Рабочая программа по элективному курсу
рабочая программа по математике на тему

Кривонос Таисия Васильевна

Рабочая программа по элективному курсу математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_elektivnyy_matematika.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                Согласовано                         УТВЕРЖДАЮ                        

на заседании МОШ               зам. директора  по УВР         директор МКОУ СОШ №12                                                                                                                                        протокол № 1 от 31.08.2018                                                  приказ № 122 от 01.09.2018

рук. ШМО          Кривонос Т. В.  _____ /В.Н.Харченко/            _______/А.И.Кривонос/      

                                                             

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №12 с.Бурукшун

 Ипатовского района Ставропольского края

Рабочая программа элективного курса по математике

«Уравнения и неравенства  с параметрами»

                                                     11 класс

Учитель Кривонос Таисия Васильевна

2018 год

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс «Уравнения и неравенства с параметрами» позволит школьникам получить дополнительную подготовку и сдать ЕГЭ по предмету .

Целью  обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.                          

         Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) постоянно включаются уравнения и неравенства  с параметрами и модулями.        Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления обучающегося и их математической культуры. Позволяют проверить первоначальные навыки исследовательской деятельности.

        Анализ результатов ЕГЭ за несколько предыдущих лет показывает, что выпускники с большим трудом решают такие задания, а многие даже не приступают  к ним. Это связано с тем, что в учебниках по математике различных авторов, да и в программах министерства образования решению задач с параметрами и модулями уделяется мало внимания. Большинство обучающихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса для старшеклассников по теме: «Уравнения и неравенства с параметрами».

Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности-умению воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

     

Курс рассчитан на 35 учебных часов.

Цели курса:

- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.

- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы

- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.

Воспитательное назначение  курса.

Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Основные задачи данного курса:

  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • выявить и развить их математические способности;
  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;
  • развитие навыков исследовательской деятельности,
  • обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Работа  курса строится на принципах:  -  научности;

                                                                          -  доступности;

                                                                          -  опережающей сложности;

                                                                          -  вариативности;

                                                                          -  самоконтроля

Основные требования к уровню математической подготовки обучающихся:

В результате изучения данного курса обучающиеся

должны знать:

  • понятие параметра
  • прочно усвоить понятие модуль числа;
  • алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
  • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
  • свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
  • свойства функций в задачах с параметрами.

должны уметь:

  • уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
  • уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;
  • строить графики уравнений, содержащие модули;
  • уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
  • уметь решать неравенства с параметром;
  • находить корни квадратичной функции;
  • строить графики квадратичных функций;
  • исследовать квадратный трехчлен;
  • знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
  • применять рациональные приемы тождественных преобразований;
  • использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

Содержание обучения.

  • Решение задач с параметрами.

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

  • Решение задач с модулем.

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,

неравенств и систем, содержащих модули и параметры. 

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд     заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

    

Учебно-методический комплект

Элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами»

Математика. 11 класс  :  Элективный курс «Уравнения и неравенства с параметрами» в профильном классе/ авт.-сост. Е. А. Полякова.-М: ИЛЕКСА, 2012. – 96 с.

Наименование темы

Дата

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным

04.09

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным

11.09

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным

18.09

Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным,

в заданиях единого государственного экзамена.

25.09

Линейные неравенства  и неравенства, приводимые к линейным.

02.10

Линейные неравенства  и неравенства, приводимые к линейным.

09.10

Линейные неравенства  и неравенства, приводимые к линейным.

16.10

Линейные неравенства  и неравенства, приводимые к линейным, в заданиях единого государственного экзамена.

23.10

Квадратные  уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

06.11

Квадратные  уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

13.11

Квадратные  уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

20.11

Квадратные  уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

в заданиях единого государственного экзамена.

27.11

Квадратные неравенства.

04.12

Квадратные неравенства.

11.12

Квадратные неравенства.

18.12

Квадратные неравенства, в заданиях единого государственного экзамена.

25.12

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

15.01

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

15.01

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

22.01

Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами.

29.01

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

05.02

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

12.02

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

19.02

Задачи, связанные с исследованием корней квадратного трехчлена.

26.02

Системы уравнений.

05.03

Системы уравнений.

12.03

Системы уравнений.

19.03

Системы уравнений, в заданиях единого государственного экзамена.

02.04

Графические приемы при решении задач с параметрами

09.04

Графические приемы при решении задач с параметрами

16.04

Графические приемы при решении задач с параметрами

23.04

Применение производной при решении некоторых задач с параметрами

07.05

Применение производной при решении некоторых задач с параметрами

14.05

Применение производной при решении некоторых задач с параметрами

21.05

Решение задач с параметрами в заданиях единого государственного экзамена.

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...

Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...