Кружок по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему

Кружок по математике "Занимательная математика". Подготовка к ВПР 5-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»

Рассмотрено 

на заседании МО

Протокол №___   от

«___»___________ 20_____г.

Руководитель МО ___________/_Н.Г.Мункина/

Согласовано

Заместитель директора по ВР

_________/  Н.Ю.Аношина 

«_____»__________20___ г.

Утверждаю

и.о. директора  школы

_____________/Е.Н. Мачильская/

Приказ №___        от

«______»_____________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 5-6 класса

МОУ «СОШ №9 г. Ртищево Саратовской области»

Направление (общеинтеллектуальное)

Составитель: учитель математики

                                   

Петрунина Алена Дмитриевна

                     

      Количество часов: 34                                                  

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «____» ___________2018 г.

        2018 - 2019

Пояснительная записка

Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ВПР в 5-6 классах.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 5-6 классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе. Программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС и направлена на общее интеллектуальное развитие учащихся.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и позволяет подготовиться к успешному написанию ВПР.

Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • привитие интереса учащимся к математике;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;
  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
  • воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется задачам, которые встречаются в демонстрационных вариантах ВПР. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

  •  Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Проверка результатов проходит в форме:  

  • Опросников;
  • тестирования;
  • проведения самостоятельных работ;
  • написание ВПР.

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также написание Всероссийской проверочной работы по математике.

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года. 

Курс рассчитан на 34 часа с регулярностью 1 час в неделю по 35 минут.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5-6 классов.


Содержание рабочей программы 5 класса

1. Натуральное число;

2. Обыкновенная дробь;

3. Десятичная дробь;

4. Нахождение части числа и числа по его части;

5. Действия с рациональными числами;

6. Задачи, связывающие три величины;

7. Сюжетные задачи на все арифметические действия;

8. Действия с процентами;

9. Действия с рациональными числами;

10. Задачи на покупки, логические задачи;

11. Работа с таблицами, диаграммами;

12. Вычисление расстояния, измерение длины по рисунку;

13. Прямоугольный параллелепипед, куб, шар;

14. Задачи повышенной трудности.

Содержание рабочей программы 6 класса

  1. Действия с отрицательными числами;
  2. Действия с обыкновенными дробями;
  3. Нахождение части числа и числа по его части;
  4. Действия с десятичными дробями;
  5. Оценка размеров реальных объектов;
  6. Работа с таблицами и диаграммами;
  7. Модуль числа;
  8. Сравнение дробей и смешанных чисел;
  9. Выражения со скобками;
  10. Решение несложных логических задач;
  11. Решение текстовых задач на проценты;
  12. Геометрические построения;
  13. Логические задачи повышенной сложности.

Учебно-тематический план для 5 класса

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Натуральное число

Тема 1. Запись натурального числа

0,5

0,5

Тема 2. НОК

0,5

0,5

Тема 3. НОД

0,5

0,5

2

Обыкновенная дробь

Тема 1. Сокращение обыкновенных дробей

0,5

1

1,5

Тема 2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей

0,5

1

1,5

3

Десятичная дробь

Тема 1. Сравнение десятичных дробей

0,25

0,25

0,5

Тема 2. Сложение и вычитание десятичных дробей

0,25

0,25

0,5

4

Нахождение части числа и числа по его части

Тема 1. Решение задач на нахождение части числа

1

1

Тема 2. Решение задач на нахождение числа по его части

1

1

5

Действия с рациональными числами

Тема 1. Решение уравнений

0,5

1

1,5

Тема 2. Выполнение всех арифметических действий

0,5

1

1,5

6

Задачи, связывающие три величины

Тема 1. Решение задач

0,25

0,75

1

7

Сюжетные задачи на все арифметические действия

Тема 1. Решение задач на сложение и вычитание

2

2

Тема 2. Решение задач на умножение и деление

2

2

8

Действия с процентами

Тема 1.Решение задач на проценты

0,5

0,5

1

9

Действия с рациональными числами

Тема 1. Действия с рациональными числами

0,5

1,5

2

10

Задачи на покупки, логические задачи

Тема 1. Работа с таблицами

0,5

1

1,5

Тема 2. Решение задач

2

2

11

Работа с таблицами, диаграммами

Тема 1. Работа с таблицами и диаграммами

0,5

1,5

2

12

Вычисление расстояния, измерение длины по рисунку

Тема 1. Работа с рисунками

0,5

1

1,5

Тема 2. Работа с планом

2

2

13

Прямоугольный параллелепипед, куб, шар

Тема 1. Работа с рисунками

0,5

1

1,5

Тема 2. Нахождение периметра, площади и объёма

0,5

1,5

2

14

Задачи повышенной трудности

Тема 1. Решение задач

1

2

3


Учебно-тематический план для 6 класса

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Действия с отрицательными числами

Тема 1. Сложение целых чисел

0,5

0,5

Тема 2. Вычитание целых чисел

0,5

0,5

Тема 3. Сложение и вычитание целых чисел

0,5

0,5

2

Действия с обыкновенными дробями

Тема 1. Сложение и вычитание обыкновенных дробей

0,5

1

1,5

Тема 2. Умножение и деление обыкновенных дробей

0,5

1

1,5

3

Нахождение части числа и числа по его части

Тема 1. Нахождение части числа

0,25

0,25

0,5

Тема 2. Нахождение числа по его части

0,25

0,25

0,5

4

Действия с десятичными дробями

Тема 1. Сложение и вычитание десятичных дробей

1

1

Тема 2. Умножение и деление десятичных дробей

1

1

5

Оценка размеров реальных объектов

Тема 1. Работа с рисунками

0,5

1

1,5

6

Работа с таблицами и диаграммами

Тема 1. Работа с таблицами

0,25

0,75

1

Тема 2. Работа с диаграммами

0,5

1

1,5

7

Модуль числа

Тема 1. Решение примеров с модулем

1

1

8

Сравнение дробей и смешанных чисел

Тема 1.Сравнение дробей и смешанных чисел

0,5

2,5

3

9

Выражения со скобками

Тема 1. Заключение в скобки

0,5

1,5

2

Тема 2. Вынесение за скобки

1

1

10

Решение несложных логических задач

Тема 1. Решение задач

0,5

1

1,5

11

Решение текстовых задач на проценты

Тема 1. Решение задач на проценты

0,5

1,5

2

Тема 2. Решение сложных задач на проценты

2

2

12

 Геометрические построения

Тема 1. Работа с рисунками

1

1

2

Тема 2. Геометрические построения

2

2

13

Логические задачи повышенной сложности

Тема 1. Решение логических задач

1

3

4,5

Тема 2. Решение логических задач повышенной сложности

0,5

1,5

2


Материально – техническое обеспечение программы

1. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 26, [2] с.

2. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 98 с.

3. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 26, [2] с.

4. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 98 с.

5. https://math5-vpr.sdamgia.ru/

6. http://4ege.ru/vpr/53768-demoversii-vpr-2017-dlya-5-klassa.html

7. https://4vpr.ru/5-klass/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного станда...

Кружок по математике для 5-6 классов "Математика в исторических датах и фактах"

Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории в преподавании математи...

кружок "В мире математики"

Математический кружок для 5-9классов "В мире математики"...

Кружок по математике "Занимательные задания по математике" в 5 классе.

Программа кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015. Пр...

Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс

Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс...

Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс

Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...

Вступительный тест в кружок по олимпиадной математике

Вступительный тест на кружок по олимпиадной математике для разбиения на группы. Позволяет достаточно точно понять занимался раньше ли ученик и насколько усердно он это делал.Можно использовать для 6 к...