МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК»
методическая разработка по математике на тему

Трофимова Любовь Григорьевна

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель Трофимова Л.Г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_vechermatematika_tsaritsa_natsk.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК»

Преподаватель Трофимова Л.Г

Аннотация

        Методическая разработка предназначена для заведующих кабинетами, классных руководителей.

Методические рекомендации по проведения вечера

«Математика – царица всех наук».

Цели:

  • развитие интереса к дисциплине
  • повышение познавательной активности обучающихся
  • развитие культуры общения,
  • формирование умений не стандартного решения задач и ответов на вопросы.

Введение

        Внеурочное время обучающихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, быть интересным и увлекательным.

        В нашем техникуме сложилась определенная система организационных форм внеклассной работы.

        Целью профессионального образования является обучение, воспитание, развитие компетентной личности, способной решить самостоятельный поиск информации, выбирать способы решения профессиональных задач.

        Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с обучающимися во внеурочное время.

        Эта работа имеет разнообразные формы: вечера, защита проекта, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, посиделки, конкурсы и др.

        Наиболее популярной формой организации внеклассных мероприятий является вечер.

        Вечера – вечерние собрание для дружеской встречи развлечения, вечера могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, математические и др. Цель вечеров – объединить участников.

        Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения.

        В рамках проведения недели общеобразовательных и социально-экономических дисциплин был проведен вечер «Математика- царица всех наук», который способствовал расширению кругозора обучающихся, слаженности коллектива, привитию таких качеств, как организованность, ответственность, эстетичность, развитие памяти и внимания.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРА

1. Организационный момент.

    Сообщение темы, целей, мотива.

2. Математика  - основа всех наук (сообщение ведущих).

3. Приветствие команд.

4. Проведение игры.

    I тур «Разминка»

 

    II тур: а) «Числовые ребусы»

               б) вопросы для зрителей

    III тур а) «Реши кроссворд»

                б) конкурс «Загадочный»

    IV тур «Ты – мне, я – тебе»

5. Заключительная часть.

1. Организационный момент

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный Математике – царице всех наук.

        Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо т возраста и профессии.

Слово о математике

Ведущий 2. Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Ведущий 1.Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Ведущий 2  Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ведущий 1.Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку,

Учиться с тобой» молодёжь

Развивать и волю и смекалку.

Ведущий 2. И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

                                   М. Борзаковский

2. Математика – основа всех наук

Ведущий 1. Как гордо звучит – Математика – Царица Наук. А знаете ли вы, кто сказал это знаменитое изречение? Это сказал великий ученый Карл Фридрих Гаусс, живший в 1777 году.

        На самом деле, в цифрах можно считать всё. А в остальных науках, всегда, обязательно требуется вычисление – не важно чего, важно, что именно математическое исчисление лежит в основе всех наук. Мы все стараемся посчитать – сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться на верх, сколько облаков плывут по небу, какое расстояние преодолеть, чтобы не попасть под машину, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен.

Ведущий 2. Ребята, в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой.

Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры.

С этими фигурами мы часто встречаемся в окружающей жизни.

Ведущий 1.Кто-то из вас, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах учёных математиков.

Однако это не так.

Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры.

Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали.

Вот комната.

Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед.

Ведущий 2. Посмотрите на паркетный пол.

Плитки паркета - квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники.

Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел.

Стол -плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть ящики.

На столе лампа с абажуром в форме усечённого конуса.

Ведро либо цилиндрической формы, либо -усечённый конус.

Ведущий 1. В буфете стоит посуда.

Вот     гранёный стакан, он имеет форму шестигранной усечённой пирамиды. Чайное блюдце -усечённый конус, воронка состоит из конуса и цилиндра.

Нальём в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга.

Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась.

Тогда край водной поверхности станет эллипсом.

Ведущий 2. Выйдем на улицу.

Перед нами дома.

Сам дом - призма, а его стены - плоскости.

Колонны у дома - это цилиндры.

Ведущий 1. В Москве - Кремль.

Прекрасны его башни и стены!

Сколько геометрических фигур положено в их основу!

Ведущий 2.По улице движутся автомобили.

Их колёса - круги.

Сядем в поезд. Станция далеко позади.

Но и здесь геометрия не покидает нас.

Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это прямые линии, а столбы - это перпендикуляры к земле.

Вот линия высоковольтной передачи, провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается.

Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи на большие расстояния занимается математика.

Ведущий 1.Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: шариковые подшипники, резервуары для хранения газа, -их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше металла.

Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело - "эллипсоид вращения".

У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это не много, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.

Ведущий 2.Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач.

Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации) и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.

Ведущий 1.Мы идём в магазин.

Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу сданными: цена, количество, стоимость.

Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние.

Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время.

Инженер или техник на производстве решает задачи из "Сопротивления материалов".

Ведущий 2.  Благодаря математике появились вычислительные счетные машины.

Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.

Чтобы использовать такие машины, нужно изучить высшую математику а для ее изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики.

Ведущий 1. Учить математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые.

Нельзя оставлять не разобранной ни одной задачи и примера.

Если не разобрался сам, спроси товарища или учителя.

Знай, если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймешь многое.

Ведущий 2.

Чтобы водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо многое уметь!

И при этом, вы заметьте-ка,

Очень важная наука – математика.

Ведущий 1. Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, вы заметьте-ка

Капитанам помогает математика.

Ведущий. 2.

Чтоб врачом, моряком и летчиком стать

Надо прежде всего математику знать!

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась математика.

3. Приветствие команд

Ведущий 1. А теперь давайте вместе с вами, дорогие зрители, посмотрим знакомы ли наши обучающиеся с математикой. С ответом на этот вопрос нам поможет наше уважаемое жюри.

Ведущий 2. Итак, приглашаем на сцену наши команды «Ритм» (Решать, искать, творить, мечтать)  и «Бусинка» (будь умным, смелым и находчивым как Архимед) напоминаем им некоторые рекомендации:

Ведущий 1. Не отдавай сопернику ничего, кроме дани восхищения.

Ведущий 2. Проиграл – не расстраивайся: в следующей раз выиграешь.

Ведущий 1. Выиграл – не обольщайся: в следующий раз можешь проиграть.

Ведущий 2. Из себя не выходи, иначе ничего нужного из тебя не выйдет.

Ведущий 1. Верь в справедливость жюри и помни: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

Ведущий 2. Сегодня вы увидите, что математика может быть не только серьезной и строгой, но и веселой, занимательной, требующей находчивость, эрудиции и чувства юмора.

4. Проведение игры

Ведущий 1.

Чтобы все у нас прошло без заминки

Мы начинаем….

Ну, конечно же, с разминки!

Первый тур. Разминка «Шар или куб»

        Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между шаром и кубом (или производными от них)

Например: как иначе называется объем помещения? (кубатура)

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

ВОПРОСЫ

1. Какая бывает молния? (шаровая)

2. Назовите очень распространенный вид авторучки? (шариковая)

3. Как называется известная картина Пабло Пикассо? («девочка на шаре»)

4. Как называется жилое помещение для судовой команды на корабле? (кубрик)

5. Назовите вид подшипников? (шариковые)

6. Какое вы знаете воздухоплавательное средство передвижения?

(воздушный шар)

7. Назовите одну из очень популярных кличек дворняжек ? (шарик)

8. Как называют третью степень любого числа? (куб)

9. Как называется переходящий спортивный приз в виде чаши или бокала? (кубок)

10. Вертясь, стремительно скатиться с горы …. (кубарем)

11. Какую форму имеют конфетки и витамины в драже? (шарообразную)

12.Как называется знаменитая игра-головоломка венгра Рубика?

(кубик Рубик)

     Ведущий 1. Продолжим нашу разминку, ответим на вопросы «Математика везде».

 Какие цифры «пишут» летчики на небе? (восьмерки)

Какое число можно найти в каждом автомобильном баке? (октановое)

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)

Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)

Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

Как называется перпендикуляр к рельсам? (шкала)

Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины? (цилиндр)

На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»? (на 180 градусов).

Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем нашим командам разгадать «Числовые ребусы»

За каждый разгаданный ребус команде дается 1 балл.

100 лица                 ак 3 са                         р 1 на                сви 100 к

(столица)               (актриса)                     (родина)           (свисток)

ви 3 на                     с 3 жи                         5 ница                  7 я                  ли 100 к

(витрина)                (стрижи)                     (пятница)          (семья)             (листок)

100 л

(стол)

Ведущий 1. А пока наши команды разгадывают «Числовые ребусы», мы предлагаем ответить на несколько вопросов уважаемых зрителей (ведущие ходят по залу с микрофоном и очень быстро задают вопросы).

1.Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается … (не два, а шесть).

2.Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре).

3.Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается … (не два, а три).

4.Говорил учитель Ире, что два больше, чем…( один, а не четыре)

5.Меньше в десять раз чем метр, всем известно… (дециметр).

6.Ты на птичку посмотри: лап у птички ровно… (две, а не три)

7.У меня собака есть, у нее хвостов аж ровно… (один, а не шесть)

8.У доски ты говори, что концов у палки ровно…(два, а не три)

9.Отличник тетрадкой своею гордится: внизу под диктантом стоит… (не единица, а пять)

10.На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

11.Вот пять ягодок в траве. Съел одну – осталось … (не две, а четыре).

12.Мышь считает дырки в сыре: три плюс два – всего… (пять, а не четыре).

Музыкальная пауза

Просим выйти на сцену наши команды и предоставляем слово жюри

Ведущий 2. Следующий наш конкурс «Реши кроссворд».

3 балла дается той команде, которая решит кроссворд раньше и 4 балла – той, которая

решит правильно.

По горизонтали:

2. На руке и на стене

    И на башне в вышине

    Ходят с боем и без боя,

    Всем нужны, и нам с тобою.

3. Двенадцать братьев

    Друг за другом ходят,

    Друг друга не обходят.

4. Что за птицы прилетают –

    По семерке в каждый стол,

    Друг за другом летят,

    Не торопятся назад?

По вертикале:

1. Годовой кусточек

    Каждый день роняет листочек

    Год пройдет –

    Весь опадет.

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: 2. Часы     3. Месяцы.      4. Дни

По вертикали: 1. Календарь.

Ведущий 1. А пока наши команды разгадывают кроссворд мы со зрителями проведем конкурс «Загадочный».

1. По десятку на шесточке

    Сели умные кружочки

    И считает громко вслух,

    Только слышно: стук да стук!

                                             (Счеты)

2. Восемь ног, как восемь рук,

    Вышивают шелком круг.

    Мастер в шелке знает толк

    Покупайте, мухи, шелк.

                                           (Паук)

3. Пять ступенек – лесенка,

    На ступеньках – песенка.

                                      (Ноты)

4. Кто в году четыре раза переодевается?

                                                         (Земля)

5. Входишь в одну дверь,

    А выходишь из трех:

    Думаешь, что вышел,

    А на самом деле – вошел.

                                      (Рубашка)

6. Сговорились две ноги

    Делать дуги и круги

                               (Циркуль)

Музыкальная пауза

Ведущий 2. Следующий наш конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Команды по очереди задают друг другу вопросы.

За каждый правильный ответ – 1  балл.

Начинает команда….

1. Двое ребят шли в кино и встретили по дороге еще троих друзей.

Сколько ребят шли в кино?  

                                           (Двое)

2. Назовите 5 дней подряд, не используя названия дней недели и числа.

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку?

(тридцать лет и три года, т.е. 33 года.

4. В три окна выглянули 30 бабушек. В первое окно выглянули 7 бабушек, во второе окно в два раза больше. Сколько бабушек выглянули в третье окно? (9 бабушек).

5. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь.

(30км, т.к. бежала тройка лошадей; т.е. все вместе).  

6. Угол, величиной 1,50 рассматривают в лупу, которая дает увеличение в 6 раз.

Какой величины покажется угол?

1.Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветки по три яблока. Сколько всего яблок?

(Несколько т.к. на дубе не растут яблоки)

2. Сколько раз ходил старик к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи?

(пять раз)

3. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного.

Сколько воробьев осталось на грядке?

(Несколько, т.к. остальные воробьи улетели.

4. Мальчик заучивает стихотворение из 40 строк, при этом тратит на запоминание одной строки 3 минуты. Сколько минут потребуется мальчику, чтобы забыть стихотворение, если известно, что он забывает стихотворение в 2 раза быстрее, чем запоминает? (6 минут или 1 час)

5. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется.

Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулось 2 человека?

(вопрос бессмысленный, ибо невозможно планировать, от скольких петухов проснется 1, 2, 3 и т.д. человек).

6. Представьте себе, что у нас сегодня в 12 часов дня шел дождь.

Будет ли через 60 часов светить солнце?

(нет, т.к. 60 часов – это двое полных суток и еще 12 часов, т.е. через 60 часов будет ночь).

Музыкальная пауза

И снова приглашаем наши команды на сцену и предоставляем слово жюри для подведения окончательного итога игры.

5. Заключительная часть.

Ведущий 1.

Мы знаем, математика,

Серьезна и трудна!

Но если чуть-чуть постараться,

То можно в ней играть и шутить,

Смеяться и улыбаться.

Ведущий 2.

Вечный спор ведут науки

И поверьте, не от скуки,

Кто на свете всех мудрее,

Всех главнее всех важнее?

Мы с ними спорить не хотим,

Всех от души благодарим!

Ведущий 1.

И наш вечер, посвященный математике, хочу закончить словами великого математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица всех наук. Ее возлюбленный – истина, ее наряд – простота и ясность, дворец этой владычицы – открывается лишь разуму».

А сейчас всех приглашаем на дискотеку.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

п/п

Наименование конкурсов

Баллы

1

Разминка

за каждый правильный

ответ – 1 балл.

2

«Числовые  ребусы»

за каждый правильный

ребус – 1 балл

3

«Реши кроссворд»

3 балла – кто решит кроссворд быстрее, 4 балла – кто правильно

4

«Ты – мне», я – тебе»

за каждый правильный

ответ – 1 балл.

ОЦЕНКА КОНКУРСОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИТОГИ КОНКУРСОВ

п/п

Наименование конкурсов

Команда «Ритм»

Команда «Бусинка»

1

Разминка

9

9

2

«Числовые ребусы»

10

10

3

«Реши кроссворд»

4

3

4

«Ты – мне, я – тебе»

11

10

ИТОГО:

34

32

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика - царица всех наук!

Мероприятие посвящается науке - математика. Рассказывается о важности изучения математики....

Внеклассное мероприятие по математике «Математика – царица всех наук»

Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Для малокомплектной школы с количеством...

КВН по математике для 5- 6 классов "Математика - царица всех наук"

Цель:   активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математике. Задачи:  -  Способствовать формированию интереса к урока...

КВН по математике «Математика – царица всех наук»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".

Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...

Внеклассное мероприятие по математике "Математика - царица всех наук" для учащихся 7-8 классов

Без математики невозможно представить развитие других наук, но и сама математика многим обогащается, взаимодействуя с другими отраслями....