Развитие логического мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования
статья по математике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №333 Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования
Учитель математики Селунская М.А.
-10.11.2018-
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои суждения необходимы каждому. Успешное решение этих задач позволяет стимулировать прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание.Человек рождается лишь с задатками к мышлению. Мыслить он учится в процессе своей жизни, в общении и в обучении.Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность - способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов.Это ценнейшее качество возникает и развивается в процессе изучения математики - практической логики, где каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, то есть строго доказывается. Обязанность учителя - математика состоит в приучении к краткому и логически полноценному изложению.
На уроках математики важно использовать специальные методы и приемы для развития логического мышления, которое, как познавательный процесс, нуждается в оперировании суждениями и понятиями, позволяющими сделать новые выводы.
Развить логику можно при помощи:
- педагогических игр;
- умения делать выводы;
- находить общие и отличительные черты между несколькими предметами и явлениями;
- самостоятельного формирования суждений;
- решения задач разного уровня сложности;
- применения базовых законов, посредством которых школьники создают алгоритмы.
Моделирование как способ развития мышления
Под моделированием принято понимать создание моделей и их практическое применение на уроках математики с целью формирования новых знаний. Применение такого метода позволяет учащимся легче усвоить новый материал и понять связь между двумя предметами, объектами и явлениями. Также посредством моделирования совершенствуется наглядно-образное мышление, которое помогает в различных жизненных ситуациях.
В дидактике используют несколько видов моделей:
- Предметно-схематическая.
- Предметная, выступающая в качестве физической конструкции взаимосвязанных друг с другом предметов. В данном случае модель должна воспроизводить основные параметры и конструктивные особенности используемого объекта.
- Графические модели в виде формул, схем и графиков.
Моделирование чаще всего используется для решения задач. Обучение решению текстовых задач является ключевой проблемой в течение всего курса обучения математики, и это подтверждается результатами Единого Государственного Экзамена по математике. Менее 50% детей справляются с решением текстовых задач.
Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации, процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести ее на язык математических действий, т.е. построить математическую модель.Вообще, математическая модель – это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.Математической моделью текстовой задачи является выражение (либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение (либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.В процессе решения задачи четко выделяются три этапа математического моделирования:
1 этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
2 этап – внутримодельное решение (т.е. нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);
3 этап – интерпретация, т.е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована задача.
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. 1 этап математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы и др. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и т.д.); от нее – к математической, на которой и происходит решение задачи. Во время перевода предложенной задачи с естественного языка на математическийшкольники учатся сравнивать, делать выводы, наблюдать, сопоставлять и проводить анализ. Все это является важной предпосылкой для развития математических способностей и новых умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40079.jpg)
Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.
Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...
Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-184182-1364045867.jpg)
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...
Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью
Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848928-1478941941.jpg)
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848928-1478941941.jpg)
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1137885-1558290934.jpg)
Особенности развития логического мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Так как школьная математика является одной из базисных дисциплин в системе среднего образования, то без солидной математической подготовки нельзя ставить вопрос об усвоении знаний ряда дру...