Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности  по математике

«От развлечения к знаниям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch_moya-gotov-ispr_11.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования, утвержденный приказом  Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
  • программа  разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная математика» и Николаевой Е.В. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevnaе
  • Учебный план МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани РТ на 2015-2016 учебный год .                        
  • Основная общеобразовательная программа МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани РТ

Общая характеристика учебного предмета

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.

В настоящее время учащиеся не всегда имеют возможность сделать верный выбор в своих увлечениях или пристрастиях, разобраться в своих способностях и наклонностях, если им вовремя не удалось окунуться в необходимую или просто иную среду.

Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности молодого человека. Развивая логическое, в том числе и математическое мышление ребенка, мы создаем базу для более свободного выбора им своих будущих увлечений.

В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые данной программой, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Цели курса:

  • создание условий для развития личности и творческого потенциала обучающихся по данному курсу внеурочной деятельности. Расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи курса:

- формирование  у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения;

- формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

-закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

-формирование умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;

-поддерживание интереса к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в  неделю по 1 часу (35 часов в год). 

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Числовые множества. Действия с числам и.

8

3

5

2

Текстовые задачи.

10

4

6

3

Графы на плоскости

4

1

3

4

Геометрические задачи

8

3

5

5

Математические соревнования, ребусы

5

1

4

Итого

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (8часов)

Теория: Историческая информация о происхождении чисел.

Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

Тема 2: Текстовые задачи (10 часов)

ТеорияТекстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи

ПрактикаРешение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)

ТеорияТеория графов. Элементы теории графов

ПрактикаРешение задач

Тема 4: Геометрические задачи (8часов)

ТеорияОсновы геометрии на плоскости и в пространстве.

ПрактикаРешение задач со спичками. Решение геометрических задач.

Тема 5: Математические соревнования, ребусы (5часов)

ТеорияРебусы. Математические ребусы

Практика«Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема учебного  занятия

Кол-во

часов

Элементы содержания

дата

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

план

факт

1

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Математическая смесь.

1

Цели, задачи, требования к работе

1неделя

2

Из истории математики

А) История развития математики.

Б) счет у первобытных людей.

1

Цифра, число, римские и арабские цифры,

2 неделя

3

Поиски закономерностей.

1

Старинные меры длины: аршин, верста, косая

3неделя

4

Восстановление знаков действий.

1

сажень, локоть,

4неделя

5

Запись цифр и действий у других народов.

1

Числовое множество, последовательность чисел

5неделя

6

Действия с римскими цифрами.

1

числовая головоломка

6неделя

7

Приемы устного счета.

1

Закономерность чисел, магический квадрат

7неделя

8

Расшифровка записей.

1

 

Логическая задача

8неделя

9

Числовые ребусы.

1

предложение, суждение, истинное и ложное высказывание

Решение ребусов

9неделя

10

Числа великаны и числа малютки.

1

Работа с числами

10неделя

11

Логические задачи.

1

 высказывание

Логическая задача

11неделя

12

Конечные и бесконечные множества.

1

предложение, суждение, истинное и ложное высказывание

12неделя

13

Соревнования «Математическая регата»

1

Задача на перевозку, задача на переправу

соревнование

13неделя

14

Множества.

1

Процент, смесь, сплав

14неделя

15

Применение графов к решению задач.

1

Граф, схема условия, степени вершин, ребра графа

Решение задач

15неделя

16

Переливания.

1

Задачи на переливание

Решение задач

16неделя

17

Взвешивания.

1

Задачи на взвешивание

Решение задач

17неделя

18

Математические ребусы.

1

Свойства графа, теорема о четности числа нечетных вершин

Решение ребусов

18неделя

19

Ребусомания

1

Игра

19неделя

20

Равносоставленные фигуры.

1

Треугольник, его элементы (вершины, стороны, углы)

Решение задач

20неделя

21

Равносоставленные фигуры. Танграм.

1

лекция

21неделя

22

Геометрические задачи на разрезание.

1

Четырехугольник, виды четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), геометрические головоломки

Решение задач

22неделя

23

Игры с пентамино.

1

игра

23неделя

24

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

1

соревнование

24неделя

25

Геометрия в пространстве.

1

Пространственные тела: куб, параллелепипед, призма, конус, шар

экскурсия

25неделя

26

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

1

Пространственные тела: куб, параллелепипед, призма, конус, шар

26неделя

27

В худшем случае.

1

Круглый стол вопросов и ответов

27неделя

28

Принцип Дирихле.

1

Задача на разрезание

Решение задач

28неделя

29

Круги Эйлера. Графы.

1

лекция

29неделя

30

Задачи на обратный ход.

1

Задачи на обратный ход.

Решение задач

30неделя

31

Соревнование. «Математическая стрельба».

1

конкурс

31неделя

32

Решение математических  задач  с помощью рассуждений.

1

Решение задач

32неделя

33

Математическая олимпиада

1

олимпиада

33неделя

34-35

Итоговое занятие.

2

Защита проектов

34неделя

35неделя

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программа разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная математика» и Николаевой Е.В.http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
  2. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
  2. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
  3. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
  5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
  6. http://mathworld.ru/
  7. http://www.develop-kinder.com
  8. http://lineyka.inf.ua
  9. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna