Урок геометри в 7 классе на тему «Равнобедренный треугольник»
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Цель урока: ввести определение равнобедренного треугольника и его элементов;  познакомить

                        со свойством углов равнобедренного треугольника; научить пользоваться

                        доказанным свойством при решении задач;

                        развивать умение анализировать и сравнивать  данные;

                        воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения

                        информационных технологий.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ravnobedrennyy_treugolnik.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                основная общеобразовательная школа с. Вязовка

                                          Урок геометрии             

                                в 7 классе

                                  на тему

       «Равнобедренный треугольник»

                                           Разработала:

                                      учитель математики

                                      Колеганова С.Н.

Тема урока: Равнобедренный треугольник.

Цель урока: ввести определение равнобедренного треугольника и его элементов;  познакомить

                        со свойством углов равнобедренного треугольника; научить пользоваться

                        доказанным свойством при решении задач;

                        развивать умение анализировать и сравнивать  данные;

                        воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения

                        информационных технологий.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий. 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, треугольники: равносторонний, равнобедренный, разносторонний, линейка, транспортир.

Ход урока.

1.Организация начала урока.

           Слайд 1.

    Отгадайте ребус.

                  0_6615_6fef11ca_L           (Треугольник)

2. Актуализация опорных знаний.

                  Слайд 2.

   ● А какая фигура называется треугольником?

                     Из трёх точек состоит из века в век,

                     Потому что так придумал человек.

                     Не лежат при этом точки на прямой,

                    Хоть и хочется друг к другу им домой.

                    Три отрезка их всю жизнь соединяют.

                    И вершинами те точки называют,

                    А отрезки сторонами величают.

                 Слайды 3,4.

Задание 1. Заполните пропуски:

  • Сумма трех сторон треугольника называется ……………….треугольника.
  • Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой ……………. стороны, называется …………….треугольника.
  • Если ……стороны и угол ………………..одного треугольника соответственно равны ……….сторонам и углу …………………другого треугольника, то такие треугольники ………….
  • Прямые называются перпендикулярными, если они при пересечении образуют…………… углы.
  • Два угла называются…………………….., если стороны одного являются продолжениями сторон другого.
  • Сумма смежных углов равна………
  • Треугольники называются равными, если они…………………….
  • Точка отрезка, делящая его на два равных отрезка, называется…………………….
  • Все высоты треугольника или их…………………пересекаются в……………..точке(ах)
  • ………………….., опущенный из вершины треугольника на………………….называется высотой треугольника.
  • Два угла называются смежными, если у них одна сторона…………………, а две другие являются ……………………….лучами.
  • Вертикальные углы…………….

Задание 2. Равенство треугольников.

                                Слайд 5.

     ●  Какие треугольники называются равными?  

      ●  Какое условие необходимо добавить, чтобы доказать равенство треугольников по

 первому признаку равенства треугольников.

                                              

         Ответ:   FM = NM;                                              OT – биссектриса.  

3. Изучение нового материала.

                 Слайд 6.         

Задание 3.

Возьмите  свои треугольники и определите, чем они друг от друга отличаются.

Замерьте все стороны и углы треугольников.

Откройте свои учебники и прочитайте, какие треугольники находятся на ваших столах.

Слайд 7 – 8.

   ● Сообщение темы и цели урока.

                             Слайд 9. 

       ● Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны.

Эти равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона называется

основанием треугольника.

       ● В равнобедренном  треугольнике АВС   АС = ВС. Эти равные стороны АС и ВС называют

 боковыми сторонами, третью сторону  АВ – основанием, А и В – углами при основании.

 Общую вершину боковых сторон – вершину С называют вершиной равнобедренного

 треугольника, а  угол при вершине С – углом при  вершине равнобедренного треугольника.

       ● Если говорят, что треугольник АВС равнобедренный с основанием АB, то это значит, что

 АC и ВС – боковые стороны. Если говорят, что в ∆ABC  AC = BC, то этот треугольник -

равнобедренный с основанием АВ.

        Устные упражнения:

                           Слайд 10.

1.В равнобедренном треугольнике АМК   АМ = АК. Назовите основание и углы при основании

   этого треугольника.    (МК, М, К)

2. Дан равнобедренный треугольник СОР c основанием СР. Назовите боковые стороны и углы при

 основании этого треугольника.  (СО и ОР, С, Р)

                            Слайд 11.

3. Какие из треугольников, изображённых на рисунке, являются равнобедренными, почему?

    У равнобедренных треугольников назовите: боковые стороны, основание, углы при основании,

 угол, противолежащий основанию (угол при вершине равнобедренного треугольника).

                             http://festival.1september.ru/articles/534282/img1.gif

       Обратите внимание на треугольник SPT. В этом треугольнике основанием может быть любая сторона, а боковыми – любые две его стороны, так как у него все стороны равны.

                                  Слайд 12.

    ● Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.

       Треугольник АВС, у которого АВ = ВС = АС, является равносторонним.

                                   Слайд 13.

    ● Таким образом все треугольники можно классифицировать по длине сторон: треугольники с

 тремя  разными сторонами (разносторонние), с двумя равными сторонами, не равными третьей

 (равнобедренные), с тремя равными сторонами (равносторонние). Причём равносторонний

треугольник является так же и равнобедренным.

          Зовусь я треугольник,

          Со мной хлопот не оберётся школьник …

          По – разному всегда я называюсь,

          Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.

          Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.

          И если, наконец, равны две стороны,

          То равнобедренным я величаюсь.

                                   Слайд 13.

Покажите мне равнобедренный треугольник.

Что вы мне можете сказать про его углы?

                                  Слайд 14.

 А теперь докажем свойство углов равнобедренного треугольника.

                                       Слайды 15,16.

                 Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

   Дано: ∆ABC, CA = CB.                                                                          С

   Доказать: в ∆ ABC  A = B.

                                Доказательство.                                        

Проведем биссектрису СН

Рассм. ∆ АСН и ∆ ВСН        

 АС = ВС (т.к. ∆ АВС –   равнобедренный),                          А             Н           В

 АСН =  ВСН (т.к.СН –  биссектриса)

 СН – общая  ∆ АВН = ∆ ВСН (I признак)   А =  В  ч.т.д.

                        Слайд 17,18.

Проведите в равнобедренном треугольнике на основание биссектрису, медиану и высоту.

Сделайте вывод.

Попробуйте сформулировать второе свойство равнобедренного треугольника.

Теорема. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию является медианой и высотой.

Вернемся к нашему треугольнику. Мы доказали, что ∆ АСН = ∆ ВСН  АН = НВ  СН – медиана

 АНС = ВНС – смежные  по 90°  СН – высота ч.т.д.

                     Слайд 19.

Свойство равностороннего треугольника.

Внимательно посмотрите на равносторонний треугольник и сделайте выводы.

Вывод: в равностороннем треугольнике все углы равны.

 4. Решение задач.

                        Слайд 20.      

    Знание свойств равнобедренного треугольника значительно расширяет возможности

 применения треугольника как средства для решения задач. Убедитесь в этом сами.

 

       Решите устно:

1.В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 9см, а основание 5см. Вычислите

   периметр треугольника.                                                                              Ответ: 23см.

2. В равнобедренном треугольнике основание равно 7см, а периметр равен 17см. Вычислите

   боковую сторону треугольника.                                                                  Ответ:5см.

3. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 6см, а периметр 22см. Вычислите

   основание треугольника.                                                                            Ответ:10см.

4. В равностороннем треугольнике периметр равен 21см. Вычислите сторону треугольника.

                                                                                                                      Ответ: 7см.

    Решение задач по готовым чертежам.

                                Слайд 21.

1.Найдите угол KBA.

 

                                    Слайд 22.

   

   

                                        Слайды 23 - 24.

  2.  Докажите, что ∆BAM = ∆BCN.   Определите вид ∆BMN.

                                         img951

3.  AFB = CFD.  Докажите, что  AFD – равнобедренный.

                                        Слайд 25. 

4. ∆ABC - равнобедренный, BCD - равносторонний.  PABC = 40см, PBCD = см. Найдите  AB  и  BC.

        img952

                      Слайд 26.        

    Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства

которой человек узнал ещё в глубокой древности. Например, то, что в равнобедренном

треугольнике, с которым мы сегодня познакомимся, углы при основании равны, было известно

ещё древним вавилонянам 4000 лет назад. Равнобедренный треугольник обладает ещё рядом

 геометрических свойств, которые всегда имели широкое применение  в практической жизни.

Выясним, какой треугольник называется равнобедренным, и какими свойствами он обладает.

 

5. Контрольные вопросы.

                Слайд 27.  

1. Какой треугольник называется равнобедренным?

2. Какой треугольник называется равносторонним?

3. Является ли равносторонний треугольник равнобедренным?

4. Каким свойством обладают углы в равнобедренном треугольнике?

6. Домашнее задание.

                  Слайд 28.

● Изучить п. 23; ответить на контрольные вопросы 3 – 5 на стр. 37; выполнить упр. 9, 10

     на стр. 39.

                               Слайд 29.

 Удачи!                        

           

Технологическая карта урока

Название УМК: Предмет: Геометрия   Класс: 7 Учебник Л.С.Атанасян Геометрия 7 -9 программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

Тема урока:  Равнобедренный треугольник.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок в разделе «Треугольники»

Цель урока: формирование логических приемов мышления, которые обеспечивали бы мыслительную деятельность в процессе изучения нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить понятия «равнобедренный треугольник», «равносторонний треугольник», свойства равнобедренного и равностороннего треугольников;

- закрепить данные понятия при решении устных и письменных задач;

- совершенствовать логические мыслительные навыки

Развивающие:

- активизация познавательной деятельности;

- развитие логического мышления через анализ, синтез, сравнение

Воспитательные:

- формирование коммуникативной компетенции через групповую форму работы и работу в парах


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1 Организация начала урока.

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация опорных знаний.

Выявляет уровень знаний по теме «Треугольники»: что такое треугольник, периметр треугольника, равные треугольники, первый признак равенства треугольников;

закрепление при решении устных задач.

Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 1.Записывают результаты в тетрадь.

 2. Проверка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

регулятивные: целеполагание.

3. Постановки учебной

задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Возьмите  свои треугольники и определите, чем они друг от друга отличаются.

Замерьте все стороны и углы треугольников.

Откройте свои учебники и прочитайте, какие треугольники находятся на ваших столах.

Постановка цели и задач урока.

- Назовите все способы, как вычесть из 12 число 5.

Проблемная ситуация.

-Зная способы вычитания чисел 2, 3,4,5 попробуйте сами рассказать, как вычесть число 6.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

логические - формулирование проблемы

4. Построение проекта изучения проблемы.

Организует работу учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

 

Выписывают определение равнобедренного треугольника из учебника.

Изучают основные элементы равнобедренного треугольника.

Закрепление полученных знаний на практике при решении качественных задач.

выписывают определение равностороннего треугольника.

Классификация треугольников по сторонам.

Выявление свойств равнобедренного треугольника.

Выявление свойств равностороннего треугольника.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное

закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 

  1. Решение задач устно с проговариванием алгоритма.
  2. Физкультминутка.
  3. Решение задач по чертежам в соответствии с записью.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма вслух.

12-6. 6-это 2и4, 12-2=10, 10-4=6, значит, 12-6=6, записываем 6.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Рефлексия  деятельности (итог урока).

Организует рефлексию.  

Запись терминов в словарик.

Ответы на устные вопросы

Заполнение диагностических карт.

Запись домашнего задания.  

Оценивание работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


Компетенция

Темы и цели уроков, математические объекты

Сущность заданий

Примечания

Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельности

Содержание новой темы

Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный.

Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответа

Математическая цель урока, цикла уроков

Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.

 

Текст учебника

Организация самостоятельного изучения отдельных элементов параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести...

Используется при изучении новой темы, конспектировании

Информационная

Цель: учить добывать нужную информацию

уметь находить нужную инфомацию в учебнике

нахождение нужных определений из учебника

По мере необходимости

Коммуникативная

Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог

Научить общаться и совместно добывать необходимую информацию

Задание: выполнить в паре практическое задание, выявить свойства, рассказать соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в паре, решить задачу и обсудить с соседом.

находят в учебнике, обсуждение с соседом по парте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии 7 класс "Свойство медианы равнобедренного треугольника"

Презентация для доказательства теоремы на уроке геометрии по теме  "Свойство медианы равнобедренного треугольника"...

Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».

Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...

Опорный конспект по геометрии 7 класс по теме "Равнобедренный треугольник"

В конспекте содержится материал по теме "Равнобедренный треугольник"...

Презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Решение треугольников".

Презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Решение треугольников"....

К уроку геометрии 8 класс по теме: "Площадь треугольника"

Конспект урока и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Площадь треугольника"...

Конспект урока геометрии 9 класс на тему "Площадь треугольника"

Конспект урока геометрии 9 класс на тему "Площадь треугольника"....