Самоанализ урока "Шкалы и координаты"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Забродина Светлана Ивановна

Самоанализ урока "Шкалы и координаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_matem_5_kl_kosova_n.v.fgos_.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

мбоу цо №5

г.Тула

Самоанализ урока  математики в 5 Б классе  по ФГОС.

(Учитель математики высшей квалификационной категории

Забродина Светлпна Ивановна).

Тема урока: «Шкалы и координаты» (слайд №1)

Дата проведения урока: 16.10.2014

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий
Цель урока: знакомство учащихся с понятиями шкала, координатный луч и координата точка.

Формировать УУД:

Личностные : способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные : умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану ;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение
Познавательные:
умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные :
умения оформлять свои мысли в устной форме ;слушать и понимать речь других


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Научиться определять понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча; определять на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

Метапредметные:

Регулятивные :умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану ;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные :умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания(находить ответы на вопросы ,использую учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Коммуникативные :
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. осуществлять контроль ,коррекцию ,оценку своих действий и действий партнера.

Основные понятия: шкалы, деления шкалы, координатный луч ,координата точки

Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 5 класс (авторы Виленкин Н.Я,  Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.)

Этап урока

Деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Формирование метапредметных УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Организационный этап

Мотивация изучения темы

Вступительное слово учителя

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сообщение о теме урока«Шкалы и координаты»(слайд №1)

Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Математики учиться всегда пригодиться»? . (слайд №2)

Слушают учителя.

Высказывают свои мнения

Обучающиеся предлагают свои варианты  ответа и высказывают свои мнения

Выражают свои мнения в устной форме

2.Повторение

Устный счет

Сделаем разминку

(слайд №3)

Учащиеся учатся контролировать свои действия

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий

Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов

Осуществляют контроль

Оценивают одноклассников

3. Актуализация опорных знаний

Проблема

Каков рост каждого ученика? Кто ниже (выше) Тани? (слайд №4)

Учитель ставит проблему .А как найти рост Тани

Высказывают свои мнения .Выбирают альтернативные способы решения

Приводят примеры использования шкал на практике

Анализируют  и осмысливают, построение логической цепи рассуждений.

Анализируют условия данной задачи ,комментируют исходные и конечные данные

Учащиеся вспоминают, отвечают

Ребята рассматривают картинку на слайде .Находят общее между ростом ребят. (шкала роста)

Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности

Учатся внимательно слушать товарища и с уважением принимать его точку зрения

4.Первичное усвоение новых знаний

Работа с новыми понятиями

(слайд №5),  (слайд №6)

Выполнение устных заданий по картинкам.

Презентация (слайды №7-17)

Учатся основам самоорганизации своей деятельности

Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы.

Учатся внимательно слушать товарища и с уважением принимать его точку зрения

5. Первичное закрепление изученного

Выполнение упражнений из книги №108 №110

(слайд №18)

Учатся работать с учебником

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий

Высказывают свои мнения. принимают решения на основе переговоров с учителем

Возвращаются к мотивационной задаче

Ребята рассуждают предлагают ответы

Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Выражают свои мнения в устной форме

6. Изучение  и закрепление нового материала  по теме «Координатный луч»

Работа с новыми понятиями

Физкультминутка.

Слайды19-22

Выполнение упражнений из книги №118а),№119а)

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Учатся делать вывод из полученной информации на основе ранее полученных знаний

Учатся делать вывод из полученной информации на основе ранее полученных знаний

Ребята рассуждают , предлагают ответы

Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы.

Учащиеся вспоминают .отвечают

Учащиеся должны сделать перевод текста в математическую запись.

Учащиеся должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы.

Учащиеся должны записывать в символической форме координаты точек

Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Выражают свои мнения в устной форме

Оценивают одноклассников

Выражают свои мнения в устной форме

Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

7.Выроботка умения применять новые знания, формирования УУД

Самостоятельная работа

Самостоятельно анализируют пути решения задания. Реализуют пути достижения целей урока.

Принимают решения в проблемной ситуации

Возвращаются к определениям изученных понятий

Выражают свои мнения в письменной форме

8. Рефлексия деятельности.

Ребята, оцените свою работу на уроке, поставив отметку в листе где  вы выполняли самостоятельную работу в верхний круг

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке

9.Информация о домашнем задании

(слайд 23)

Ученики записывают задания в дневник

Учатся работать с книгой

10.Итог урока

Выставление оценок

Умение подвести итог изученного материала

Возвращаются к определениям изученных понятий

Выражают свои мнения в устной форме

Оценивают одноклассников

Общие сведения :Урок математики проведен в 5б классе на тему: «Шкалы и координаты». По программе на изучение  этой темы отведено  3 часа .Данный урок был проведен вторым.

Класс организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало 25 из 25 человек. Из них 63 %  с достаточным уровнем учебной мотивации, 20%  - с высоким, 17% - с низким.

Тип и структура урока:

Тип урока: комбинированный (урок  получения новых знаний по теме «Шкалы и координаты», диагностики знаний, умений и навыков)

Для достижения  целей весь материал был представлен в виде презентации с набором задач для объяснения и закрепления. И историческая справка об ученом , именем которого названа единица измерения температуры И  в конце доказали свои знания в  проверочной работе .

Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе  и они должны быть усвоены каждым учеником.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

1.Организационный этап. Мотивация изучения темы

2.Повторение. Устный счет

3. Актуализация опорных знаний. Проблема

4.Первичное усвоение новых знаний. Работа с новыми понятиями

5. Первичное закрепление изученного

6. Изучение  и закрепление нового материала  по теме «Координатный луч». Работа с новыми понятиями. Физкультминутка.

7.Выроботка умения применять новые знания, формирования УУД

8. Рефлексия деятельности.

9.Информация о домашнем задании

10.Итог урока

Все структурные элементы урока были выдержаны.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;

     На втором этапе устный счет позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.

На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся

На четвертом ,пятом и шестом  этапах обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением  презентации, у  обучающихся возникло желание  мыслить ,развивать внимание. Даже самые пассивные из учащихся включились в урок с огромным желанием .Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.

В процессе урока примеры и задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала .Физкультминутка дала возможность отдохнуть .

На седьмом и восьмых этапах  обучающиеся смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока, а также выработали умения  применять новые знания ,а также  были сформированы УУД

Этап самостоятельной работы показал, что каждый ребенок  смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение .Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что программный материал им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки Результат самостоятельной работы:«5»-9, «4»-11, «3»-5.Качество знаний 80 %

      На этапе итога урока  обучающие которые активно участвовали в работе урока получили высокую оценку оценили .И это стимулировало их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.

 Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.

Методы обучения

соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные  (рассказ, эвристическая беседа);

- наглядные  (демонстрация);

- практические (решение заданий)

по уровню самостоятельности учащихся:

репродуктивные, проблемно – поисковые

по аспекту мышления:

продуктивные ( самостоятельное решение заданий),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла  задания из жизни подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей .Домашнее задание было объяснено.Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся   повторили и обобщили основные знания по теме «Натуральные числа» , изучили ,закрепили и провели контроль по новой теме. Были отработаны умения вычислять  устно. Получили знания по истории математики , умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникативной технологии. Презентация к уроку. Результативность урока хорошо прослеживалась и  на этапе рефлексии. Дети смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.

Недостатком  проведения урока, считаю:

- надо было больше включить заданий по теме «Единицы измерения веса». Так как именно в этом задании у обучающихся были допущены ошибки;

Положительно оцениваю то, что:

- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока -80%

- каждый за урок получил оценку.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.

понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора....

Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.

понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора...

Открытый урок “ Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка”

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...

Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка

Цель урока: познакомить с понятиями декартовой системы координат, декартовых координат....

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...