Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках математики.
статья по теме

Красильникова Лариса Александровна

Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности. В соответствии с Концепцией модернизации образования одними из основных направлений являются эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования и по введению единого государственного экзамена, который начался с 2001 года .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красильникова Л.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №40»

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках математики.

Общее образование не есть изучение предметов,

а есть развитие личности предметами.

На первом плане стоит личность, субъект,

его интересы, а предметы - на втором.

П.Ф. Каптерев

1. Личностно ориентированное обучение как современная ориентация  в педагогической деятельности.

В соответствии с Концепцией модернизации образования одними из основных направлений являются эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования и по введению единого государственного экзамена, который начался с 2001 года .

Анализ выявил значительный разброс результатов, характеризующих владение как одним и тем же, так и различными видами математической деятельности.  Например, при выполнении тождественных преобразований логарифмических выражений, при решении показательных неравенств, распознавании графиков элементарных функций и др. В этой связи указывается на необходимость обратить самое серьёзное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.

Возможно ли это?

Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.

Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. На протяжении трёх лет я работаю над методической темой «Осуществление личностно ориентированного образования на уроках математики». Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:

- актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может  быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием;

- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся;

- развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования. Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием  успешной работы учителя.

Следовательно, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Мой предмет нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Чему я хочу научить своих учеников?

Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует – тому не опасен обман чувств» (Леонардо Эйлер).

      Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.

 Что же такое личностно ориентированный подход?

Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.

Данное представление о сущности личностно ориентированного подхода позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно  обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.

В трактовке личностно ориентированного образования наиболее  концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

Притом что во многих педагогических трудах эти понятия, особенно в последнее время, обычно употребляются как синонимы, но это далеко  не так, каждый из них имеет свои нюансы и особенности, осмысление которых полезно в практическом плане. Так, термин « дифференциация» (от лат.- различие) указывает на необходимость «деления, структурирования, выделения частей».

Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности. В этом подходе опора делается на персональные особенности деятельности, на характеристику качеств личности, её индивидуальные свойства, т. е. принимаются во внимание особенности каждого ребёнка.

Иными словами, системообразующим фактором дифференцированного подхода является различие содержания, сущности обучения, системообразующим фактором индивидуального подхода – индивидуум, личность с её особенностями. Это понимание выводит нас на необходимость осмысления с точки зрения дифференцированного подхода таких терминов, «личностно ориентированный учебный процесс», «индивидуальная образовательная программа», а с точки зрения индивидуального подхода терминов «индивидуальные склонности», «индивидуально – образовательная траектория».

Практика подтверждает наличие широкого разброса индивидуальных различий учащихся и как следствие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса.

«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности;

- проектирование (технологизация) личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;

- только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.

2. Особенности диагностики развития личности учащихся.

Одной из приоритетных задач при личностно ориентированной организации учебного процесса я считаю выявление уровня развития учащихся.

Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. А поскольку главными показателями развития личности являются психолого - интеллектуальные качества, развитие познавательной активности,  сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений, то для разрешения данной проблемы я наметила последовательность диагностической работы по изучению личности каждого ребенка класса.

3. Основные особенности личностно ориентированного урока.

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.

Основная цель уроков данной педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Каковы средства достижения этой цели?

Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:

  • образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;
  • воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
  • развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираем пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.

На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.

Поведение учителя на уроке – это умение владеть классом. Я стараюсь организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает  интерес, внимание, активность. Я считаю, что такое поведение учителя позволяет отдельным ученикам с учетом их индивидуальных способностей как-то положительно проявить себя, а стиль и тон учителя поможет им в этом.

На уроках я сочетаю различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную  работу учащихся. Создаю на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.

Дифференцированный подход рассматривается в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Работа по группам позволила проводить уровневую дифференциацию, вследствие чего, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся усваивают материал на уровне своих возможностей. Каждый решает самостоятельно ограничиться базовым уровнем или же продвигаться дальше. Цель: включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. 

В практике своей работы на всех типах уроков и на разных его этапах использую групповую форму обучения.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

Первая группа учащихся с высоким уровнем интеллекта получает задания повышенного уровня сложности. Вторая группа - со средним уровнем способностей, выполняет типовые задания, то, что заложено в образовательном стандарте. А третьей – с низким уровнем мыслительной деятельности - оказываю помощь в выполнении алгоритмических действий с целью достижения ими базовых знаний. При организации групповой работы происходит не только дифференцированное обучение, но и формируются коммуникативные навыки и навыки самооценки, взаимооценки, поскольку после выполнения самостоятельных заданий в группах подвигаю их на взаимопроверку, взаимопомощь, самооценку.

 Организация обучения в малых группах.

Предусматривает группу учащихся, состоящую из 4-5 человек (мальчиков и девочек разного уровня облученности). После объяснения нового материала, ученикам предлагается в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры, при этом выполнение заданий контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами, я организую, обсуждение работы над этим заданием разными группами (задания для групп дается одинаковое). Убедившись, что материал усвоен всеми учащимися, дается проверочная работа на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом, конечно, дифференцируется сложность заданий для сильных и слабых учеников.

Другой разновидностью совместной групповой работы, которую использую я – индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенной ранее проверочной работы и далее обучаются  в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены группы помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Итоговые самостоятельные работы, тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются иногда учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Оценщики также следят за правильностью выполнения домашних заданий. Таким образом, у меня высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в моей помощи.

Возможно применение других приемов.

Материал, планируемый для повторения, записывается на доске или плакате в виде таблицы. При разборе упражнений из таблицы предлагаются, например, задания для каждой из групп:

«Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в данном равенстве» (для группы уровня «А»).

 «Назовите правило, по которому выполнялось действие», «Закончите упражнения» (для группы уровня «В»).

«Поясните причину ошибки», «Дайте определения основным понятиям, использованным в данной задаче» (для группы уровня «С»). Учащимся этого уровня полезно предложить самим придумать вопросы и задания по таблице.

Проверка усвоения пройденного материала может проводиться в четырех  режимах. Режим «самоконтроля» предлагается учащимся группы «С». Учащиеся групп «А» и «В» поочередно работают у доски, получая дозированную помощь учителя при необходимости, причем  работать у доски чаще всего должны несколько человек из разных групп. Им дается один и тот же пример. У ребенка есть возможность: решить пример самостоятельно, затем сверить ответ с рядом стоящим одноклассником; если не получается самостоятельно, можно подсмотреть у соседа, часто этого бывает достаточно, чтобы понять, где ошибаешься; можно помочь соседу, если быстро решил, а товарищ нуждается в помощи; можно попросить помощи у тех, кто уже решил. Это очень важно – не пассивно стоять и непонятно чего ждать, а самому проявить активность в получении знаний – попросить помощи. Это означает, что ученик готов к получению знаний. В течение урока все учащиеся привлекаются к работе у доски. Учащиеся рассаживаются по группам: первые две парты в каждом ряду – группа «А», затем – «В», и последние – группа «С». В группах опрашивают друг друга, советуются.  Этот прием эффективно работает  при проверке умений решать иррациональные уравнения в 11 классе, при решении квадратных уравнений  в 8 классе, отработка ЗУН по теме «Решение неравенств методом интервалов» 11 класс и т.д.

Самостоятельные и контрольные работы обычно разделяются на три вида:

решение по образцу (для группы «А»),

выделение нужного ответа из нескольких или поэтапная проверка (для                 группы «В»),

работа с дополнительным материалом (для группы «С»).

Но это не обязательно карточки только для данного уровня. Учащийся, выполнивший задания уровня «А», молча поднимает руку и продолжает решать задания следующего уровня, учитель проверяет и отмечает, верно ли выполнено задание. Этот прием применяется чаще при проведении зачетов с обязательной и дополнительной частью, и  позволяет в течение урока проверить и оценить большинство работ.

Например, (один вариант)   зачет по теме «неравенства».

Обязательная часть

    1.Решить неравенства:

       - 2х < 7              0,5х – 1>0         4х – 6>1 – 2(х +1)

     2. Решить систему неравенств:

       6 – 4х < 9 – 2х                             х – 3> 3х - 5

              2х > 16                                     2х + 7>3

   3. Решить двойное неравенство:       -3 <_ х – 12<_ 1

Дополнительная часть

    1.Найти наибольшее целое число, являющееся решение неравенства:

                                      (2x – 8)/3 – (3x – 5)/2>4

      2. При каких значениях с  4х2 – с  = 0 не имеет корней?

Данные технологии позволяют выстраивать процесс познания «от ученика»:

  • осознание школьниками хода своих умственных действий;
  • коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей;
  • интенсивная самостоятельная работа;
  • работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;
  • групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
  • межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов;
  • индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только  правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы.

Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.

Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Для отслеживания этой динамики использую различные виды контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
  • прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения действий, составляющих решение той или иной учебной задачи;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;
  • итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Для осуществления контроля учебной деятельности применяю различные варианты составления и оценивания работ:

Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.

Второй вариант – школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.

Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.

Динамика развития учащихся фиксируется при анализе тестовых, тематических контрольных, самостоятельных работ  и срезов, итоговых контрольных работ.

При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика.

Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход к обучающмся на уроках математики

В выступлении рассмотрены вопросы: Личностно ориентированное обучение как современная ориентация  в педагогической деятельностиЛичностно-ориентированная система обучения.Структура типового б...

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления...

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД , КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без...

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ   МЕТОД  КАК СРЕДСТВО  ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В   ОБУЧЕНИИ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

«Формирование личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

В статье рассмотриваются приёмы формирования личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочное время...