Исследовательский проект "Старинные русские меры длины"
творческая работа учащихся

Исследовательский проект "Старинные русские меры длины"  (5 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Старинные русские 

меры длины»

Проект подготовлен уч-ся 5 класса

МБОУ ООШ с.Смородинка.

Савлук Дарья.

Руководитель проекта –

учитель математики Легеза Е.В.

Содержание:

Введение....................................................................................................3

Цель и задачи………………………………………………………….…3

Актуальность………………………………………………………….....3

Гипотеза…………………………………………………………………..3

Этапы и сроки создания проекта……………………………….….4

Объект и предмет работы ………………………………………...........4

Формы и методы работы……………………………………………….5

Проблемные вопросы…………………………………………………...5

Ход работы над проектом………………………………………………5

Выводы………………………………………………………………..….8

Список использованной литературы…………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. «Без меры и лаптя не сплетешь» - говорит русская пословица.

Даже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины, веса и объемов было необходимо. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины.

Цель исследованияпознакомиться со старинными русскими мерами длины.

Задачи: 

1.Проследить историю возникновения мер длины на Руси, их совершенствование от времён образования Руси до наших дней.

2. Изучить литературу и узнать, какие меры длины существовали раньше в России. Где они использовались.

3.Что означают пословицы о старинных русских мерах длины.

Актуальность выбранной темы:

В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. В учебнике «Математика 5 класс» А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский есть рассказы об истории возникновения и развития математики. Не зная прошлого науки, трудно понять ее настоящее. На уроках математики мы познакомились с единицами измерения длин Древней Руси: локоть, косая сажень, маховая сажень, пядь,… В далёкие времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта, но и измерений. Изготавливая простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. При измерении расстояний использовали руки и ноги. Я решила узнать более подробно о мерах, применяемых русским народом в отдаленном прошлом.

 

Методы проведенных исследований: анкетирование, анализ и синтез литературных, информационно-коммуникативных материалов, систематизация и моделирование полученных данных

Объект изучения: метрология как вспомогательная историческая дисциплина.

Предмет исследования: старинные русские меры длины.

Этапы работы:

  • подумать самостоятельно, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;
  • изучить специальную литературу;
  • найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
  • понаблюдать за тем, с помощью чего люди измеряют длину в настоящее время;
  • создать эталоны старинных мер длины;
  • провести эксперимент: попробовать измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения;
  • сделать соответствующие выводы.

Основные результаты: создание сборника «Старинные русские меры» для общего пользования.

Ход работы над проектом:

Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.

Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях  и в учебниках нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.

 1.Как измеряли в древности?

Без измерений нельзя ни сшить костюм, ни измерить длину пути, ни узнать, который час. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Раньше, в первобытном обществе, не было особой нужды в измерениях. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, например, какова площадь поля у каждого крестьянина. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. Не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов.           Любые измерения производят в каких – то единицах: длину измеряют в единицах длины, массу – в единицах массы, время – в единицах времени.

За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём у каждого народа свои единицы измерения.

 Старинные меры длины  отражены в пословицах и поговорках

http://lusana.ru/files/8962/573/5.jpg

Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень

Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира, в том числе и в России. Локоть – это расстояние от конца среднего пальца до локтевого сгиба.  Оно колебалось от 38 до 46 см. Локоть соответствует двум большим пядям и эта единица измерения имела свой вариант – локоть со сжатыми пальцами, размером в две малые пяди. Такова обычная ширина холста, чрезвычайно устойчивая и повсеместная, идущая из глубокой древности. Как мера длины на встречается с XI в.  Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию торговец наматывал на локоть. Эта мера длины встречается и в народных пословицах. Говорят: «Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле. « Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. « Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом. « Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

Сажень – встречается с 11 в. Название от слова «стягать», т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.

Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой верх правой руки, т.е. около 248 см.

Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук.

1 маховая сажень – 1м 76 см.

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/176/175238/175238_html_4f67ae12.jpg

Пядь – старая русская мера длины, существующая с незапамятных времён. Она удобна тем, что её, как и другие меры, каждый носит с собой. Пядь бывает малая и великая. Пядь – это расстояние между вытянутыми пальцами руки. А слово произошло от числа «пять». Составляла она четверть аршина, отсюда её второе название «четверть». Пядь малая – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19см.Пядь великая – это расстояние от концов вытянутых мизинца и большого пальца. Её длина 22 – 23 см.

 

Говорят: «Семь пядей во лбу» - когда хотят сказать об очень умном человеке, « Не уступить ни пяди» - т. е. даже самой малости, « На аршин голова, да ума на пядь» - когда говорят о глупом человеке.

Аршин –одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Название аршин происходит от персидского слова "арш" - локоть. Два персидских аршина равнялись 3 русским локтям. Аршин содержит 4 пяди (четверти) или 16 вершков. Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца . В аршине около 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковывали железом и помечали печатью (государственным клеймом).

Люди давно перешли на метрическую систему мер. Десятки лет никто не меряет аршинами. Но слово это не забыто. Говорят: «Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке. Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: « На свой аршин не меряй». «Меряет на свой аршин».О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин». « Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо.

Дюйм – мера длины, равная длине 3 сухих зёрен ячменя, вытянутых из средней части колоса и равен 2, 54 см. Это основная меры длины в технике.

Ноготь – составляла 11 мм. Взятая четыре раза, она равнялась одному вершку.

 

Перст  старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».

Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

«Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!»- Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

Дюйм – мера длины, равная длине 3 сухих зёрен ячменя, вытянутых из средней части колоса и равен 2, 54 см. Это основная меры длины в технике.

Шаг – это расстояние между носками или пятками шагающего человека. Шаг – средняя длина человеческого шага, 70 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

  Говорят: « Шагнул и царство покорил», « Ни шагу назад», т. е. не отступать.

«Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени. «В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется».

Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м Коломенская верста - "верзила" - шутливое название очень высокого человека. Межевая верста - существовала на Руси до XVIII века для определения расстояния между населёнными пунктами и для межевания (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В результате проделанной работы были выполнены следующие задачи:

1. Изучена литература по данному вопросу.

2.Собран сборник «Старинные Русские меры длины».

3.Провела эксперимент: С помощью эталона –локоть - измерила длину и ширину школьной парты.

        Получились следующие результаты:

длина – 4 локтя

ширина – 3 локтя

        Затем я измерили длину и ширину той же доски с помощью общепринятого эталона – линейки.

Получились следующие результаты:

длина – 160 см

ширина – 120 см

        Вывод: парта одинаковая, но получившиеся результаты разные. Иными словами – для измерения можно использовать и старинную и современную меры длины.

        Вопрос: а у всех ли людей старинные меры получатся одинаковые, как, например, у измерительного прибора – линейка.

        Проводим эксперимент: изготовим другой эталон старинной меры – локоть, равный локтю моего учителя. Проведем те же исследования.

        Вывод: при измерении локтем – результат изменился в сторону уменьшения:

длина – 3,5 локтя

ширина – 2,5 локтя

При измерении общепринятым эталоном – линейкой – результат остался тот же:

длина – 160 см

ширина – 120 см

 Вывод:

  • для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;
  • установлена связь между различными единицами длины;
  • старинные меры длины перестали использовать по причине своей неточности и были заменены на другие единицы измерения, принятые во всём мире.

Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научилась использовать старинные русские меры длины.

я поняла значение слов, связанных со старинными мерами длины., научилась правильно понимать смысл прочитанного.

Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны. Длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. История мер – это история торговли, сельского хозяйства, строительства, ремесел. Как появились меры, как изменялись и как влияли на жизнь народа – эта тема актуальна в современном мире. Первые меры длины  были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор. 

Считаю, что поставленная цель проекта достигнута.

Список использованной литературы

1. Учебник - математика 5класс («Математика 5 класс»-А.Г.Мерзляк,        В.Б.Полонский)

2.   Даль В.И. «1000 русских пословиц и поговорок» - 2012. 

3. Т. Шорыгина «Пословицы и поговорки» - Книголюб, 2008

4. «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» – М.: «Просвещение», 1990

5.доп.Источники - Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...

Исследовательская работа "Старинные русские меры длины"

Исследовательская работа Старинные русские меры длины...

Исследовательская работа по теме "Старинные русские меры длины"

Исследовательская работа для 5 класса. Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на урока...