Урок по теме «Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Урок  содержит в себе информацию о городах-героях. При решении задач учащиеся узнают определенную информацию по данной тематике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_umnozhenie_na_razryadnuyu_edinitsu.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.»

Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с правилом умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;
  • продолжить работу по формированию умения решать текстовые задачи.

Развивающая:

  • развить умение слушать и объяснять материал, а так же ход решения примеров и задач;
  • развить интерес к математике и смекалку;

Воспитывающая: 

  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах;
  • развитие патриотического чувства.

Материалы к уроку: презентация, звездочки, цифры 1,2,3 (11 комплектов).

Оборудование: проектор, экран, магниты с мимическим выражением лица.

Группы: Кочедыков, Веряева, Моисеев (I группа), Ахвердиев, Михайлова, Глушенкова (II группа), Туманов, Жиляев, Царев (III группа), Козина, Надоян (IV группа).

Ход урока.

1. Оргмомент ( 1 мин).

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшний урок – это урок посвящение. Как вы это понимаете? (Ребята говорят о том, что посвящают что-то и кому-то или чему-то.) Итак, сейчас мы с вами, выполняя определенные задания, выясним, чему же мы посвящаем наш урок.

3. Устная работа.

                 Д                

                      56,73        6         Б

     Е         3

                                          5;2;9     О

                     1           0,128    

             П                         А      

На геометрической фигуре (какой) расположены буквы. Надо выполнить устные задания и прочитать слово, которое здесь зашифровано.

1) В каком ряду написаны десятичные дроби?

2,4; 34,77; 0,001; 0,25 (1)

 (2)

2) Вместо звездочек поставьте пропущенные цифры:

  • 0,5* = 0,*5 (Вставить можно только цифру 5);
  • 0,*3 > 0,54 (Вставить можно цифры 0,1,2,3,4);              (5; 2; 9)
  • 6,828< 6,82* (Вставить можно цифру 9).

3) Посчитайте количество правильных ответов:

  1. 0,6 х 0,5 = 0,3
  2. 1,8 x 0,3 = 0,54
  3. 0,8 x 0,9 = 7,2
  4. 5,14 : 10 = 51,4
  5. 6,18 : 6=1,3
  6. 4,2 х 0,2 = 0,84                                       (6)
  7. 6,1 х 0,3 = 1,83
  8. 1,5 x 0,4 = 0,6
  9. 7,54 : 100 = 0,0754
  10. 9,4 : 2 = 4,7

4) В каком результате должно быть 3 знака после запятой?       (3)

http://festival.1september.ru/articles/601546/f_clip_image001.gif

5) Найдите самый большой результат:

3,41 * 10 = 34,1

0,5673 * 100 = 56,73   (56,73)

0,00125 * 1000 = 1,25

6) Найдите самый маленький результат:

5,6: 10=
12,8: 100=                          
(0,128)
0,45: 10=

 

4. Решение задач.

Итак, прочитаем слово, которое зашифровано на нашей окружности. Это слово ПОБЕДА. Почему победа? Скоро праздник - День Победы. Наш урок мы и посвящаем Дню Победы. Мы с вами в честь этого большого события совершим путешествие по городам – героям. Путешествие будет увлекательным и познавательным.

1. Брест - отважный город герой.

1. Первый удар немецкой армии приняли на себя 22 июня 1941 года в 4 часа ночи жители Брестской крепости. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей.  Защитники Брестской крепости сумели продержаться долгие 6 недель. К сожалению, почти все они погибли. Город Брест был освобожден Красной Армией 28 июля 1944 года.

Брестская крепость в форме прямоугольника.

а=1,5 км

b=2,8 км

Найти периметр Брестской крепости и площадь.

Р= 2• (а+b)

Р= 2• ( 1,5+2,8)=8,6 (км)

S = a•b

S = 1,5км •2,8 км = 1500 м• 2800м=4200000 кв.м= 4,2 кв.км

5. Изучение нового материала.

2.Город – герой Ленинград.

Решив примеры, вы получите слово, которое было и остается самым страшным для всех жителей Ленинграда (ныне Санкт – Петербург). Каждая буква соответствует определенному числу. Решаете столбиком в своих тетрадях.

237,2 * 0,1  (О)           237,2 * 0,001    (Л)          237,2 * 0,0001    (Д)      200 * 0,1   (Г)     0,23 * 0,1  (О)

20

23,72

0,237

0,023

0,0237

Дети формулируют правило умножения на 0,1;0,01; …

Правило: Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.

6.Закрепление.

 Решите следующие примеры:

12*0,1 =                       56,1 * 0,01 =                   37,8 * 0,001 =                       2,2 * 0,1 =

0,05 * 0,1 =                  1,256 * 0,01 =                 5,8 * 0,001 =                         4 * 0,001 =

Найти значение выражения 8,3 а + 1,7 а  при а = 0,1

7. Решение задач.

Три года жители города находились в блокадном кольце немецких захватчиков. В течении этого времени у жителей не было пищи, воды, электричества, но жители города были сильны духом, выдержаны, терпеливы, отважны и верили в нашу Победу.

Продовольствие в осажденный город везли по Ладожскому озеру, которое стали называть 

«дорогой жизни».

        

Задача: «Зимой 1942 года партизанами Воронежской  области было собрано 222 подводы с продовольствием для осаждённых ленинградцев. Вереница подвод тронулась в путь.

Какова масса всего груза, если вес продовольствия одной подводы 220,5 кг».

  220,5 •222= 48951 кг= 48,951 т

Вспомним законы умножения:

1. Переместительное

ab =ba

2. Сочетательное

а(bc)=(ab)c        

3.Распределительное свойство относительно сложения

(а+b)c=ac+bc

4.Распределительное свойство относительно вычитания

(a-b)c=ac-bc

3.Город – герой Москва.

30 сентября 1941 г. фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун». Тайфун — сильный ветер, ураган, сметающий все на своем пути.

Началось одно из крупных сражений Великой Отечественной войны. Вся страна встала на защиту столицы.

Разгром немцев под Москвой имел огромное значение. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии.

Задача: В октябре и ноябре 1941 г. фашистские войска предприняли два крупных наступления на Москву. В первом из них участвовали 74 дивизии общей численностью 1800000 солдат и офицеров, 1700 танков, 1390 самолетов, свыше 14 тысяч орудий и минометов.

Им противостояли советские войска численностью 1200000 человек, 970 танков, 677 самолетов и 7600 орудий и минометов.

Во сколько раз превосходили силы противника? Результат округлите до десятых.

1 вариант- 1800000: 1200000=1,5

2 вариант-1700: 970=1,75≈1,8

3 вариант- 1390: 677=2,05≈2,1

4 вариант- 14000: 7600=1,84≈1,8

4.Воронеж-город воинской славы

Воронеж принял на себя первый удар главного немецко-фашистского наступления летом 1942 года.

Двести двенадцать дней и ночей — с рассвета 28 июня 1942 года до середины дня 25 января 1943 года бушевала война в кварталах древнего Воронежа.

Воронеж выдержал труднейшее испытание, он выстоял и победил.

   

 Задача:Официальная справка об ущербе, причинённом немецкими захватчиками Воронежу в пе риод оккупации приводит следующие данные: из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18 277 зданий.

Какая часть домов уничтожена? Округлите до десятых.

18227 : 20000 =0,91135 ≈ 0,9

8. Обобщение по теме:

Вопрос: Что нужно знать, что бы хорошо выполнять умножение десятичных дробей?

Ответ: 1. Таблицу умножения.  

Вопрос: Что ещё нужно знать?

Ответ: 2. Правило умножения десятичных дробей на целое число.

Вопрос: Что ещё нужно знать?

Ответ: 3. Правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь и на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Хорошо, молодцы!

9. Подведение итогов урока.

Во время путешествия мы с вами посетим четыре  города - героя:

  • Город – герой Брест
  • Город – герой Ленинград
  • Город – герой Москву
  • Воронеж—город воинской славы.

- Каждый из вас сегодня заработал награды в виде звезды. Давайте подведем итоги.

Сделаем из них салют.

Собрать тетради с классной работой.

А теперь определим: какая мимика лица соответствует вашему настроению. (На доске три магнита с мимикой лица с номерами 1,2,3). Поднимите цифру, соответствующую вам.

10. Домашнее задание:

№ 1391, 1431, 1469. Записать правило в тетрадь для правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Умножение десятичных дробей на разрядную единицу

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей  на разрядную единицу ". Сообщение нового материала сопровождается показом слайдов, формулированием алгори...

Урок по теме:"Умножение десятичных дробей"

Урок в 5 классе  по теме: «Умножение десятичных дробей»  является вторым по данной теме. Контроль знаний в виде графического диктанта. Презентация к уроку....

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс. Данный материал рекомендуется использовать при изучении данной темы.Такая форма проведения  урока способствует фор...

Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей" 5 класс

Урок- обобщене знаний обучающихся с применением здоровье- сберегающей технологии....

5 класс. Умножение десятичных дробей на разрядную единицу

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей  на разрядную единицу "....

"Умножение десятичных дробей на разрядную единицу".

Методическая разработка урока в 5 классе...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...