СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Пушкарева Ирина Алексеевна

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока  математики в 6 классе.

Учитель: Коренец И.А.

Тема: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Тип: урок первичного предъявления новых знаний.

Вид: проблемный диалог

Цель: сформулировать правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными  знаменателями, научиться их применять.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):
  • построить алгоритм сложение и вычитания дробей с разными знаменателями;
  • тренировать способность к его практическому использованию.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД)
  • умение обрабатывать информацию;  
  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ожидаемый результат:

  • умение сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Мотивация: решение проблемных вопросов: «Как сравнить, сложить, вычесть дроби с разными знаменателями?»

Средства: презентация, раздаточный материал для учащихся

Этапы урока:

  1. Организационный.
  2. Устная работа.
  3. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание, формулировка целей урока через учащихся.
  4. Введение новых знаний:
  • устная работа с карточками (с последующим выводом правила );
  • решение  «проблемной» задачи.
  1. Динамическая пауза.
  2. Первичное закрепление материала:
  • самостоятельная  работа с последующей взаимопроверкой по эталону;
  • работа с учебником.
  1. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.
  2. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:

  +   

                         

 -  

 +

 -

 +

 -

  +

 -  

 +

 -

 +

 -

  +

 -  

 +

 -

 +

 -

  +

 -  

 +

 -

 +

 -

  + =  +   =

                         

 -   = -  = =

 +  = +  =

 -  =  -  =

 +  = +  =

 -  =  -  =

  + =  +   =

                         

 -   = -  = =

 +  = +  =

 -  =  -  =

 +  = +  =

 -  =  -  =

  + =  +   =

                         

 -   = -  = =

 +  = +  =

 -  =  -  =

 +  = +  =

 -  =  -  =

  + =  +   =

                         

 -   = -  = =

 +  = +  =

 -  =  -  =

 +  = +  =

 -  =  -  =



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

ФИО учителя.

Коренец Ирина Алексеевна

Место работы.

МБОУ СШ №21 г.Волгодонска

Должность.

Учитель математики

Предмет.

Математика

Класс.

6

Тема и номер урока в теме.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (первый урок из пяти по данной теме).

Базовый учебник.

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2013

Цель  урока.

Сформулировать правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными  знаменателями и научиться их применять.

Задачи.

  • Образовательные (формирование познавательных УУД):
  • построить алгоритм сложение и вычитания дробей с разными знаменателями;
  • тренировать способность к его практическому использованию.
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД)
  • умение обрабатывать информацию;  
  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • выводят  правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга.

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point., магнитная доска.

14.Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

-самоопределение, и смыслообразование;

-умение приводить примеры;

-находчивость и активность при решении задач;

-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающей жизни;

-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математической проблемы;

-продолжить работу с обыкновенными дробями;

-умение работать с математическим текстом;

-грамотно использовать математическую терминологию  и символику.

  1. Структура и ход урока.

Этап урока

Исполь-зование ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятив-ные

Коммуника-тивные

Личност-

ные

1

Организа-ционный момент

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

Проверяют свою готовность к уроку

2

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализа-ция знаний

Презентация

Слайд 2-6

Вступительное слово учителя. Повторение действий сложения, вычитания и сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, приведение дроби к новому знаменателю и др. Работа с теоретическими карточками у доски

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

10

Поиск и выделение необходимой информации осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Изучение нового материала

Презентация

Слайд 7-9

Вместе с учениками определяет тему урока и цель урока.  Направляет деятельность учащихся на достижение цели, вывод  правила

Формулируют тему урока, цели. Решают предложенные задачи, делают соответствующие выводы.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

4

Первич-ное осмысле-ние и закрепле-ние знаний.

Презентация

Слайд 10

Комментирует,   направляет работу учащихся

В тетрадях выполняют задания, предложенные учителем

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межличностных отношениях

5

Динамическая пауза

Слайд 11

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

6

Закрепление изученного на  уроке, решение задач

Выступает в роли ведущего

Выполняют самостоятельную работу. После выполнения задания выполняют взаимную проверку по эталону.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Слайд 12-13

Возвращает учащихся к цели урока, задает вопросы

Оценивают свою работу на уроке

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

нравственно-этическая ориентация

8.

Домашнее задание

Слайд 14

Задает  домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к  урок.

-Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Учащиеся готовы к началу работы.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

Начнем наш урок с устной работы.

Отвечают на вопросы (карточки на магнитной доске).

-Вспомним, что мы уже знаем и умеем. (работа с карточками на доске и слайды презентации 2-4)

Отвечают на вопросы.

На последний вопрос затрудняются дать ответ.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-О сравнении, сложении и вычитании дробей с разными знаменателями.

-Значит, какая у нас сегодня тема урока?

-Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

-Открываем тетради, записываем число и тему урока

( слайд 5)

-Какую цель сегодня на урок мы можем себе поставить?

-Узнать, как сравнивают, складывают и вычитают дроби с разными знаменателями.

-Что для этого надо знать? (слайд 6)

-Узнать правило.

III. Изучение нового материала

-Вернемся к карточкам на доске, выберем те из них, которые нам понадобятся для правила.

Выбирают нужные карточки

- Теперь давайте попробуем расположить их в нужном порядке.

Располагают в нужном порядке

-Вернемся к задаче и посмотрим, получится ли у нас ее решить, используя нашу «схему». (слайд 7-8)

Решают задачу

-Итак, попробуем сформулировать правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями? (слайд 9)

Формулируют правило(несколько человек)

IV.  Первичное осмысление и закрепление знаний.

=

 (слайд 10)

Учащиеся, используя правило, решают примеры, проговаривая каждый шаг.

V. Динамическая пауза 

 На счет «5» возвращаемся к работе. (1,2,7,1/2,3,4,9,5/7)

Учащиеся отдыхают

VI.  Решение задач

    Задание на внимание.

-Найдите сумму и разность дробей, которые я сейчас назвала.

-Какая дробь получилась в сумме?

-Что можно сделать?

 

-Что необходимо знать, чтобы найти разность?

-Еще раз повторяем правило!

Проговаривают правило

-Посмотрим, как вы усвоили материал.

Самостоятельная работа (по карточкам)

-Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте по эталону (конверты), оцените.

Решают самостоятельную работу

Проверяют и оценивают работу соседа

-Еще раз формулируем правило и решаем примеры

Формулируют правило

- Откройте учебник на странице 52.

-Выполним задания №319(а,б,ж,з)

 Решают задания из учебника.

VII. Этап оценивания знаний учащихся  

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним еще раз цель нашего урока.

-Достигли ли мы этой цели?

-Что мы сегодня научились делать, что узнали?

(слайд 12)

Формулируют цель урока, отвечают на поставленные вопросы.

VIII. Подведение итогов урока 

-Улучшилось ли ваше настроение после этого урока?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- На какие задание вы бы хотели обратить внимание на следующих уроках?

 - Спасибо вам за вашу активную деятельность. Вы просто молодцы!

-А теперь оцените себя сами, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока ( слайд 13)

Рисуют в тетради квадрат соответствующего цвета.

IX.  Информирования учащихся о домашнем задании  (слайд14)

- Сегодня мы узнали, как складывать, вычитать и сравнивать дроби с разными знаменателями. На следующем уроке  мы продолжим эту тему, но цель у нас уже будет другая.

-Дома прочитайте    п.11   и решите предложенные №.    

-А еще я предлагаю вам творческое задание.

Обратите внимание, что домашнее задание можно взять не обязательно по тому цвету, который вы выбрали, если хотите получить «4» или «5», можете взять соответствующее задание.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  • Синий: П.11    № 359 (1 строчка), № 360 (1 строчка)        
  •  Зеленый: П.11    № 359, № 360 (1 и 2 строчка)
  •   Красный: П.11    № 359,№360      
  •    Составить задачу на сравнение,  сложение и вычитание дробей с    разными знаменателями.  (на отдельном листе)

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

Делимость чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей. Тематический зачет в 6 классе.

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, математика6Цель: обобщить знания учащихся по теме: "Делимость чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей", установить нет ли пробелов...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....