Мастер-класс Технология ВДК
методическая разработка по математике на тему

Бадинова Жанна Станиславовна

Технологии деятельностного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tehnologiya_vdk.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

                               Семинар «Технологии  деятельностного  обучения»

                         Мастер-класс «Технология ВДК»

План проведения:

  1. Вступительное слово, знакомство (большая карта 1 часть)
  2. Выяснение ожиданий и потребностей группы (яблоня ожиданий 1 часть)
  3. Определение целей занятия (метаплан)
  4. Выступление модератора.
  5. Имитационная игра (фрагмент урока с использованием технологии ВДК)
  6. Моделирование (самостоятельная работа участников по составлению собственной модели ВДК)
  7. Подведение итогов (плюсы и минусы технологии), яблоня ожиданий часть 2)
  8. Рефлексия (градусник).

  1. Вступительное слово, знакомство.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Бадинова Жанна Станиславовна, я учитель математики. Сегодня мы поговорим о технологии ВДК. Для меня эта тема очень интересна и я буду рада вашему участию в работе. Я думаю, что это занятие будет успешным, если нам удастся объединить ваш опыт и мои знания, в любом случае я буду стараться, что бы вы не только научились здесь чему-то новому, но и получили удовольствие от обучения!

     Ну, а сначала. Давайте познакомимся друг с другом. Каждый получает карточку и пишет на ней свое имя, а так же 2-3 слова, которые его характеризуют. Затем собрать карточки и раздать их снова по принципу случайности. Каждый должен найти хозяина карточки.

2. Выяснение ожиданий и потребностей группы (яблоня ожиданий 1часть)

Ну, а теперь, когда мы познакомились, я хотела бы узнать, что вы ожидаете от нашего занятия? Я прошу написать ваши ожидания и потребностей на яблоках.

3.Определение целей занятия.

Модератор задает вопросы:

  1. Кто из вас слышал о технологии ВДК?
  2. Что вы знаете о технологии ВДК?
  3. Кто в своей практике использует технологию ВДК?

После ответов участников занятия, определяются цели занятия, которые записываются на плакате в виде схемы, цели, которые достигаются в ходе занятия – вычеркиваются.

  1. Теоретическое обоснование данной технологии.
  2. Чем отличаются ВДК от традиционных ДК.
  3. Технология работы.
  4. Функции ВДК.
  5. Как эта технология работает на ФГОС?
  6. Какие УУД формируются?

(Возможно участники назовут еще цели)

4.Выступление  модератора.

     Одной из основных задач ФГОС второго поколения – это переход от традиционного проведения урока – к современному личностно-ориентированному уроку, к уроку деятельностного подхода.  В чем же главное отличие урока деятельностного подхода от урока традиционного?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. 

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Одна из технологий, которая обеспечивает деятельностный подход – это технология ВДК.

Формула  технологии ВДК может быть озвучена так: «У каждого ученика на уроке должен быть свой успех, своя пусть маленькая, но покоренная высотa». Анализируя свою работу, я задумалась над вопросом: почему один ученик работает на уроке активно, с увлечением, даже с азартом, не устает даже при самой интенсивной нагрузке.  Другой же, напротив, пытается любыми путями избежать ситуации опроса.  То ли причина в способностях, то ли в мотивации, то ли в чем-то еще. Как бы то ни было, обобщенный ответ будет следующим: все дети – разные, каждый – индивидуальность. И поэтому их потребности, мотивы, способности различны. Но все они сидят в одном классе и слушают одного учителя и выполняют одни и те же действия. Сегодня много говорят о дифференцированном подходе, появляется масса дидактического материала, различного по сложности, по форме подачи задания, однако они в полной мере не позволяют выступать ученику субъектом учения. Так происходит потому, что учитель решает, что необходимо выполнять в данный момент конкретному ученику. Безусловно, учителю виднее, однако где же здесь познавательная активность ребенка?   

Теоретический аспект данной технологии:

Применение  на уроках ВДК позволяет учителю реализовать на практике индивидуальный подход к обучению каждого ребенка в классе – обеспечивать возможность для каждого ученика двигаться  по своей ИТУ, учиться на основе личной активности, своих индивидуальных интересов и потребностей, а значит, способствовать дальнейшему развитию его индивидуальности.

В чем же отличие ВДК от традиционных ДК?

 Редкий учитель не пользуется ими в своей работе. Обычно он сам выбирает в классе

несколько учеников, кому раздает определенные задания на карточках. И пока весь

 класс занимается общей для всех работой, эти несколько «избранников» решают свои

 задания. Как правило, на дидактических карточках не содержится ничего, кроме

содержания задания и его номера. Впрочем, иногда учитель сам для себя сортирует все

 задания по степени сложности и даже сопровождает их соответствующими значками на

 карточках (например, звездочкой). При этом он сам распределяет задания среди детей,

 опираясь на свои представления о возможностях того или иного ученика. По окончании

 работы учитель контролирует их выполнение (вызывает детей к доске или проверяет записи

 в тетради) и также сам оценивает их достижения.

Так же как и на традиционном, на личностно ориентированном уроке тоже используются

дидактические карточки, но здесь они имеют весьма важное отличие. ВДК

 подготавливаются и используются таким образом, что не учитель, а сам ученик принимает

решение, что делать и как. Он осуществляет персональный, свободный и ответственный

 выбор.

Технология работы.

Итак, для составления карточки по выбору я определила три параметра:

1) форма выполнения задания - индивидуально или коллективно;

2) уровень сложности задания - трудное или легкое

3) тип задания — проблема или упражнение.

Под «проблемой» мы подразумеваем творческое задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний и/или творческого применения уже имеющихся у него знаний, умений и навыков.

«Упражнение» представляет собой некое стандартное задание в рамках учебной темы, требующее от ребенка точного воспроизведения типовых знаний, умений и навыков. Как правило, это задание на закрепление пройденного материала.

Некоторые практические советы

1.Перед тем как начать активно использовать ВДК на уроках, учителю стоит

 убедиться в том, что учащиеся хорошо понимают значение всех символов на

 карточке. Для этого полезно бывает привлечь самих учащихся к обсуждению и

 принятию решения о внешнем виде тех символов, которые будут использоваться.

2.Для класса с наполняемостью в 25~30 человек коллективные задания могут

быть рассчитаны только на подгруппы (примерно по 5~7 учащихся в каждой).

 Если учитель желает увеличить число индивидуальных заданий или

предоставить детям возможность выполнять коллективные задания не только в

 подгруппах, но и в парах или тройках, он может подготовить дополнительные

 варианты или дубликаты соответствующих карточек из состава восьми

исходных вариантов. В то же время важно иметь в виду, что слишком большое

количество карточек существенно осложняет для детей задачу выбора и

автоматически увеличивает длительность этой процедуры.

3.Ниже формулировки задания следует перечисление предлагаемых учителем

 дополнительных учебных средств и вспомогательных материалов (помимо

 учебника и рабочей тетради), которые могут помочь детям в его выполнении. К

таким средствам и материалам можно отнести различные словари, справочники,

схемы, таблицы, энциклопедии, вырезки из газет и журналов, гербарии, муляжи

и другое оборудование, имеющееся в кабинете. Разнообразие средств

стимулирует детей к более глубокому и всестороннему погружению в проблему,

 развивает в них навыки исследовательской деятельности и самостоятельной

 работы с различными источниками информации.В этом случае на ВДК полезно предусмотреть

 несколько пустых строк, куда дети вписывают использованные ими в процессе

 выполнения задания (но не указанные учителем) средства и материалы.

Наконец последняя, нижняя часть вариативной дидактической карточки предназ

начена для фиксации фамилий учащихся, выбравших и выполнявших данное зада

ние. Количество строк в таблице  соответствует численности участников

работы над заданием. Максимально допустимая численность исполнителей в каж

дом из восьми заданий определяется учителем. Так, карточки для индивидуальной

работы имеют только одну строку. ВДК, предназначенные для коллективной рабо

ты, могут иметь от двух до восьми (но не более) строк в зависимости от того, на ка

кое количество партнеров рассчитано то или иное задание. Одновременно с этим

количество строк на ВДК является для детей наглядным сигналом для формирования

 команд с определенной численностью участников.

Согласованная и эффективная работа в команде предполагает определенное разгра

ничение полномочий, распределение среди ее участников различных ролей. В за

висимости от численности команды, возраста учащихся, специфики задания и по

желаний самого учителя количество и состав ролей может быть различным. Мы,

 например, используем такие роли: бригадир - ответственный за работу всей под

группы; спикер - выступающий от лица всей подгруппы при подведении итогов ее

 работы; секретарь - ответственный за ведение записей по заданию подгруппы, ча

совой - ответственный за выполнение подгруппой задания в установленное время.

Перед началом работы над коллективным заданием учитель просит детей распреде

лить между собой указанные на карточке роли, в соответствии с ними заполнить ле

вую колонку таблицы  и только после этого начинать выполнять задание.

По окончании работы учитель поощряет учащихся обсудить и сообща выставить в

правом столбце таблицы оценку за работу в группе каждому из ее участников.

Используемый вариативный материал должен соответствовать учебной программе,

 целям и задачам, которые учитель ставит на данном уроке;

Количество и объем заданий определяются формами работы детей на уроке. Например,

 для работы в подгруппах обычно используется одно, но достаточно сложное,

 комплексное задание, иногда связанное с изготовлением какого-либо изделия и ори

ентированное на совместную работу детей. Для индивидуальной работы можно подо

брать одно или несколько менее комплексных заданий, рассчитанных на одного че

ловека. Следует иметь также в виду, что на выполнение детьми коллективного задания

 уходит, как правило, больше времени, чем на решение индивидуального.

Хотелось бы отметить, что использование на уроке вариативных дидактических

карточек является одной из форм самостоятельной работы учащихся. Это значит, что

 учителю вовсе не обязательно непосредственно участвовать в работе детей над

 заданиями: советовать, подсказывать, давать инструкции и наставления, стремясь к

 тому, чтобы непременно все учащиеся успешно справились со своими заданиями. Во

 время самостоятельной работы над карточками роль учителя не в том, чтобы учить

 (для этого есть много других возможностей), а в том, чтобы изучать учащихся.

 Наблюдая за совместной работой детей, слушая их высказывания, спрашивая

некоторых учащихся о мотивах их выбора, учитель может многое узнать о реальных

 знаниях (и незнаниях) детей по теме урока, способах их мышления и взаимодействия

 в коллективе, причинах выбора того или иного задания, тех или иных средств и

материалов.

Оценивание

По окончании работы детей с ВДК необходимо подвести ее итоги и проверить полученные

 результаты. Сколько заданий проверять, как это лучше сделать, не займет ли это слишком

 много времени? Вот те вопросы, которые справедливо беспокоят учителя. Здесь очень

 многое определяется учебным предметом, темой урока, конкретными целями и задачами,

 которые ставит перед уроком учитель. Если все варианты заданий имеют на данном уроке

 важное значение, то нужно проверить их все, заранее отведя для этого достаточно време

ни. Можно также проверять задания выборочно, например, только коллективные

 задания, поскольку за ними стоит преобладающее число учащихся. Или можно

 проверить только трудные задания, или только проблемные, или задания, предваряющие

новую тему. Все остальные карточки учитель может проверить после уроков. Работая с ВДК,

учащиеся выполняют разные задания. Поэтому учителю полезно заранее подготовить и

 раздать им копию списка всех заданий, использованных на этом уроке. Это позволит

 всем детям знать содержание проверяемого задания и активно участвовать в его

 обсуждении.

Функции ВДК

В личностно ориентированном образовании ВДК выполняют три основных функции:

Во-первых, вариативные дидактические карточки (как собственно и следует из их названия) являются дидактическим материалом. Тем самым они способствуют решению учебных задач по овладению детьми программными знаниями, умениями и навыками.

Во-вторых, ВДК и методология их использования на уроке позволяет достигать метапредметных результатов, которые ставит перед собой личностно ориентированная система   образования.

В-третьих, использование технологии работы с ВДК позволяет учителю на уроке не только

 обучать, но и (что не менее важно) изучать детей, выявлять их индивидуальные

 особенности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы

 учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный

 статус среди одноклассников. Вот, например, один ребенок постоянно избегает совместных

 форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом

 коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет

 все сделать сам.

  Регулярное использование вариативных дидактических карточек на уроках дает

 учителю важную информацию:

1)о динамике изменения индивидуального выбора учащихся. Если сравнить между собой

карточки, которые выбирал один и тот же ребенок за некоторый промежуток времени,

то можно выявить характерные для него предпочтения. Например, один предпочитает

индивидуальную форму работы, другой тяготеет к трудным заданиям, хотя и не всегда

достигает успеха, третий -все время стремится быть вместе с товарищем. Эти предпочтения

могут быть очень устойчивы, а могут существенно изменяться с течением времени;

2)о том, кто из учащихся устойчиво предпочитает задания каждого типа. Можно вы делить группу

 детей, склонных к умственным усилиям и устойчиво выбирающих задания по типу

 «проблема», и группу детей, предпочитающих идти знакомым путем и выполнять

 задания-упражнения.  Анализ мотивов, которыми руководствуются учащиеся в каждом

из этих случаев, может многое открыть педагогу о них как о личностях;

о том, каков социальный статус ребенка в группе сверстников, какова его активность в учебном

 процессе.

3. Имитационная игра (фрагмент урока с использованием ВДК с участниками семинара)

Какие  метапредметные УУД формируются в результате применения технологии ВДК?

Познавательные:

  1. умение работать в информационной среде, пользоваться различными источниками информации;
  2. обобщать и систематизировать свои знания;
  3.  выбирать наиболее эффективный способ решения задач.

Регулятивные:

  1. умение действовать в ситуации выбора;
  2. умение осуществлять самоконтроль, самооценку, планировать, корректировать свою учебную деятельность;
  3. умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: 

  1. готовность слушать собеседника, вести диалог, сотрудничать со сверстниками в процессе решения общих задач;
  2. умение аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные

1) умение принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, адекватно оценивать свои способности;

2) готовность и способность к саморазвитию;

3) способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

4)   адекватное оценивание результатов своей деятельности;

4. Моделирование (самостоятельная работа участников по разработке модели ВДК)

Заключение

 Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд,  настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет,  то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… . Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Кто из учителей поспорит с этим? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: Игровые технологии на уроках музыки

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки». Может быть использован на заседаниях методических объединений учителей музыки....

Мастер-класс по технологии "Наши руки - не для скуки"

Хорошо уметь делать все своими руками. Уметь фантазировать, мастеря что-нибудь этакое «не мышонка, не лягушку», а свою неведомую зверушку. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно откр...

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Мастер-класс «Особенности технологии метапредмета «Проблема»

мастер- класс "Особенности технологии метапредмета "Проблема"...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка»

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках дл...

Мастер-класс "Использование технологии Шаталова В.Ф. во 2 классе на уроке письма по теме "Слово".

Мастер-класс был проведён на Городском аукционе педагогических идей 5 марта 2014 года....