Приёмы устного счёта
статья по математике на тему
Предварительный просмотр:
Приёмы устного счёта
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
М.В. Ломоносов
Задача математики - обеспечение высокого развивающего эффекта обучения, интенсивного влияния на умственное развитие детей. Школа призвана готовить не носителей знания, а активных членов общества с развитым творческим мышлением. Математике принадлежит особая роль в развитии логики мышления.
Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе обучения математике, готовность к упорному труду, преодоление трудностей будут нужны им в жизни независимо от того, какую профессию изберет каждый из них после окончания школы.
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках следует уделять устному счёту, различным приёмам устной работы и письменной с промежуточными устными вычислениями.
Устные упражнения развивают у учащихся внимательность, наблюдательность, сообразительность, инициативу, укрепляют волю, повышают дисциплину и возбуждают интерес к работе.
Основы обучения математике закладываются в 1-6 классах. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.
Данная тема важна и актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика одна из важнейших наук, с ней человек встречается каждый день. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, для этого используются различные виды устных упражнений.
Приёмы упрощённых вычислений при сложении, вычитании, умножении, делении
1. Сложение.
а) Использование сочетательного закона. Слагаемые группируются так, чтобы в частичных суммах получались круглые или удобно складываемые числа. Складывают сначала высшие разряды.
419 + 92 + 108 = 419 + (92 + 108) = 419 + 200 = 619.
б) Использование переместительного и сочетательного законов. Слагаемые переставляются и группируются.
208 + 116 + 92+314 = (208 +92) +(116 + 314) = 300 + 430 = 730.
в) Округление слагаемых.
489+ 312 = (489+11)+ 300+1 = 500 +300+1 = 801,
1086+597 = 1086+(600–3) = 1686–3 = 1683.
г) Когда слагаемые близки к одному и тому же числу, то сложение заменяется умножением.
402 + 409 + 406 + 407 + 411=407·5 + (–5 + 2– 1+4) = 2035.
2. Вычитание.
а) Уменьшаемое – абсолютно круглое число 100...0.
1000 – 725 = 275.
Цифра единиц разности есть дополнение цифры единиц вычитаемого до 10, остальные цифры разности – дополнения соответствующих цифр вычитаемого до 9: 6 = 10 – 4, 7 = 9 – 2, 2 = 9–7.
б) Округление уменьшаемого.
1013 —638 = (1000–638)+ 13 = 375,
1013 —638 = (1013 –13) – (638 – 13) =1000 – 625 = 375
в) Последовательное вычитание.
530 – 56 = 530 – 50 – 6 = 480 –6 = 474.
г) Вычитание суммы и разности.
523 – (123+ 50) = 523 – 123 – 50 =400 – 50 = 350
221 – (116 –79) = 221– 116 + 79=221 + 79 – 116=184.
д) Использование сочетательного закона.
613 –208 –392 =613– (208 + 392) = 613–600= 13.
е) Уравнивание цифр единиц уменьшаемого и вычитаемого.
489–276= (486 –276) +3=210+3=213.
563 – 328 = (568 – 328) –5=240–5=235.
ж) Округление вычитаемого.
1860 – 997=1860–1000 + 3 = 863.
з) Округление уменьшаемого и вычитаемого.
779 – 628 = 780 – 630 – 1 + 2 = 151.
3. Умножение и деление.
Всё разнообразие способов и приёмов умножения основано на законах умножения.
I. Переместительный закон: а · в = в · а.
II. Сочетательный закон: (а · в) · с = а · (в · с) = а · в · с.
III. Распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания: (а ± в) · с = а · в ± в · с.
а) Умножение на однозначное число
Чтобы устно умножить число на однозначный множитель, умножают сначала десятки множимого затем единицы и оба результата складывают.
54 · 7 = 50 · 7+ 4 · 7 = 350 + 28 = 378
Когда одно из умножаемых чисел разлагается на однозначные множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители.
225 · 6 = 225 · 2 · 3 = 450 · 3= 1350
б) Умножение на двузначное число
Умножение на двузначное число приводят к умножению на однозначное число.
Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. 42 · 16= 42 · 10+ 42 · 6 = 420+ 252 = 672
Разбивать на десятки и единицы удобнее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.
Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа, например, 14 = 2 · 7, то пользуются этим, чтобы уменьшить одни из множителей, увеличив другой во столько же раз. 45 · 14 = 90 · 7 = 630
в) Умножение на 4 и на 8
Чтобы устно умножить число на 4 его дважды удваивают.
112 · 4 = 224 · 2 = 448.
Чтобы умножить число на 8, его трижды удваивают.
217 · 8 = 434 · 4 = 868 · 2 = 1736
г) Деление на 4 и на 8
Чтобы число разделить на 4, его дважды делят пополам.
76:4 = 38:2 = 19 ; 236:4=118:2 = 59
Чтобы разделить число на 8, его трижды делят пополам.
464:8 = 232:4 = 116:2= 58 ; 516:8 = 258: 4 = 129 : 2 = 64,5.
д) Умножение на 5 и на 25
Чтобы устно умножить число на 5, умножают его на 10, т. е. приписывают к числу ноль и делят пополам.
243 · 5 = 2430 : 2 = 1215
При умножении на 5 числа четного удобнее сначала делить пополам и к полученному приписать ноль. 474 · 5 = 237 · 10 = 2370
Чтобы устно умножить число на 25, его умножают на 100 и делят на 4 (или, если число кратно 4 — делят на 4 и к частному приписывают два ноля).
72 · 25 = 18 · 100= 1800
е) Деление на 5 и на 25
Деление чисел на 5 сводится к делению его на 10 и умножению результата на 2 (или в обратном порядке).
775 : 5 = 775 · 2 : 10 = 1550 : 10 =155
Деление на 25 сводится к делению его на 100 и умножению результата на 4 (или в обратном порядке).
775 : 25 = 775 · 4 : 100 = 3100 : 10 = 31
ж) Умножение на 9 и на 11
Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и отнимают множимое. 62 · 9 = 620—62= 614
Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему ноль и прибавляют множимое. 87 · 11 = 870+87 = 957
Существуют также частные искусственные приёмы вычислений, но для 5-6 классов они сложноваты.
1. Умножение на 11, 100..01, аа и а0…0а (а≠1)
а) Умножение на 11 основано на равенстве: А · 11 = А · 10 + А, согласно которому к множимому справа приписывают нуль и к полученному числу прибавляют множимое, напр., 17 · 11 = 170 + 17 = 187. Можно множимое подписывать под множимым, отступя на одно место вправо или влево.
Например, 124 · 11 ( или 1396 · 11 ) выполняется так:
124 1396
124 1396
1364 15356
43· 11=430+43 = 473
Из последнего примера видно, что при умножении двузначного числа на 11 нужно в результате между цифрами множимого написать их сумму. Если эта сумма больше 10, то из 10 десятков получится лишняя сотня: 84 · 11 = 924.
Здесь 8+4 = 12, следовательно, сотен будет не 8, а 9.
б) Умножение на числа 10...01.
Пусть В = 10...01 = 10к+ 1 (к > 2), А = аnаn-1… а2а1а0
Тогда аналогично п. а) будем иметь: А · В = А · 10к+ А == А 0...0 + А. Получаются правила, аналогичные правилам п. а)
21 304 · 101=2 130 400 + 21 304=2151704.
21 304 · 101 =21304
21304__
2151704
Полезно запомнить, что если множимое А состоит из к цифр, то:
А · ( 10к +1) = АА, поэтому достаточно к множимому приписать множимое:
142 · 1001 = 142142; 8173 · 10001 = 81738173 и т. д.
Если же А содержит меньше цифр, то к нему слева мысленно приписывается соответствующее число нулей и умножение сводится к предыдущему случаю:
24 · 1001 = 24024; 176 · 100001 = 00176 · 100001 = 17600176 и т. д.
в) Умножение на числа аа (а≠1) производится последовательно:
145 · 44=(145 · 4) · 11 = 580 · 11 = 5800+580 = 6380.
г) Умножение на числа вида а0...0а (а≠1) можно производить последовательно: А · а0...0а = (А · а) ·10…01,
k k
875 · 8 008 = 875 · 8 · 1 001 = 7000 · 1 001 = 7007000.
213 ·16 016 = (213 · 4) · 4 ·1 001 = (852 · 4) · 1 001 = 3408 · 1 001 = 3 411 408
д) Умножение на любое двузначное число можно свести к умножению на 11:
А · аЬ = А · (11 · с ± к) = (А · с) · 11 ± А · k, где с — частное от деления множителя на 11, k —остаток.
243 · 56 = 243 · 55+243 = 1215· 11+243= 13 365 + 243 = 13 608.
2. Умножение на 9, 99, 999 и т. д.
а) Умножение на 9.
Чтобы умножить некоторое число А на 9, обычно поступают так: увеличивают данное число в десять раз и от полученного числа отнимают множимое. Это правило следует из равенства: А · 9 = АО— А.
127 · 9 = 1 270 - 127 = 1 143.
б) Умножение на 99, 999 и т. д.
На числа вида 99...9 можно умножать по правилам,
аналогичным правилам п. а).
1187 · 99=118700 - 1187 = 1175 13.
Устный счёт рекомендуется проводить систематически, т.е. последовательно знакомить учащихся с новыми приёмами расширяя круг приложения приобретённых навыков к числам различной величины и к задачам.
При подборе упражнений для устного счета следует учитывать, что подготовительные упражнения и упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно, для применения их в различных условиях должны быть однообразными. Формулировки заданий по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными, сформулированы легко и определенно, не допускать различного толкования. В случаях, когда все же задания трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
Список литературы
⦁ Бугулов Е.А. Приёмы быстрого счёта. Пособие для учителя. – Орджоникидзе, Северо –осетинское книжное издательство, 1964.
⦁ Голубев В.А. Устный счёт в средней школе. – «Математика в школе», 1946, №3.
⦁ Игнатьев В. А., Пономарёв С.А, Обуховская Е.Н. Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике. Пособие для учителя. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952.
⦁ Коликов А.Ф Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа,2003.
⦁ Кувыркин Н. Устные вычисления в старших классах. – «Математика в школе», 1937, № 1.
⦁ Нагибин Ф. Устные вычисления и преобразования на уроках математики в средней школе. – «Математика в школе», 1937, №4.
⦁ Перельман Я.И. Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта. – Ленинград, 1941.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы быстрого счёта на уроках математики"
Одно из условий обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в 5-7 классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращат...
Приёмы быстрого счёта
Данная разработка приводит способы повышения вычислительной культуры учащихся, что очень важно для учащихся и должно быть отработано до автоматизма....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-532017-1417798066.jpg)
Как увлечь математикой: некоторые приёмы мотивации изучения математики при устном счёте в 5-6 классах.
В данной статье показаны различные виды устных упражнений, которые позволяют совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-348498-1384804629.jpg)
Некоторые приёмы устного счёта на уроках математики в 5-6 классах
Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наибо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-395862-1579256221.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются некоторые вычислительные приемы, которые можно применять при устном счете для стимулирования развития внимания, памяти....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-395862-1579256221.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ приЁмОВ при ПРОВЕДЕНИИ устноГО счЁтА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...