Деление с остатком, 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Филатова Елена Владимировна

Конспект урока по математике в 5 классе на тему : "Деление с остатком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс, деление с остатком31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Филатова Елена Владимировна            

Тема урока

Деление с остатком

Предмет

Математика

Класс

5 А

Тип урока

Урок  - открытие нового знания

УМК

 Математика. 6 класс, авторы И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович (М.: Мнемозина, 2014) и учебно-методического комплекта к нему. 

Цель урока

Цель: Повторить деление с остатком; учить выполнять деление с остатком; формулировать правило деления натуральных чисел с остатком; правильно употреблять в речи термины «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток»; выполнять проверку правильности выполнения деления с остатком; находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком.

Задачи урока

Регулятивные УУД: 

1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;

2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД: 

1). находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

2).  давать определение понятиям;

3). структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.

Коммуникативные УУД: 

1). использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

2). формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные УУД:

1) Уважение к личности и ее достоинству,

2) доброжелательное отношение к окружающим

3) устойчивый познавательный интерес

4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                

2. Индивидуальная.                    

3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.


Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приемы, УУД

Соответствие структуры и хода урока ФГОС

1.Организационный момент.

(2 мин.)

Активизация учащихся

Обеспечить мотивацию, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Личностные:

Мобилизация внимания,

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

(6 -7 мин)

Повторить компоненты деления, деления с остатком.

Активизировать мыслительные операции.

Слайд №1.Устная работа.

Продолжите фразу:

  1. Действие деление определяют с помощью …(умножения).
  2. Чтобы 42:6 нужно….(найти такое число, которое при умножении даст нам 42).
  3. В равенстве а:в_с, числа а,в,с называются…(делимое, делитель, частное)
  4. Перечислите свойства деления..

Ребята, вам предлагается  выявить соотношение компонентов и предложенных арифметических действий.

множитель

+

делитель

-

слагаемое

×

вычитаемое

:

частное

+

сумма

×

произведение

-

уменьшаемое

:

Нас интересует сегодня действие деление. Объясните смысл делимого, делителя, частного.

Слайд №2. Устная работа.

56:8;  72:9;  26:13;  29:9;

99:11;  67:7;  49:5;  70:35.

Ребята, данные числовые выражения сгруппируйте по каким либо признакам.

Тема  урока «Деление с остатком»

Как называется компонент, которого нет в обычном делении?

Как называется результат деления при делении с остатком?

Какие остатки могут получиться при делении на 7,  9,  12?

Устанавливают соответствие- перетягивают компоненты к соответствующим арифметическим действиям, комментируют.

Работают в парах.

Проговаривают друг другу смысл компонентов при делении.

Формируют две группы: деление нацело и деление с остатком.

Записывают дату и тему в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Умение высказывать свое предположение

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

Формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии.

3.Целеполагание, создание проблемной ситуации

(5 мин)

Научится выполнять проверку в уравнениях, где используется деление с остатком.

Работа в группе (по 4 человека 8 групп).

Приложение №1

Решить уравнения и выполнить проверку – заготовить карточки.

Карточка №1и №5

1.15×х =45

2.12×а =38

Карточка №2и №6

1.14×х =56

2.11×а =79

Карточка №3и №7

1.12×х =60

2.13×а =55

Карточка №4и №8

1.12×х =60

2.13×а =55

Все ли у вас получилось?

Вы умеете выполнять проверку при делении нацело.

Можно ли выполнить проверку во втором уравнении?

Подумайте, как сделать проверку в случае деления с остатком.  

Решают уравнения в группах с проверкой, приходят к выводу что

 проверку во втором уравнении не знаем,  как выполнить или как записать. Известный способ не подходит.

Формулируют цель.

 

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Умение высказывать свое предположение

Умение принимать решение в проблемной ситуации.

Умение формулировать цель деятельности  

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

Формулировать собственное мнение, аргументировать его.

4.Формулировка проблемы,  постановка учебной задачи

(8 мин)

Первичное ознакомление, отработка и осознание теоретической модели, стандартных логарифмов.

Какая связь между делимым и делителем, неполным частным и остатком?

Введем буквенное обозначение, где

а – делимое,

b – делитель,  

n – неполное частное?

r – остаток

В группах ищут пути решения.

По одному представителю от группы выходят к доске и показывают свои предложения.

12×а =38

а= 38:12

а=3 (ост.2)

Проверка

12×3 (ост2) =38

12×3+2=38

Переходят к математической модели

а= b× n +r

Регулятивные:

Целеполагание, включая постановку новых целей.

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные:

Проводят наблюдения, создают математическую модель в буквенном виде.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Первичное усвоение новых знаний

(5 мин.)

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Отработка математической модели а= b× n +r

Читаем задание №285. Какова цель данного задания?

Задание читает учитель

Найдите делимое, если

а) делитель равен 8, неполное частное -7 и остаток -3.

б)делитель равен 12, неполное частное -6, остаток 2.

Озвучивают цель и устно определяют делитель и неполное частное.

Учащиеся внимательно слушают и определяют делимое с комментариями.

Познавательные:

Объясняют связи и отношения.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные:

Слушать и слышать собеседника.

6.Первичное закрепление и контроль

(8 мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление  знаний.

Теперь посмотрим, как применяются новые знания при решении  задач.

Выполняем №287.

Знакомятся с текстом задачи самостоятельно. Планируют решение задачи. Записывают решение в тетради.  Проводится  контроль (самоконтроль, взаимоконтроль в парах).

Проверяем все вместе  работу любого ученика с документ камерой, с коллективным анализом предложенного решения.

Регулятивные:

Самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

(2 мин.)

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

§18прочитать понятия выделенные курсивом и жирным шрифтом.

№283  №288

Записывают в дневник, знакомятся с заданиями, задают вопросы.

Личностные:

Мобилизация внимания,

волевая саморегуляция.

8. Рефлексия деятельности

(3 мин)

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Анализируют свою деятельность. Осуществляют самооценку.

Сегодня я на уроке:

Узнал…

Научился…

Разобрался…

Не понял…

Регулятивные:

Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Личностные:

Уметь осознавать свою успешность или неуспешноть на данном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

Контрольная работа по математике 3 класс « Школа 21 века» По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»

Контрольная работа по математике  3 класс « Школа 21 века»По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»...

Урок в 5 классе по теме "Деление с остатком"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Деление с остатком", второй в теме....

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...

к уроку математики в 5 классе по теме: "Деление с остатком"

Презентация к уроку математики в 5классе по теме: "Деление с отсатком" по учебнику Н.Я. Виленкина, урок изучения нового материала...

Контрольная работа "Деление и деление с остатком"

Контрольная работа "Деление и деление с остатком". Учебник: Виленкин Н. Я....

Математика 6 класс. Деление с остатком. Когда может пригодиться деление с остатком.

Математические знания полученные в школе применимы в жизни. Примеры практических задач и их решение. О роли в жизни человека темы "Деление с остатком"Геометрия 8 класс....