Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Крючкова Светлана Николаевна

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_matematiki_i_muzyki_po_teme.docx18.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления изученного материала в ходе выполнения упражнений; способствовать развитию уменийизображать на координатном луче числа, кратные данному.

Предметные: находят и выбирают алгоритм решения нестандартной задачи по нахождению делителя и кратного числа; выполняют действия; изображают на координатном луче числа, кратные данному.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач; дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников; анализируют соответствие результатов требованиям учебной задачи.

Метапредметные:

– регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средства ее достижения;

– познавательные: Раскрывают общность некоторых свойств математики и музыки.

– коммуникативные: умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.


Тип урока: интегрированный

Обеспечение урока: Учебно-методический комплект "Математика. 6 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Компьютерная презентация; Карточки – задания; Таблица частоты звучания музыкальных тонов

ХОД УРОКА

Предмет

Дидактическая задача

Деятельность учителя и ученика

Методическое обеспечение

ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВИРУЮЩИЙ ЭТАП

Математика

Подготовка учащегося к работе на уроке

Здравствуйте! Садитесь

Включена презентация

Музыка

Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков

Звучит The Rasmus_-_Living in a World without You

Математика

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Математика

Целеполагание

Сегодня на уроке мы с вами постараемся закрепить знания по нахождению кратных и делителей чисел и узнаем какую роль они играют в музыке

Музыка

А также повторим наши знания о ритме

математика

Проверка ранее изученного материала

Учитель: Что называют делителем числа?

Ученик: Делителем числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка

Учитель: Из чисел 10, 12, 15, 18, 25 назовите те, которые являются делителями числа:

а) 30; б) 36; в) 50; г) 60; д) 75.

Ученик:

а) делители числа 30: 10, 15.

б) делители числа 36: 10, 15

в) делители числа 50: 10, 25

г) делители числа 60: 10, 12, 15

д) делители числа 75: 15, 25

Учитель: Что называют кратным числа?

Ученик: Кратным числа а, называется натуральное число, которое на а делится без остатка.

Учитель: Из чисел 30, 36, 50, 60, 75 назовите те, которые являются кратными числу:

а) 10; б) 12; в) 15; г) 18; д) 25.

Ученик:

а) кратные числу 10: 30, 50, 60

б) кратные числу 12: 36, 60

в) кратные числу 15: 30, 60

г) кратные числу 18: 36

д) кратные числу 25:50, 75

Презентация

(слайд 1)

Музыка

Учитель: Что такое ритм?

Ученик: Ритм  — размеренность, такт, стройность, соразмерность Учитель: а что такое ритм в музыке?

Ученик: ритм в музыке - это сочетание длительностей и акцентов, сложные переплетения звуков различной высоты, пауз в разграниченном временном режиме

Презентация

(слайд 2, 3, 4)

математика

Постановка проблемы

Как же добиться того, чтобы музыкальные инструменты звучали ритмично?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

музыка

«Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике»

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Слайд 5

математика

Учитель: Кто же заметил взаимосвязь ритмичности музыки и строгого порядка чисел

Доклад обучающегося: У истоков современной музыки стоял древнегреческий ученый Пифагор, он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные звуку созвучия

Слайд 6, 7, 8

математика

Учитель: Давайте вспомним в какой системе мер мы работаем.

Ученик: в десятичной

Учитель: Что значит десятичная система и откуда она появилась

Ученик: В арифметике каждое круглое число завершает предыдущий десяток и служит точкой отсчета для нового. Возьмем число сто. Для наглядности можно положить перед собой метровую линейку, и тогда мы увидим, что десятки обозначены более длинными черточками. Это как бы каркас, в котором размещаются черточки поменьше — единицы. Счет десятками объясняется тем, что у нас 10 пальцев на руках.

музыка

А в музыкальном звукоряде каждый восьмой звук завершает одну октаву и открывает следующую. Отсюда и значение слова «октава» — восьмой. Музыкальная октава тоже имеет природное происхождение, в основе которого лежит слух человека. Как пальцы определили границы десятков, так наше ухо определило границы октав. Допустим, мы слышим звук с какой-то определенной частотой. Если вслед за ним мы услышим звук с частотой ровно вдвое больше, то он покажется нам хоть и выше предыдущего, но очень похожим на него по восприятию. Ухо, сравнивая эти два звука, наделяет их одним качеством. Причем они настолько близки по характеру, что, если взять их одновременно, мы услышим не два звука, а один. Естественно, не имело смысла давать разные названия столь похожим звукам, поэтому с каждым удвоением частоты название повторяется. Например, звуки с частотами 55, 110, 220, 440, 880, 1760, 3520 герц называются ля. В каких бы комбинациях мы ни брали одновременно две, три, четыре из этих частот или хоть все вместе, в любом случае мы будем слышать один звук, а не сочетание разных звуков. Не удивительно, что все они имеют одно название.

математика

Проверка изученного материла

Учитель: Какими будут числа 110, 220, 440, 880, 1760, 3520 по отношению к числу 55.

Ученик: кратными

Физкультурная пауза

Слайд 9

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Учитель зная о том, что звук удваивается в каждой октаве, заполните таблицу

(карточка 1)

Так как же добиться того, чтобы музыкальные инструменты звучали ритмично?

Ученик: зная частоту, которая соответствует ноте, с помощью специальных инструментов добиваются точного звучания, данной струны

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

математика

№ 27 (в; г), 29, 30 (в). зная что в большой октаве до-диез имеет частоту 69,30 посчитать ее частоту в контр. октаве и в малой октаве.

музыка

Перечислить приборы с помощью которых настраиваются музыкальные инструменты

РЕФЛЕКСИЯ

математика

Прочитайте стих, составленный из чисел. Попробуйте придумать свое четверостишье.

Слайд 10

музыка

Понравился ли вам урок! Ваше настроение? Вы молодцы! Замечательно работали.



Приложение 1

карточка 1

Частота (Гц)

Нота

Контр октава

Большая октава

Малая октава

до

32,7

ре

36,95

ми

41,21

Фа

43,65

соль

49

ля

55

си

61,74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект уроков по теме: " Делители и кратные. 6 класс " в технологии учебных циклов

В данном материале представлены два урока двухуровневого цикла урока по теме: " Делителт и кратные"...

Технологическая карта по теме: "Делители и кратные" 6 класс.

Это первый урок при изучении данной темы....

Презентация к уроку на тему "Делители и кратные" 6 класс

Презентация к уроку на тему "Делители и кратные" 6 класс...

Презентация на тему: "Делители и кратные". 6 класс

Первый урок. Знакомство учеников с делителями и кратными...

Карточки по теме: "Делители и кратные" Математика 6 класс

Карточки  по математике для учащихся 6 класса на 30 вариантов по теме "Делители и кратные"...

Разработка урока по теме: «ДЕЛИТЕЛИ И КРАТНЫЕ» 6 класс Разработала: Л.А. Минжилиевская Учитель математики МБОУ СОШ №9 им. П.И. Петренко По учебнику Н.Я Виленкин

Цель урока  : познакомить с понятиями делитель, кратные числа; создать условия для развития умения находить делители числа и кратные числа, остаток деления; способствовать развитию логического мы...

Самостоятельная работа по теме "Делители и кратные" 5 класс

Самостоятельная работа состоит из двух блоков6 1 блок два варианта с образцами решения для выполнения работы; 2 блок четыре варианта для самомтоятельного решения....