Внеклассное мероприятие "А знаете ли вы?"
методическая разработка по математике (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие  в форме устного журнала по математике поможет учителям привить интерес учащихся к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал «А знаете ли вы?»,

Цель: попытаться сформировать у учащихся убеждение в том, что математика, искусство и красота – понятия неразделимые.

Задачи:

1.Познакомить детей с математиками, которые были связаны с миром литературы, с ролью математики в музыке и живописи.

2. Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся.

3.  Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности. 
4 . Воспитание интереса к истории математики.

Материалы и оборудование:

Плакат: В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Н.Е. Жуковский.

Мультимедийное оборудование для показа презентации.

Форма проведения: устный журнал.

Участники: учащиеся 9 классов

Место проведения: кабинет класса.

  1. Страница 1 –Математика и литература.
  2. Страница 2 –математика и музыка..
  3. Страница 3 –математика и живопись

1ведущий:

Многие из присутствующих наверняка думают, что математика – это только формулы, задачи, примеры, теоремы, короче скукота. Но если мы оглянёмся вокруг, то увидим, что без математики обойтись никак нельзя.

2 ведущий:

Чтобы по морям, океанам плавали корабли, ледоколы, пароходы, чтобы в небе летали вертолёты и самолёты, в космос летали ракеты, здесь также необходимо присутствие математики. Она нужна при конструировании плавающих и летающих машин.

3 ведущий:

Если мы посмотрим вокруг, то увидим в каких красивых домах мы живём,

в какой красивой школе мы учимся, в какой красивый дом культуры мы

ходим отдыхать. И во всем этом также видна работа с математическими

расчётами. Можно много привести примеров применения математики в жизни.

А знаете ли вы?  Впрочем давайте откроем первую страничку нашего журнала.

И называется она – Математика и литература.

4 ведущий:

А теперь ответим на вопрос. Есть ли связь между математикой и литературой?

Связь между ними очень сильная. Математика не была такой красноречивой, теоремы не были конкретными, понятными, составленными так безукоризненно, без поэзии. Стихи не были бы так грамотно написаны, рифма утеряла бы смысл, без точности математики. Математику и литературу можно назвать двумя дополняющими друг друга противоположностями. Это две грани одного и того же процесса – творчества.

1ведущий:

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

2 ведущий: А знаете ли вы кто это?(задают вопросы присутствующим)

А). Гениальный русский ученый является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт. Стал создателем русской оды. Сыграл важную роль в разработке жанров послания, идиллии, эпиграммы. (Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)).

Б) Персидский поэт, при жизни он был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал философские четверостишия, стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании. С годами количество приписываемых ему четверостиший росло и к XX веку превысило 5000. (Омар Хайям)

3 ведущий:

А) Прочитав знаменитую сказку «Алиса в стране Чудес», королева Англии Виктория пришла в восторг и захотела прочитать все его сочинения. Каково же было удивление и разочарование королевы, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике. (Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Доджсон).

Б) Известный математик, создатель неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета в 1834 году «рискнул» опубликовать свое стихотворение «Разлив Волги при Казани». (Николай Иванович Лобачевский)

4 ведущий: Следующая страница нашего журнала-Математика и музыка

Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.

Давно уже ученые занимались вопросом: почему в музыкальной октаве семь основных звуков – столько же, сколько цветов в спектре солнечного света. Еще, ничего не зная о природе звуков, человек интуитивно подстраивал струны так, чтобы они создавали благозвучие.

Взаимосвязь математики и музыки является одной из самых актуальных тем. Она до сих пор полностью не раскрыта и не изучена, чем и привлекает к себе внимание многих ученых и математиков. Поверхностно рассмотрев значение этих двух наук, нам кажется, что они совершенно несопоставимы, ведь разве может быть сходство между математикой- царицей всех наук, символом мудрости и музыки - наиболее отвлеченным видом искусства. Но если всмотреться вглубь, то нетрудно заметить, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

1ведущий:

Интервал (от греческого – расстояние) – это сочетание двух звуков.

Названия интервалов в переводе на русский язык означают число.

  Прима – один

  Секунда – два

  Терция – три

  Кварта – четыре

  Квинта – пять

Секста – шесть

Септима – семь

Октава – восемь

Нона – девять

Децима – десять

Ундецима – одиннадцать

Терцдецима – двенадцать

  Квартдецима – четырнадцать

Квинтдецима – пятнадцать

2 ведущий:

Особое место в математике древних занимали дроби 1/2, 1/4, 1/6, 1/8, 1/16 и так далее. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам. Числа перемножали при помощи последовательных удвоений (например, 9х5=2х2х2х5+5); деление пополам не менее важно, как обратно к удвоению действие. Операция удвоения продержалась довольно долго; ещё в 15 веке её считали особым арифметическим действием, и рассматривали отдельно, наряду с умножением, делением, умножением и вычитанием.

3 ведущий:

Эти дроби сыграли определяющую роль в музыке. И сейчас в общепринятой нотной записи длинная нота – целая – делится на половинки (вдвое короче), четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые. Любой ученик музыкальной школы знает с шести – семилетнего возраста, что 6/8 – это три четверти, и что в одной половинке восемь шестнадцатых. Таким образом, ритмический рисунок любого музыкального произведения, созданного европейской культурой, каким бы сложным он ни был, определяется двоичными дробями. Пифагорейцы, много занимавшиеся музыкой и обожествлявшие число, исследовали, на  сколько повышается тон струны, если её прижать посередине, или на четверть расстояния одного из концов, или на треть. Обнаружилось, что одновременное звучание двух струн приятно для слуха, если длины их относятся как 1:2, или 2:3, или 3:4, что соответствует музыкальным интервалам в октаву, квинту и кварту. Гармония оказалась тесно связанной с дробями, что подтверждало основную мысль пифагорейцев: «Число правит миром».

4 ведущий:  А теперь вопросы зрителям

1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

2.Люди  какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий?
(музыканты или дирижеры)

Следующая страничка нашего журнала – Математика и живопись

1ведущий:

В 1509 году в Италии появилась книга Луки Пачоли под названием «О божественной пропорции».  В ней были установлены математические соотношения, соблюдая которые художник достигнет красоты. Иллюстрации  - 60 многогранников и рисунок «Витрувианский человек» принадлежали руке Леонардо да Винчи.

  1. https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/images/zanyatiya/ziv_matematika_04.jpg

https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/images/zanyatiya/ziv_matematika_05.jpg

Леонардо да Винчи известен, прежде всего, как великий художник. Но он был разносторонним человеком, занимался математикой, физикой, химией, машиностроением, военной техникой, архитектурой. И во всех этих науках Леонардо добился успехов. Этот человек полон загадок, многие из которых до сих пор остались тайной. Его рукописи были зашифрованы, он писал так, что прочесть слова можно было только с помощью зеркала.

2 ведущий:

Леонардо да Винчи был убежден в единстве живописи и математики. Он говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды». Леонардо  изучал пропорцию. В его рисунке «Витрувианский человек» выражена идеальная пропорция тела человека, которая заключена в соотношении стороны квадрата и радиуса окружности. Еще одна идеальная пропорция тела была сформулирована еще во времена Древней Греции:

Рост человека=размаху рук (от кончиков пальцев) =8 ладоням=6 ступням=8лицам

ЗАДАЧА: Попробуй проверить эту формулу на себе.

3 ведущий:

Что же дают идеальные пропорции? Красоту! Ученые проводили опыт, предложив людям из нескольких прямоугольников выбрать один на свой вкус. Большинство остановило выбор на фигуре, в основе которой лежат идеальные пропорции, названные золотым сечением. Соотношение сторон золотого прямоугольника  равно числам Фибоначчи.  Если длину большей стороны разделить на длину меньшей, получается примерно 1,61. Если длину меньшей стороны разделить на большую, результат будет равен примерно 0,61.

4 ведущий:

У золотого прямоугольника есть одно замечательное свойство. Если отсечь от него квадрат, останется тоже золотой прямоугольник. Портрет Моны Лизы, написанный Леонардо да Винчи, построен на золотом сечении, ее лицо вписано в золотые прямоугольники разного размера. В «Тайной вечере» золотые прямоугольники определяют размеры картины и положение ее персонажей.

  1. https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/images/zanyatiya/ziv_matematika_07.jpg

https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/images/zanyatiya/ziv_matematika_06.jpg

По правилу золотого сечения строят не только прямоугольники, но и любые другие фигуры, в том числе пятиконечную звезду и многогранники.

Можно ли на словах объяснить, что значит красиво, что такое красота? Боюсь, сделать это будет трудно, да и поспорить кто-нибудь захочет. А вот на математическом языке доказать красоту можно, можно все подсчитать и сделать выводы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "поэзия земли не знает смерти..."

Материал можно использовать для интегрированного урока.Учащиеся знакомятся с английским романтизмом,  с шедеврами поэзии,прослеживают связь русской литературы и английской...

Внеклассное мероприятие "поэзия земли не знает смерти..."

Материал можно использовать для интегрированного урока.Учащиеся знакомятся с английским романтизмом,  с шедеврами поэзии,прослеживают связь русской литературы и английской...

Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «А Вы знаете, что такое коррупция!»

Вашему вниманию представлено внеклассное мероприятие на тему "А Вы знаете, что такое коррупция!?" Целью данного внеклассного мероприятие является  привлечение внимания педагогов к антикоррупционн...

Внеклассное мероприятие по немецкому языку. КВН для 5-7 классов "Кто лучше знает немецкий язык?"

Данная работа представляет собой интеллектуальную игру-КВН  по немецкому языку «Кто знает лучше немецкий язык?»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Разработка внеклассного мероприятия"Знаете ли вы овощи?"

внеклассное мероприятие разработано в форме игры для воспитанников коррекционной школы VIII вида 4-5 классов....