Приёмы устного счёта
статья по математике на тему

Трунова Наталья Владимировна

Приёмы устного счёта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_ustnogo_schyota.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы устного счёта

«Математику уже затем учить следует, что она ум  в порядок приводит».

М.В. Ломоносов

    Задача математики - обеспечение высокого развивающего эффекта обучения, интенсивного влияния на умственное развитие детей. Школа призвана готовить не носителей знания, а активных членов общества с развитым творческим мышлением. Математике принадлежит особая роль в развитии логики мышления.

     Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе обучения математике, готовность к упорному труду, преодоление трудностей будут нужны им в жизни независимо от того, какую профессию изберет каждый из них после окончания школы.

     Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках следует уделять устному счёту, различным приёмам устной работы и письменной с промежуточными устными вычислениями.        

       Устные упражнения развивают у учащихся внимательность,  наблюдательность, сообразительность, инициативу, укрепляют волю, повышают дисциплину и возбуждают интерес к работе.

      Основы обучения математике закладываются в 1-6 классах. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности. 

     Данная тема важна и актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика одна из важнейших наук, с ней человек встречается каждый день. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, для этого используются различные виды устных упражнений.

Приёмы упрощённых вычислений при сложении, вычитании, умножении, делении

1. Сложение.

а) Использование сочетательного закона. Слагаемые группируются так, чтобы в частичных суммах получались круглые или удобно складываемые числа. Складывают сначала высшие разряды.

419 + 92 + 108 = 419 + (92 + 108) = 419 + 200 = 619.

б) Использование переместительного и сочетательного законов. Слагаемые переставляются и группируются.

208 + 116 + 92+314 = (208 +92) +(116 + 314) = 300 + 430 = 730.

в) Округление слагаемых.

489+ 312 = (489+11)+ 300+1 = 500 +300+1 = 801,

1086+597 = 1086+(600–3) = 1686–3 = 1683.

г) Когда слагаемые близки к одному и тому же числу, то сложение заменяется умножением.

402 + 409 + 406 + 407 + 411=407·5 + (–5 + 2– 1+4) = 2035.

2. Вычитание.

а) Уменьшаемое – абсолютно  круглое число   100...0.

1000 – 725 = 275.

Цифра единиц разности есть дополнение цифры единиц вычитаемого до 10, остальные цифры разности – дополнения соответствующих цифр вычитаемого до 9:            6 = 10 – 4,              7 = 9 – 2,            2 = 9–7.

б) Округление   уменьшаемого.

1013 —638 = (1000–638)+ 13 = 375,

1013 —638 = (1013 –13) – (638 – 13) =1000 – 625 = 375

в)  Последовательное  вычитание.

530 – 56 = 530 – 50 – 6 = 480 –6 = 474.

г)  Вычитание суммы и разности.

523 – (123+ 50) = 523 – 123 – 50 =400 – 50 = 350

 221 – (116 –79) = 221– 116 + 79=221 + 79 – 116=184.

д)  Использование сочетательного закона.

613 –208 –392 =613– (208 + 392) = 613–600= 13.

е) Уравнивание цифр единиц уменьшаемого и вычитаемого.

489–276= (486 –276) +3=210+3=213.

563 – 328 = (568 – 328) –5=240–5=235.

 ж) Округление вычитаемого.

1860 – 997=1860–1000 + 3 = 863.

з) Округление    уменьшаемого    и    вычитаемого.

779 –  628 = 780 –  630 – 1 + 2 = 151.

3. Умножение и деление.

Всё разнообразие способов и приёмов умножения основано на законах умножения.

I. Переместительный закон: а · в = в · а.

II. Сочетательный закон: (а · в) · с = а · (в · с) = а · в · с.

III.   Распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания: (а ± в) · с = а · в ± в · с.

 а) Умножение на однозначное число

Чтобы устно умножить число на однозначный множитель, умножают сначала десятки множимого затем единицы и оба результата складывают.

54 · 7 = 50 · 7+ 4 · 7 = 350 + 28 = 378

 Когда одно из умножаемых чисел разлагается   на   однозначные   множители, удобно бывает последовательно умножать на эти множители. 

225 · 6 = 225 · 2  ·  3 = 450 ·  3= 1350

б) Умножение на двузначное число

Умножение   на   двузначное   число приводят к умножению на однозначное число.

Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы.           42 · 16= 42 · 10+ 42 · 6 = 420+ 252 = 672

Разбивать на десятки и единицы удобнее тот множитель, в котором они выражены меньшими числами.

Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа, например, 14 = 2 · 7, то пользуются этим, чтобы уменьшить одни из множителей, увеличив другой во столько же раз.     45 · 14 = 90 · 7 = 630

в) Умножение на 4 и на 8

Чтобы устно умножить число на 4 его дважды удваивают. 

112 · 4 = 224 · 2 = 448.

 Чтобы умножить число на 8, его трижды удваивают. 

217 · 8 = 434 · 4 = 868 · 2 = 1736

г) Деление на 4 и на 8

Чтобы число разделить на 4, его дважды делят пополам. 

76:4 = 38:2 = 19  ;              236:4=118:2 = 59

Чтобы разделить число на 8, его трижды делят пополам. 

464:8 = 232:4 = 116:2= 58     ;         516:8 = 258: 4 = 129 : 2 = 64,5.

д) Умножение на 5 и на 25

Чтобы устно умножить число на 5, умножают его на 10, т. е. приписывают к числу ноль и делят пополам.  

243 ·  5 = 2430 : 2 = 1215

При умножении на 5 числа четного удобнее сначала делить пополам и к полученному приписать ноль.              474  ·  5 = 237 ·  10 = 2370

Чтобы устно умножить число на 25, его умножают на 100 и делят на 4 (или, если число кратно 4 — делят на 4 и к частному приписывают два ноля). 

72 ·  25 = 18 · 100= 1800

е)  Деление на 5 и на 25

Деление чисел на 5 сводится к делению его на 10 и умножению результата на 2 (или в обратном порядке).          

775 : 5 = 775 · 2 : 10 = 1550 : 10 =155

Деление на 25 сводится к делению его на 100 и умножению результата на 4 (или в обратном порядке).          

775 : 25 = 775 · 4 : 100 = 3100 : 10 = 31

ж) Умножение на 9 и на 11

Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему ноль и отнимают множимое.                      62 · 9 = 620—62= 614

Чтобы устно умножить число на 11, приписывают к нему ноль и прибавляют множимое.         87 · 11 = 870+87 = 957

 Существуют также частные искусственные приёмы вычислений, но для 5-6 классов они сложноваты.  

1. Умножение   на  11, 100..01,  аа и а0…0а     (а≠1)

          а) Умножение на 11 основано на равенстве: А · 11 = А  · 10 + А, согласно которому к множимому справа приписывают нуль и к полученному числу прибавляют множимое, напр., 17  ·  11 = 170 + 17 = 187. Можно множимое подписывать под множимым, отступя на одно место вправо или влево.

Например,   124 · 11     ( или 1396 · 11 )  выполняется так:

 124                                     1396

   124                                 1396

 1364                                 15356

 43· 11=430+43 = 473

Из последнего примера видно, что при умножении двузначного числа на 11 нужно в результате между цифрами множимого написать их сумму. Если эта сумма больше 10, то из 10 десятков получится лишняя сотня:   84 · 11 = 924.

Здесь 8+4 = 12, следовательно, сотен будет не 8, а 9.

б) Умножение на   числа 10...01.

Пусть  В = 10...01 = 10к+ 1 (к > 2),    А = аnаn-1… а2а1а0

Тогда аналогично п. а) будем иметь: А  · В = А  · 10к+ А == А 0...0 + А. Получаются правила, аналогичные правилам п. а)

21 304 · 101=2 130 400 + 21 304=2151704.

21 304 ·  101 =21304

          21304__

          2151704

Полезно запомнить, что если множимое А состоит из к цифр, то:

А · ( 10к +1) = АА, поэтому достаточно к множимому приписать множимое:

142 ·  1001 = 142142;    8173 · 10001 = 81738173   и   т. д.

Если же А содержит меньше цифр, то к нему слева мысленно приписывается соответствующее число нулей и умножение сводится к предыдущему случаю: 

24  ·  1001 = 24024;   176  ·  100001 = 00176  · 100001 = 17600176 и т. д. 

в) Умножение на числа  аа (а≠1) производится последовательно:

145 · 44=(145 · 4)  · 11 = 580 · 11 = 5800+580 = 6380.

          г) Умножение на числа вида а0...0а  (а≠1) можно производить последовательно:             А · а0...0а = (А · а)  ·10…01,

                                                     k                          k

875  · 8 008 = 875  · 8  · 1 001 = 7000  ·  1 001 = 7007000.

213 ·16 016 = (213 · 4) · 4 ·1 001 = (852 · 4) · 1 001 = 3408 · 1 001 = 3 411 408

д) Умножение на любое двузначное число можно свести к умножению на 11:

А · аЬ = А · (11 · с ± к) = (А · с) · 11 ± А · k, где с — частное от деления множителя на 11, k —остаток.

243 · 56 = 243 · 55+243 = 1215· 11+243= 13 365 + 243 = 13 608.

 2. Умножение   на   9, 99, 999 и т. д.

а) Умножение на 9.

Чтобы умножить  некоторое   число   А на 9, обычно поступают так: увеличивают данное число в десять раз и от полученного числа отнимают множимое. Это правило следует из равенства: А  · 9 = АО— А.

127 · 9 = 1 270 - 127 = 1 143.

б) Умножение  на 99,  999 и т. д.

На числа вида 99...9 можно умножать по правилам,

аналогичным    правилам   п.   а).

1187 · 99=118700 - 1187  = 1175 13.

Устный счёт рекомендуется проводить систематически, т.е. последовательно знакомить учащихся с новыми приёмами расширяя круг приложения приобретённых навыков к числам различной величины и к задачам.

При подборе упражнений для устного счета следует учитывать, что подготовительные упражнения и упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно, для применения их в различных условиях должны быть однообразными. Формулировки заданий по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными, сформулированы легко и определенно, не допускать различного толкования. В случаях, когда все же задания трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Список литературы 

⦁ Бугулов Е.А. Приёмы быстрого счёта.  Пособие для учителя. – Орджоникидзе, Северо –осетинское книжное издательство, 1964.

⦁ Голубев В.А.   Устный счёт в средней школе. – «Математика в школе», 1946, №3.

⦁ Игнатьев В. А., Пономарёв С.А,  Обуховская Е.Н.   Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике. Пособие для учителя. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952.

⦁ Коликов А.Ф  Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа,2003.

⦁ Кувыркин Н. Устные вычисления в старших классах. – «Математика в школе», 1937, № 1.

⦁ Нагибин Ф. Устные вычисления и преобразования на уроках математики в средней школе. – «Математика в школе», 1937, №4.

⦁ Перельман Я.И.  Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта. – Ленинград, 1941.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы быстрого счёта на уроках математики"

Одно из условий обучения математике - хорошо развитые у учащихся навыки устного счета. Именно в 5-7 классах закладываются основы обучения математике, поэтому с первых уроков учителю необходимо обращат...

Приёмы быстрого счёта

Данная разработка приводит способы повышения вычислительной культуры учащихся, что очень важно для учащихся и должно быть отработано до автоматизма....

Как увлечь математикой: некоторые приёмы мотивации изучения математики при устном счёте в 5-6 классах.

В данной статье показаны  различные виды устных упражнений, которые позволяют совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными....

Приёмы устного счёта

В материале рассмотрены приёмы устного счёта...

Некоторые приёмы устного счёта на уроках математики в 5-6 классах

Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наибо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются некоторые вычислительные приемы, которые можно применять при устном счете для стимулирования развития внимания, памяти....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ приЁмОВ при ПРОВЕДЕНИИ устноГО счЁтА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...