Урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

ШиловаЛюбовьЮрьевна

Обобщающий урок-игра по теме "путешествие по стрвне обыкновенных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_5_klass_.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей

 с одинаковыми знаменателями» 5 класс

Цели урока:

Образовательная:

  • Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
  • Повторение основных понятий по теме, закрепление навыков выполнения сложение, вычитание дробных чисел

Воспитательная:

  • Воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, дисциплины.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, математических навыков вычисления;
  • Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Вид урока: урок-игра «Путешествие по стране дробных чисел»

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудования: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, заготовки-фигуры, ножницы, клей.

Структура урока:

  1. Вводная часть (2 мин)

Организационная начала урока

  1. Основная часть (40мин)
  • Целеполагание и мотивация
  • Актуализация опорных знаний и умений
  • Применение знаний при решении задач
  1. Заключительная часть  (3 мин)

Подведение итога урока, рефлексия

Сообщение домашнего задания

Ход урока:

Организационный момент: (Слайд 1)

Учитель:  Здравствуйте ребята! Новый день новый урок мы начинаем с улыбки, улыбнулись, улыбнулись и подарили улыбки мне и друг другу.  Настройтесь на урок. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок со словами «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!». Открываем тетради и записываем дату.

Ребята, скажите, что у меня в руках?  (апельсин)

Что вы можете про него сказать? (ответы из класса) Как вы думаете, на сколько долей мы можем разделить один апельсин? Можем ли мы поделить один апельсин на весь класс? А из чего состоит апельсин? Как? (Разделить апельсин на доли). И сегодня на уроке мы повторим  доли и дроби, и действия с дробями.

Основная часть:   И наше первое задание называется «Полоски» (Слайд 2)

Задание 1: «Полоски» «Все обо всем» состоит из  вопросов, если ученик знает ответ, поднимает свой жезл-полоску. За каждый правильный ответ вы набираете жетон приклеиваете полоску. (Слайд 3-10)

  1. Что такое дробь? (это одна или несколько долей, записанных с помощью двух чисел, разделенных чертой) (Слайд )
  2. Как называется число, стоящее над дробной чертой?

(Число, стоящее в дроби над чертой называется числитель) (Слайд 3)

  1. Как называется число, стоящее под чертой?

(Число, стоящее в дроби под чертой называется знаменатель) (Слайд 4)

  1. Что показывает знаменатель? (на сколько равных частей или на сколько долей делят целое) (Слайд 15)
  2. Что показывает числитель? (сколько таких частей или долей взято) (Слайд6 )
  3. Какая дробь называется неправильной?

(Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю) (Слайд 7)

  1. Какая дробь называется правильной?

(Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя) (Слайд 8)

  1. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

(При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.) (Слайд 9)

  1. Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

(При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же). (Слайд 10)

На что оно похоже? (варианты учащихся). Похож на рельсы поезда (железнодорожный путь). Железная дорога у нас есть, чего не хватает? (самого поезда) (Слайд 11)

Итак, строим наш поезд. (Слайд 12-15)

Задание 2  «Дольки - фигурки»(Для более слабых учащихся)

Сильные выполняют сам раб. на листочках.

На парте перед вами лежат разноцветные фигуры, ножницы, линейка, карандаш и задание:

  1. Синий квадрат разделите на две доли и возьмите половину – это будет носовая часть паровоза
  2. Большой красный квадрат разделите на 4 доли и возьмите 2 доли – кабина паровоза
  3. Возьмите 3 целых зеленых круга – колеса паровоза
  4. Из синего прямоугольника возьмите четверть – окно кабины
  5. Зеленый прямоугольник разделите на 3 доли и возьмите треть – дымовая труба
  6. Красный квадрат разделите на четыре доли в виде треугольников и возьмите четверть – путеочиститель
  7. Из желтого круга с радиусом 2 см возьмите половину - фара
  8. Из красного круга с радиусом 1 см возьмите ½ часть – паровой колпак..

Вот такой у вас получился паровоз.  (Паровоз – это голова поезда. Поезд — в современном понятии это сформированный и сцепленный состав, состоящий из нескольких вагонов.)

Для чего он нужен? (мнения учащихся). (Можно ехать на них на путешествие).

Что мы повторили, вырезая фигуры, выполняя задания (Доли, дроби).

Вот именно, мы поедем на путешествие по стране дробных чисел на поезде. Ребята, что мы с вами возьмем в путешествие? Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся знания по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Физминутка.

Мы считали и устали

Дружно все тихонько встали

Ручками похлопали раз, два, три

Ножками потопали раз, два, три

Сели встали, встали сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем

Чтобы путешествовать на поезде нужны выгоны. Где же возмём  вагоны? (Слайд 16).

Задание 3:Пока более слабые учащиеся выполняют задания c доски у доски,  более подготовленные решают задание на карточке) 

Сейчас на экране появятся разноцветные вагоны. В каждом вагоне правильный ответ на ваше задание. Найдя его, вы приклеиваете его, формируя состав поезда

(Слайд 17-19)

Задание 4:  

 (более сильным ученикам) выполняют потом на доске, все записывают в тетради. И приклеивают вагоны.

  1.   Ответ:                    Решите уравнение:          Ответ:

Задача:     В общем вагоне 81 сидячих мест, причём  из них занято. Сколько мест в вагоне свободно? Ответ: 36 мест

Итак, на этом наша путешествие останавливается. Давайте посмотрим  какой у нас получился поезд! И последнее, что осталось сделать - это прокатиться на этом поезде.

Подведем итог урока при помощи смайликов. Рефлексия: Сейчас я попрошу каждого из вас выбрать по смайлику это не простые смайлики, они говорят о вашем настроении после урока. (Каждый ученик выбирает смайлик по своему настроению). (Слайд 23)

Наше знакомство - путешествие в страну дробных чисел только началась,  давайте ребята наклейте свои смайлики в свои поезда и в добрый путь в страну дробных чисел.

Оценки за урок.

Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами. (Слайд 24)

Урок окончен! Спасибо за урок ребята! (Слайд 25)

Домашнее задание 

                Решите уравнение:      

В два вагона погрузили 112 тонн зерна. В первый вагон погрузили   часть всего зерна. Сколько тонн зерна погрузили во второй вагон?

Квадрат  разделить части тремя способами и  Сделать цветную аппликацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

 Цель урока: научить детей вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, отрабатывать вычислительные навыки; развивать познавательную активность, умение обобщать, делать  выводы....

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....