Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и навыки по темам «Действия с десятичными дробями», «Проценты»,  использовать их в новых условиях.

Задачи:

предметные: научиться применять приобретённые знания, умения, навыки по темам «Действия с десятичными дробями», «Проценты» для решения практических задач;

метапредметные: развивать интерес к истории; научиться выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения;

личностные: способствовать формированию у учащихся сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок - практикум.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая (работа в парах); использование игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._6_klass._matematika.rar2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, посвященный 75-летию  прорыва блокады Ленинграда,

в 6 классе по теме:

«Никто не забыт и ничто не забыто».

«Действия с десятичными дробями. Проценты».

Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и навыки по темам «Действия с десятичными дробями», «Проценты»,  использовать их в новых условиях.

Задачи:

предметные: научиться применять приобретённые знания, умения, навыки по темам «Действия с десятичными дробями», «Проценты» для решения практических задач;

метапредметные: развивать интерес к истории; научиться выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения;

личностные: способствовать формированию у учащихся сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок - практикум.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая (работа в парах); использование игровых технологий.

Оборудование: ПК, проектор,  презентация, таблицы «Основные виды бронетехники СССР Второй мировой войны» (на каждую парту), маршрутные листы, конверты с ответами к заданиям, «мишень» эмоциональной рефлексии.

Ход урока

1. Организационный этап - 1 мин.

Слайд № 1.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - «Никто не забыт и ничто не забыто».  Мы вместе с вами отправимся в самое трудное время для нашей Родины, время испытаний, лишений и самоотверженного подвига нашего народа –годы Великой Отечественной Войны.

2.  Актуализация знаний  - 2 мин.

Ученик.              

...Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Учитель.  Чему посвящены эти строки?

Возможные ответы учащихся.  Блокадному Ленинграду.

Учитель. Какие памятные даты недавно отметила наша страна?

 Возможные ответы учащихся. 18 января мы отмечали 75 лет с начала прорыва блокады Ленинграда. 27 января 1944 года– памятная дата для нашего народа – день снятия блокады Ленинграда.

Слайд № 2.

     Учитель. Эти строчки принадлежат русской советской поэтессе Ольге Берггольц, которая в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к жителям города.

    «Никто не забыт и ничто не забыто»   — строка, выбитая на центральной стеле Пискаревского кладбища в Ленинграде, где похоронены около 470 тысяч ленинградцев и воинов Ленинградского фронта, погибших во время 900-дневной блокады города в 1941 — 1943 годах.

Учитель.  В январе месяце мы вместе с вами решили осуществить учебный проект по математике. Связать этот предмет с историческими событиями времен Великой Отечественной войны. А в частности выбрали тему: «Блокадный Ленинград». И сегодня у нас заключительный этап.

3. Постановка цели и задач – 2 мин.

     Сегодня на уроке мы с вами попробуем применить свои знания и умения к решению задач с военным содержанием, основанных на событиях, происходивших в нашей стране в годы Великой Отечественной войны.

     А как вы думайте, какие темы, разделы из пройденного материала по  математике мы сегодня будем применять на нашем уроке?

Возможные ответы учащихся. Мы изучили: действия с десятичными и обыкновенными дробями, проценты, масштаб, буквенные выражения и формулы. Знаем, как вычислить длину окружности, площадь круга.

Учитель. Хорошо. Попробуйте сформулировать математическую тему урока.

Возможные ответы учащихся. Действия с десятичными дробями. Проценты.

Учитель. Перед вами лежит маршрутный лист сегодняшнего урока. Вы весь урок будете работать в нем. В листе предусмотрены поля: для записей решения задач, самооценивания, взаимопроверки и оценки учителя. В течении урока,  все ваши результаты будут записаны не только в ваших листах, но и на доске. Ответы к задачам послужат к разгадке фразы, из которой вы узнаете, что было написано на первом эшелоне, прибывшим в Ленинград с большой Земли, когда была прервана блокада.

Записываем число: 28.02.18. Классная работа.

Тема: «Действия с десятичными дробями. Проценты».

Слайд № 3.

4.Первичное закрепление – 15 мин.

Слайд № 4.

Сообщение 1 ученика.

     18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трём основным направлениям на Ленинград, на Москву на Киев.

22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В тот же день в Ленинграде и Ленинградской области,  было объявлено военное положение.  

8 сентября немецкие солдаты захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы  блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены. С этого дня началась блокада города. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру.

Учитель.

Предлагается решить задачу № 1. Слайд № 5.

Определить общую площадь взятых в кольцо территорий Ленинграда и пригорода Ленинградской области. Радиус территории на карте составляет примерно 41 см. Масштаб карты 1: 100000. Число π взять за 3. Полученный результат округлите до тысяч.

Ответ: 5000 км2.

Учитель. Оцените себя. Смотрите критерии( 1 б. – все верно; 0,5 – решение с подсказкой; 0 б. – не решил)

Результат записывается на доску.(5000)

Учитель.

В условиях блокады Ленинградцы старались не только выжить, но и помочь армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Кировский завод, находившийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику в течение всей блокады.

Предлагается решить задачу № 2. ( работа в группе). Слайд № 6.

Ребята, перед вами на парте есть таблица «Основные виды бронетехники СССР Второй мировой войны» (Приложение № 2), в ней представлены несколько видов советских танков времён ВОВ. Используя данную таблицу, давайте попробуем ответить на следующие вопросы и решить задачи:

  • Какой танк имеет наибольший запас хода?
  • Определите, у какого из представленных в таблице танков наибольшая максимальная скорость. Какое расстояние пройдёт этот танк за 2,5 часа с данной скоростью?
  • У каких танков, представленных в таблице, боевая масса одинаковая?
  • Решите задачу (работа в парах): с ремонтной базы одновременно к линии фронта выехали танки ИС-2 и КВ-85. Какое расстояние будет между ними через 3,7 часа, если они будут двигаться со своей максимальной скоростью?

Ответы: 1) КВ-85; 2) Т-34, 135 км; 3) КВ-85 и ИС-2; 4) 18,5 км.

Рассмотреть способы решения этой задачи.

Учитель. Оцените решение. Смотрите критерии( 1 б. – все верно;0 б. – не решил).

Результат записывается на доску. (18,5)

5. Физкультминутка – 1 мин. Слайд № 7.

Учитель.  Не смотря на все трудности, которые выпали на долю советского народа. Люди находили в себе силы чтобы поддерживать друг - друга.

Делай раз (встают).

Делай два (шаг в сторону)

Повернись и улыбнись (поворот к соседу)

Ты до солнца дотянись.

Дружно за руки возьмись.(в группе)

Пару раз ногой ступни.

И решать давай садись.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации – 15 мин

Сообщение 2 ученика. Слайд № 8.

     В условиях блокадного Ленинграда дети старались посещать школу. Конечно, обучение проходило по сокращенной программе, в которую были включены только основные предметы.

     «К уроку готовлюсь по-новому, - писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы Ксения Владимировна Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

     Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

В школе стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1945 г., с уважением называли «зимовщиками».

    Учитель.  Азы чтения ребята постигали по тому, что было написано на страницах газет того времени. Слайд № 9.

  • «Наш лозунг – победа!»
  • «Что ты сделал для фронта?»
  • «Все женщины и подростки – в ряды бойцов трудового фронта».
  • «В военное время работать по-новому».
  • «Все силы на разгром врага!»
  • «Буду работать за двоих».

А при изучении математики решали задачи с военным содержанием, основанных на реальных событиях, происходивших в нашей стране в те годы.

Учитель.

     Перед вами  задачи. Их необходимо решить.

Задача № 3. Слайд № 10.

     С 1 октября 1941 г. в блокадном Ленинграде норма хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет составляла 200 г в сутки. В виду продолжающейся фашистской блокады и истощения продовольственных запасов в осажденном городе к 20 ноября 1941 г. норма хлеба была снижена еще на 37,5%. Сколько граммов хлеба стал получать ребенок до 12 лет с 20 ноября 1941 г. по продовольственной карточке.

     Ответ: с 20 ноября 1941 года ребенок до 12 лет стал получать 125 г хлеба в сутки.

Учитель. Оцените решение своего товарища. Смотрите критерии( 1 б. – все верно; 0 б. – не решил).

Результат записывается на доску.(125)

Учитель показывает норму хлеба. Весы и кусочек этого хлеба на тарелочке.

Задача № 4. Слайд № 11.

    Один из составов блокадного  хлеба: мука ржаная или целлюлозная из листьев или соломы – 10%; патока (отжимки сахарной свеклы) – 40%; отруби – 30%; древесные опилки – 20%.  Построить диаграмму состава блокадного хлеба.

Ответ: мука ржаная или целлюлозная из листьев или соломы – 36°; патока    (отжимки сахарной свеклы) – 144°; отруби – 108°; древесные опилки –72°г.

Учитель. Оцените решение. Смотрите критерии(1 балл – присутствует решение и диаграмма; 0,5 баллов – решение или диаграмма; 0 баллов – не решил).

Задача № 5. Слайд № 12.

    За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Сколько процентов от всего груза составляло продовольствие?

Ответ: 75 %.

Учитель. Оцените решение. Смотрите критерии( 1 б. – все верно; 0,5 б. – решил с помощью,  0 б. – не решил).

Результат записывается на доску. (75)

Сообщение 3 ученика. Слайд № 13.

     "Дорога жизни" — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро.

    Эта трасса, получила официальное название — Военно-автомобильная дорога №101 (№102), но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название — "Дорога жизни". Трасса была протяженностью свыше 30 километров.
    Ледовый покров был  хрупким. Двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.
    Не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители
старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Лозунг тех дней гласил — "Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса". Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.

Учитель.  Решите задачу.

Задача № 6. Слайд № 14.

     Лозунг водителей на «Дороге жизни» гласил – «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса. Сколько жителей Ленинграда были обеспечены за три рейса?

Ответ: 15750 жителей.

Учитель. Оцените решение. Смотрите критерии( 1 б. – все верно;0 б. – не решил).

Результат записывается на доску. (15750)

Учитель. Слайд № 15.

    В память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо", ансамбль "Румболовская гора", памятник "Цветок жизни". На протяжении наземной части трассы установлено 45 мемориальных километровых столбов.


Учитель.

     Освобождение Ленинграда от блокады в январе 1943 года стало ключевым моментом в обороне города.

    18 января – в день прорыва блокады Ленинграда – завершился критический период изоляции города.

     Мы с вами  хорошо поработали и теперь мы узнаем,  что было написано на первом эшелоне, прибывшим в Ленинград с большой Земли, когда была прервана блокада.

      К доске вызываются представители от каждой группы (их 5). Они выбирают конверты с получившимися ответами и достают фразы, которые крепят под данными ответами.

     На доске появляется фраза:

СЛАВА ГЕРОЯМ – ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ЛЕНИНГРАД

Показ видеоролика. Операция «Искра» - 3,5 мин.  (Слайд № 16).

Учитель. В памяти народа навечно останутся 29 трагических дней не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру

 непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

7.  Домашнее творческое задание – 1 мин.  Слайд № 17.

По данным таблицы составить и решить 2 задачи.

Суточные нормы довольствия в войсках внутри блокадного кольца.

Хлеб (граммов)

Мясо (граммов)

Рыба (граммов)

на передовой

в тылу

на передовой

в тылу

на передовой

в тылу

до 2 октября 1941

800

700

150

120

100

80

с 2 октября

800

600

150

75

80

50

с 7 ноября

600

400

125

50

-

-

с 20 ноября

500

300

125

50

-

-

8. Рефлексия – 5 мин.

Учитель.  

Подведите итоги своей работы. В маршрутных листах выставите итоговую оценку за работу на уроке, в соответствии с баллами. Сдайте листы учителю.

1.Чем мы сегодня занимались на уроке?

2. Назовите день начала блокады Ленинграда (8 сентября 1941 г.),  прорыва

блокады ( 18 января 1943 г.), день полного снятия блокады (27 января 1944 г)

     Сегодняшний урок – это только капля в море истории и математики, мы с вами и на следующих уроках продолжим познавать эти великие науки, и как говорил Михаил Васильевич Ломоносов:  (слайд № 18)

 «Народ, незнающий своего прошлого не имеет будущего».

     Выходя из кабинета, используя магниты и мишень оцените,

насколько вам полезен был урок?

                            3 – наивысшая отметка.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, Имя _____________________________________________________

Класс __________

Дата проведения урока _____________

Вид работы________________________________________________________

Тема урока:________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задания

Критерии оценивания

Самооценка

Оценка товарища

Оценка учителя

1.

Участие в проектной деятельности группы

В полной мере - 2балла;

Частично – 1 балл;

Не принимал участие – 0 баллов.

2.

Задача № 1.

 1 балл – все верно; 0,5 баллов – решение с подсказкой; 0 баллов – не решил.

     Определить общую площадь взятых в кольцо территорий Ленинграда и пригорода Ленинградской области. Радиус территории на карте составляет примерно 41 см. Масштаб карты 1: 100000. Число π взять за 3. Полученный результат округлите до тысяч.

3.

Задача № 2.

1 балл – все верно; 0,5 баллов – решение с подсказкой; 0 баллов – не решил.

Используя  таблицу, ответить на следующие вопросы и решить задачи:

  • Какой танк имеет наибольший запас хода?
  • Определите, у какого из представленных в таблице танков наибольшая максимальная скорость. Какое расстояние пройдёт этот танк за 2,5 часа с данной скоростью?
  • У каких танков, представленных в таблице, боевая масса одинаковая?
  • Решите задачу (работа в парах): с ремонтной базы одновременно к линии фронта выехали танки ИС-2 и КВ-85. Какое расстояние будет между ними через 3,7 часа, если они будут двигаться со своей максимальной скоростью?

1)

2)

3)

4)

4.

Задача № 3.

1 балл – все верно; 0,5 баллов – решение с подсказкой; 0 баллов – не решил.

     С 1 октября 1941 г. в блокадном Ленинграде норма хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет составляла 200 г в сутки. В виду продолжающейся фашистской блокады и истощения продовольственных запасов в осажденном городе к 20 ноября 1941 г. норма хлеба была снижена еще на 37,5%. Сколько граммов хлеба стал получать ребенок до 12 лет с 20 ноября 1941 г. по продовольственной карточке.

5.

Задача № 4.

1 балл – присутствует решение и диаграмма; 0,5 баллов – решение или диаграмма; 0 баллов – не решил.

     Один из составов блокадного  хлеба: мука ржаная или целлюлозная из листьев или соломы – 10%; патока ( отжимки сахарной свеклы) – 40%; отруби – 30%; древесные опилки – 20%.  Построить диаграмму состава блокадного хлеба.

6.

Задача № 5.

1 балл – все верно; 0,5 баллов – решение с подсказкой; 0 баллов – не решил.

За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Сколько процентов от всего груза составляло продовольствие?

7.

Задача № 6.

1 балл – все верно; 0,5 баллов – решение с подсказкой; 0 баллов – не решил.

     Лозунг водителей на «Дороге жизни» гласил – «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса. Сколько жителей Ленинграда были обеспечены за три рейса?

8.

Всего баллов

9.

Итоговая оценка

7 – 8 баллов – «5»

5 – 6 баллов – «4»

3 – 4 балла – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час: "« НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (к 68- летию Великой Победы) "

Тематический классный час посвящен подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны, а именно подвигу народа защищавшего город Ленинград....

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Викторина "А знаете ли вы все о блокаде Ленинграда?" (в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда)

Данная работа выполнена в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда, который проходил в КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса...

Квест-игра для 8-11 классов Тема: «Никто не забыт и ничто не забыто»

Тема: «Никто не забыт и ничто не забыто»Цель: формирование гражданско-патриотического воспитания и нравственных ценностей на примерах героической истории нашей страны средствами школьного ...

Урок мужества в 6 классе, посвященный 80-летию прорыва блокады Ленинграда.

Цели: содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну; формирование гражданской позиции учащихся.Классный руководитель: Всё может родная з...

Сценарий урока мужества посвященному ко Дню прорыва блокады Ленинграда.

Сценарий посвящен Дню прорыва блокады Ленинграда .Цель программы : воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну,за свой народ.задачи: формирование у учащихся исторического прошлогоо роли Ле...

Классный час, посвященный 80-летию прорыва блокады Ленинграда

27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Классный час посвящен героической обороне Ленинграда...