Урок математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Гученко Анжела Викторовна

Тема «Числа» идет одной линией в курсе математики. У учащихся она вызывает затруднения при изучении новых множеств чисел.  Поэтому учителю приходится применять разнообразные формы и методы преподавания этой темы для более качественного усвоения материала учащимися. Чаще всего используются технологии, дающие возможность демонстрации учеником его достижений, контроля выполняемой работы на каждом этапе деятельности, поддержка начинаний учащихся, проявления их инициативы.

Изучение множеств чисел в дальнейшем используется для решения множества разнообразных задач.

Для того чтобы учащиеся в процессе работы, пусть даже и совсем несложной, запомнили эти множества и свойства, связанные с различными множествами чисел, необходимо активное использование различных педагогических технологий.

 

Технологии, применяемые на уроке

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология личностно – ориентированного обучения.
  • Технология игрового обучения.
  • Технология обучения в сотрудничестве.

 

Формы обучения, используемые на уроке

  • Фронтальная работа.
  • Работа на закрытой доске.
  • Работа в парах.
  • Самоконтроль и взаимоконтроль.
  • Самостоятельная работа.

 

Оборудование:

 Мультимедийное оборудование, беспроводная мышь

 

Методические рекомендации по использованию разработки урока.

Разработка данного урока может быть использована учителем математики после окончания изучения темы «Натуральные числа» в курсе математики 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики в 5 классе 71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст. Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район

Учитель  математики

Гученко Анжела Викторовна

Действия с натуральными числами

Тип урока: обобщение материала по теме урока.

Цели урока:

  1. Обучающая – совершенствовать вычислительные навыки.
  1. Развивающая – развивать самостоятельность и  мышление ребенка средствами своего предмета.
  1. Воспитательная – повышать мотивацию к обучению и интерес к математике.

Задачи, решаемые на уроке:

  1. научить учащихся самостоятельно работать;
  1. высказывать предположения и догадки;
  1. уметь делать обобщение изучаемых факторов.

Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование, беспроводная мышка.

Хронометраж урока.

  1. Определение темы урока совместно с учащимися – 1мин.
  1. Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 1мин.
  1.  «Страничка из истории» (актуализация знаний) – 3мин.
  1. Устный счёт - 3мин.
  2. Решение примеров на все действия - 6мин.
  1. Физминутка – 1мин.
  2. Решение текстовых задач – 12мин.
  3. Решение уравнений (работа в парах) – 10мин.
  1. Подведение итогов урока,  рефлексия – 2мин.
  1.  Задание на дом – 1мин. 

Итого 40 минут.

Ход урока.

  1. Определение темы урока совместно с учащимися (1мин).

Тема урока определяется учащимися при помощи цитаты: " Счет и вычисления - основа порядка в голове"- И.Песталоцци.  Слайд 1.

  1. Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 1мин.

Учитель при помощи учащихся формулирует и проговаривает цели и задачи  данного урока. Слайд 2.

Платон приписывал числу божественную сущность. Например, числу 7 – 7 дней недели, 7 цветов радуги (повторим: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан), и поможет нам сегодня на уроке Цветик – 7цветик. Сегодня на уроке наши размышления и наша работа будут связаны с натуральными числами, действиями над ними и их применением.

Путеводителем на уроке при решении задач будут семь цветов радуги. Презентация построена таким образом, что после каждой задачи возвращаемся назад и переходим к следующему слайду.

  1. «Страничка из истории» (актуализация знаний)  – 3мин.

Учитель обращается к учащимся, предлагая им вспомнить теоретический материал, который связан с понятием «натурального числа».

Слайд «Красный лепесток».

 – Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём.

Фронтальная работа.

Вопросы учащимся по теоретическому материалу, некоторые учащиеся по желанию рассказывают исторические сведения о возникновении натуральных чисел.

  1. Какие числа называют натуральными?
  2. Почему натуральные числа так называют?
  3. Самое маленькое натуральное число?
  4. Самое большое натуральное число?

  1. Устный счет – 3 мин.

Слайд «Оранжевый лепесток».

Фронтальная работа (беспроводная мышка дается отвечающему учащемуся).

(90 – 72) : 18 + (70*7) = 18 : 18 + 490 = 1 + 490 = 491

  1. Решение примеров на все действия ( построено на создании проблемной ситуации) – 6мин.

Слайд «Желтый лепесток»

Проблемная ситуация:  Для чего нужны были числа древним людям? Назовите основные  действия с натуральными числами?

Примеры решаются с одним учащимся у доски, с повторением (проговариванием) правил выполнения действий в столбик.

  1. 34 + 5610 = 5644
  2. 1893 – 896 = 997
  3. 12 * 380 = 4560
  4. 5706 : 18 = 317

  1. Физминутка

Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу    

Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик,
С нами не расстался,
Семицветной радугой 
Над землей остался.   

  1. Решение текстовых задач – 12мин.

Слайд «Зеленый лепесток».   «Лесная полянка. Посчитаем?»

 – Некоторые ученые считают, что продолжительность жизни людей тесно связана с загрязнением окружающей среды. Почему они так считают, как вы думаете?

Учащиеся отвечаю, что деревья поглощают разное количество радиации, выхлопных газов и различных вредных веществ. Ребятам предлагается решить задачу о продолжительности жизни разных деревьев.

Задача. Ель живёт примерно 1200 лет. Сосна живёт примерно в 3 раза меньше Ели, а Берёза – примерно на 280 лет меньше Сосны. Определите сколько лет живёт каждое дерево?

Решение. (решение задачи выполняется учащимися класса самостоятельно, а в это время два ученика по очереди работают на закрытой доске для последующей взаимо- и самопроверки)

  1. 1200 : 3 = 400 (лет) живёт Сосна.
  2. 400 – 280 = 120 (лет) живёт Берёза.

Ответ: 400 лет, 120 лет.

Слайд «Голубой лепесток» «Числовые великаны внутри нас»

 – Человек живет гораздо меньше деревьев. Для жизни человека огромную работу выполняет наш «моторчик». Сердце перекачивает громадное количество крови. Произведя расчет, вы в этом убедитесь.

Задача. Сердце человека перекачивает за час около 300 литров крови. Какое количество крови сердце перекачивает за 70 лет?

Решение.

Перед решением задачи учащиеся вспоминают, что в сутках 24 часа, в году 365 суток. И решают задачу самостоятельно, затем устная фронтальная проверка решения.

  1. 24*300 = 7 200 (л) – крови перекачивает сердце за сутки.
  2. 7200 * 365 = 2 628 000 (л) – крови перекачивает сердце за год.
  3. 2628000 * 70 = 183 960 000 (л) – крови перекачивает сердце за 70 лет.

Ответ: 183 960 000 л.

– Итак, за час сердце перекачивает около 300 л крови, за сутки — свыше 7 000 л, за год — около 2 700 000, а за 70 лет жизни — почти  200 000 000 л. Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4 375 железнодорожных цистерн. Если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им за 70 лет воды можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км.

Слайд «Синий лепесток» «Цветочный ковёр»

Задача. Чтобы связать 1 кв.м цветочного ковра необходимо 3 кг пряжи. Сколько пряжи потребуется, чтобы связать коврик прямоугольной формы, одна сторона которого равна 4 метра, а другая на  2 метра больше?

Решение. (решение задачи выполняется с учащимся у доски, с подробным проговариванием решения)

  1. 4 + 2 = 6 (м) – другая сторона прямоугольного ковра.
  2. 4 *6 = 24 (кв.м) – площадь прямоугольного ковра.
  3. 24 * 3 = 72 (кг) – пряжи потребуется, чтобы связать коврик прямоугольной формы.

Ответ: 72 кг.

  1. Закрепление полученных знаний и отработка навыков решения уравнений  – 9мин.

Слайд «Фиолетовый лепесток»

Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 7, и учащиеся оценивают свою работу,  сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов.

Уравнения.

Красное х + 34 = 42,

               х = 42 – 35,

               х = 7.

              Ответ: 7.

Зелёное  51 –  z = 44,

               z = 51 – 44,

               z = 7.

               Ответ: 7.

Жёлтое  84 : р = 12,

              р = 84 : 12,

              р = 7.

              Ответ: 7.

Синее    у – 4 = 3,

              у = 4 +3,

              у = 7.

              Ответ: 7.

Оранжевое  с*6 = 42,

                     с = 42 : 6,

                     с = 7.

                     Ответ: 7.

Розовое d : 7 = 1,

              d = 7 * 1,

              d = 7.

              Ответ: 7.

                                   

9. Подведение итогов урока, рефлексия – 3мин.

Слайд 10. 

Обобщить материал всего урока. Учитель помогает учащимся систематизировать знания по теме урока с помощью наводящих вопросов.

 – В древности ремесленникам и торговцам натуральных чисел было мало, поскольку возникали задачи «деления на части» земли, наследства. Так появились дроби; отрицательные числа – которые оказались очень удобными при решении многих задач. История числа продолжается. И мы с вами познакомимся еще со многими числами, без которых невозможно жить в современном мире.

" Твой ум без числа ничего не постигает" – Николай Казанский.

10. Задание на дом (с комментариями) – 1 мин.

Задача на дом «Необыкновенное число»: Что это за число: если к нему прибавить 7, сумму разделить на 7, а из частного вычесть 7 и остаток умножить на 7, то в результате получится 7.

Ответ: 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 5 класс Все действия с натуральными числами

На уроке использовала ИК-технологии, здоровье сберегающие технологии. Содержит в качестве приложения презентацию.Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.Формы и приёмы работы по ...

Урок в 5 классе "Совместные действия с натуральными числами"

Открытый урок в 5 классе на все действия с натуральными числами. Обобщающий урок по теме с целью "Узнать на сколько усвоен материал"...

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"

закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...

Урок в 5 классе. Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Контрольная работа по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами"

Контрольная работа по математике для 5 класса по новым ФГОС...