 сложений. Остальные ученики терпеливо складывали числа. Сбиваясь, стирали написанное и снова складывали.

Назовите имя будущего великого математика.

Ответ: немецкий математик XIX века Карл Гаусс - «король» математики.

Вопрос 4.

Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный для их прочтения математик сумел найти ключ к шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом упреждая их действия. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но «дешифровщик» не был выдан инквизиции. В своем городе он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Главным же делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу.

Кто из математиков был на волосок от пламени на костре?

Ответ: французский математик XVI века Франсуа Виет, основоположник буквенной символики. Его называют «отцом буквенной современной алгебры».

Вопрос 5.

Кто впервые систематизировал геометрические сведения?

Ответ: Евклид - древнегреческий геометр III век до н.э. В своих тринадцати книгах под названием «Начала» он систематизировал основные в то время геометрические знания.

Вопрос 6.

Кому принадлежат слова: «Математика - царица наук, арифметика - царица математики»?

Ответ: Карлу Фридриху Гауссу.

Вопрос7.

Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю?»

Ответ: за Архимедом.

III. Математический ералаш

Предмет "математика" настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль

Учить можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс

Именно этими девизами мы пользовались при проведении этого этапа соревнований. Понятно, что здесь речь идет не о веселье в прямом смысле, а о чувстве удовлетворения, которое возникает в процессе обучения.

Дается минута, за которую надо составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой, в единственном числе, именительном падеже.

Итак, буква П. Время пошло! (с помощью песочных часов): параллелепипед, параллельность, перпендикулярность, последовательность, прямая, повторяемость, призма, пустое, параллелограмм, пирамида, пять.

Время истекло!

В это время ведущий учитель проводит игру со зрителями на составление самого длинного слова. Им оказалось ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ -18 букв.

А теперь задано слово: АРИФМЕТИКА.

Время пошло!

Рифма, метка, фетр, тик, кит, миф, риф, фирма, ар, рама, комета, тема, фри, арктика, рак, карма...

Время истекло!

IV. Что мы знаем о числах

Перед новым этапом соревнований, в котором учащиеся расскажут о некоторых числах, учитель кратко рассказывает о «Мифах и числах».

Современные люди широко применяют в своей жизни числа. Вряд ли кто-нибудь сейчас вкладывает в числа сказочный или мифический смысл.

Но так было не всегда. Для древних людей числа были элементами особого кода, с помощью которого описывался мир человека.

В наиболее древних текстах число «1» встречается крайне редко и означает не только первый элемент ряда в современном смысле, сколько целостность, единство. Число «1» приписывалось Богу и Космосу.

Число «2» лежало в основе противопоставлений, с помощью которых в некоторых мифах описывался мир. Например, Небо и Земля, День и Ночь,

Жизнь и Смерть. Во многих древних культурах числовой ряд открывало число «3», часто означающее абсолютное совершенство. Достаточно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Троица». Число «3» очень часто встречается в русских народных сказках.

Число «4» широко использовалось в мифах о сотворении Вселенной и ориентации в ней: четыре стороны света, четыре времени года.

Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи тонах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках.

«7» считается счастливым числом. (7 слоников на счастье). В любых древних культурах одно из наиболее употребляемых чисел -«12». Оно оставило яркий след в нашей современной культуре. Вспомним 12 месяцев, 12 часов. Число «12», как и «7», тоже считается счастливым.

Ему противостоит «несчастливое число» «13». Это число называют «чертова дюжина». Многие суеверные люди и сейчас боятся или остерегаются этого числа. В Англии на улицах пропускают номер «13» для обозначения номеров домов. Даже моряки стараются 13-го числа не выходить в море.

Нам кажется удивительным, что число «10» практически не встречается в мифах, но зато в современной системе счисления оно играет центральную роль (счет десятками).

Некоторые мыслители древности старались представить поэзию и искусство в виде своего рода математики. Сторонники Пифагора вслед за своим учителем считали, что сущность красоты кроется во внутренних числовых отношениях. Интересно и удивительно, что современная наука, например, физика элементарных частиц, не может обойтись без новейших разделов математики. Кажется загадочным, что именно математика так хорошо описывает окружающий нас мир. Без глубокого знания математики, мифического происхождения чисел, трудно разобраться в искусстве, поэзии, литературе.

Загадочная семерка

Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Семь смертных грехов... Француз дает самую сильную клятву: «Крепко, как семь». Счастливый чувствует себя на седьмом небе. Герои сказок надевают семимильные сапоги и сражаются с драконом о семи головах.

Названия сказок: «Волк и семеро козлят» (русская); «Семь козьих голов» (албанская).

Пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Семь бед - один ответ»; «Семеро одного не ждут»; «Семь пятниц на неделе».

Число «7» буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.

Зародился культ числа «7» в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.

Число «7» стало символом благоприятствия. И все-таки почему 7? Почему знаменитый вавилонский зиккурат, храм богов: и одновременно башня для астрономических наблюдений, имел 7 этажей. Почему седьмые дни некоторых месяцев в календаре вавилонян считались несчастливыми? Почему в сказаниях о потопе: дождь лил 7 дней, а ковчег имел 7 отделений? Может быть, почитание семерки связано не только с обожествлением планет? Ведь еще до вавилонян, уже у людей палеолита, было какое-то особое отношение к ритму «7» в орнаментации. Причем не только в Европе, но и в Азии.

Неожиданный ответ был найден американским ученым Миллером в психологии. Он объяснил особенности семерки пропускной способностью нервной системы человека. Статистика опыта подтвердила, что самые разные испытуемые могут без ошибок сравнить в среднем только 7 раздражителей. Человек: при кратковременном восприятии может мгновенно охватить не более семи сходных элементов.

О числе «три». За тридевять земель

Кто из нас не помнит знаменитых сказочных зачинов «За тридевять земель», «В тридевятом царстве», «Жили-были»...

И кто из нас не зачитывался в детстве сказками, не сталкивался с таинственным числом «три».

«У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак».

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды.

С числом «3» связаны и названия сказок, впрочем, не только русских: «Три сокровища» (японская), «Три брата» (осетинская).

Самонаблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа.

Люди всюду встречали или думали, что встречают деление на 3. Они видели, что Вселенная состоит из Неба, Земли, Воды.

В телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту.

Во времени - прошлое, настоящее, будущее.

Число получило значение священного. Пифагорейцы считали число «три» совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.

Это число стало играть большую роль в магических образах.

Так, например, заклятья и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды. Число «три» вошло в христианскую религию, верующие представляют бога в виде триединства: отец - сын - святой дух.


Это число легло в основу построения ряда художественных произведений. Наиболее яркий пример — «Божественная комедия» Данте. Она состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Поэма написана трехстишиями. В начале путешествия поэта преследуют три зверя: пантера, волчица, лев.

Числовым суевериям были подвержены и многие выдающиеся люди. Так, Бисмарк придавал очень большое значение числу «три», его девизом было: «В троичности сила». Он служил при трех императорах, принимал участие в трех войнах, подписал три мирных договора, имел троих детей, владел тремя поместьями, ...

Любопытно, что число «три» рассматривали не только как счастливое (Бог троицу любит), но и как несчастливое (треклятый).

V.        Примеры пословиц и поговорок

«1» и «2»: • Один в поле не воин. • Беда никогда не приходит одна.

•Ум хорошо, а два лучше. • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

•За одного битого двух небитых дают. • Старый друг лучше новых двух.

•        За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

«7»: • Семеро одного не ждут. • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

•        Семь бед - один ответ.

VI.        Домашнее задание

Математика и лирика. Стихи

Соревновались по одному-два участника от каждой из команд. Наряду с отобранными из книг читались стихи и собственного сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие" Праздник труда"(общешкольное мероприятие)

В нашей школе, в конце IY четверти, ежегодно проводится внеклассное мероприятие -" Праздник труда"....

сценарий внеклассного мероприятия (праздник праздников Пасха)

мероприятие было проведено в 3 классе . материал был опубликован в "Учительской газете " продолжительность 1 урок ,дети дарили открытки нарисованные зарание....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике для учеников 6-7 классов: "Праздник числа ПИ"

Внеклассное мероприятие проводится для учеников одной параллели, во время недели математики, можно приурочить к дню рождения числа ПИ 14.03.Заранее предупредить представителей команд, что необходимо в...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...