«Счёт на слух до 5. Понятия «больше/меньше на…». Геометрическая фигура – треугольник».
методическая разработка по математике

Занятие в академии развития «Маленький гений» или урок в адаптационный период в начальной школе

Класс: подготовительная группа (6-7 лет) или 1 класс (7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saveleva_o.v._stsenariy.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: 

Савельева Ольга Владимировна, заведующая методическим отделом

Занятие в академии развития «Маленький гений» или урок в адаптационный период в начальной школе

Класс: подготовительная группа (6-7 лет) или 1 класс (7 лет)

Тема: «Счёт на слух до 5. Понятия «больше/меньше на…». Геометрическая фигура – треугольник».

Тип занятия: занятие-игротека

Вид занятия: комбинированное

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение считать до 5 предметы, расположенные вряд и по кругу. Учить считать на слух до 5.
  • Познакомить с понятиями «больше на …», «меньше на …».
  • Совершенствовать знания о геометрической фигуре треугольник.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, логическое и образное мышление.
  • Активизировать познавательную деятельность воспитанников, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через дифференцированную работу.

Воспитательные:

  • Прививать культуру учебного труда.
  • Формировать умения работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослым, так и со сверстниками.
  • способствовать созданию положительного настроя на занятии

Время реализации занятия: 30 (45 минут)

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; компьютеры по количеству детей; схематические изображения основных фрагментов, геометрические фигуры на каждого ребенка, карандаши, индивидуальные листы для занятий, счётные палочки.

Используемые интернет-ресурсы:

Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

  1. Сравнение групп предметов по количеству: отношения «меньше» («Ключи и замки») - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6dc-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf
  2. Сравнение групп предметов («Рамочки для портретов котят») - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6d2-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf
  3. Сравнение набора предметов по количеству с помощью чисел («Цветы в вазе») - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6ce-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

Авторский медиапродукт: презентация из 14 слайдов (среда PowerPoint)

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (14 слайдов).
  3. Технологический сценарий медиапродукта, используемого для реализации педагогических целей: 

Структура медиапродукта для педагога: последовательность кадров презентации в структуре занятия.

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

(в мин.)

№ слайда

1.

Организация группы воспитанников

0,5

№ 1

2.

Вступительное слово педагога. Создание игровой ситуации.

1,5

№ 2

3.

Повторение пройденного ранее материала: Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Задание «Дорисуй дома и окна»

Игры «Ключи и замки» (ЦОР) [2],

«Рамочки для портретов котят» (ЦОР) [3]

10 (15)

№ 3- 6

4.

Знакомство с новым материалом:

Задание «Что похоже на треугольник»

Электронная физминутка

10

№ 7-10

5.

Обобщение и пропедевтическая работа

5 (10)

№ 11

6.

Рефлексия. Подведение итогов с опросом  детей по содержанию занятия.

3

№ 12

Вернисаж «Сделай сам»

№ 13

Использованные источники

№ 14

Содержание кадров:

СЛАЙД 1. Титульный лист. Название темы.

СЛАЙД 2. Создание игровой ситуации. Словарная работа (баранки)

СЛАЙД 3. Задание «Сколько нужно купить баранок?»

СЛАЙД 4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

СЛАЙД 5. Необычные дома на городской улице

СЛАЙД 6. Дорисуй дома и окна

СЛАЙД 7. Треугольник (звуковое сопровождение слайда)

СЛАЙД 8. Задание «Что похоже на треугольник?» (звуковое сопровождение слайда)

СЛАЙД 9. Электронная физминутка

СЛАЙД 10. Волшебный цветок

СЛАЙД 11. Задание «Дорисуй вазу»

СЛАЙД 12. До новых встреч!

СЛАЙД 13. Сделай сам

СЛАЙД 14. Источники информации

Схема взаимосвязи кадров презентации:

В презентации использованы материалы педагогов:

  • Пальчиковая гимнастика - http://moyaradost.ru/6084-palchikovaja-gimnastika-dlja-razvitija.html 
  • Физминутка – автор: Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасский район, Нижегородская область

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (так как работаем по авторской программе, то в изданных учебных пособиях для дошкольников иллюстративный материал не соответствует содержанию данного занятия)
  2. Повышение эффективности занятия за счёт одновременного изложения педагогом учебного материала и демонстрации необходимых объектов, предметов на слайде. Таким образом, одномоментно задействованы зрительные и слуховые анализаторы восприятия информации.
  3. Учёт возрастных особенностей дошкольников: неустойчивость внимания, частая смена видов действия и объектов для изучения и т.д.
  4. Стимулирование деятельностной активности обучающихся. 
  5. Привнесение в занятие элемента соревновательности.
  6. Формирование информационной культуры обучающихся.
  7. Создание необходимого эмоционального фона.
  8. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  9. Уменьшение времени подачи материала

Технологии и методы:

информационные, иллюстративные, групповые


Карта занятия:

Комментарий хода занятия

Время

(мин)

слайдов

Развитие личностных качеств и

  психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организация группы воспитанников

0,5

№ 1

Внимание

Дисциплина

Правила поведения на занятии

Вступительное слово педагога. Создание игровой ситуации.

1,5

№ 2

Восприимчивость к новому

Внимание

Память

Правильность речи

Способность выделять множество причинно-следственных факторов

Внутренняя дисциплина

Аккуратность

Повторение пройденного ранее материала:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Задание «Дорисуй дома и окна»

Игры «Ключи и замки» (ЦОР) [2],

«Рамочки для портретов котят» (ЦОР) [3]

10 (15)

№ 3- 6

Самостоятельность

Аналитичность

Память (тактильная, слуховая, зрительная)

Аккуратность

Культура эмоций

Активность

Коммуникативная культура

Аргументированность

Точность, уместность, выразительность речи

Умение слушать и слышать

Знакомство с новым материалом:

Задание «Что похоже на треугольник»

Электронная физминутка

10

№ 7-10

Восприимчивость к новому

Внимание

Память

Мышление

Активность

Глубина рассуждений

Аргументированность

Системность

Аналитичность

Точность, уместность, выразительность речи

Обобщение и пропедевтическая работа

5 (10)

№ 11

Память

Мышление Точность

Уместность

Логичность

Системность

Аналитичность

Точность, уместность, выразительность речи

Умение слушать и слышать

Рефлексия. Подведение итогов с опросом детей по содержанию занятия.

3

№ 12

Память

Рефлексивность


План занятия

Структурные элементы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Время

1

Организация группы воспитанников

Проверка готовности к занятию.

Положительный настрой на занятие

Мотивированность на активную продуктивную деятельность

0,5

2

Вступительное слово педагога. Создание игровой ситуации.

Включение воспитанников в игровую деятельность.

Мотивация воспитанников на активную продуктивную деятельность.

Словарная работа

Активизация деятельности.

Расширение кругозора

1,5

3

Повторение пройденного ранее материала:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Задание «Дорисуй дома и окна»

Игры «Ключи и замки» (ЦОР) [2],

«Рамочки для портретов котят» (ЦОР) [3]

Подготовка воспитанников к получению новой информации

Систематизация информации до изучения нового материала.

Пальчиковая гимнастика

Развитие умения слушать и слышать

10 (15)

4

Знакомство с новым материалом:

Задание «Что похоже на треугольник»

Электронная физминутка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Осмысление новой информации детьми.

Динамическая пауза

10

5

Обобщение и пропедевтическая работа

Осуществление обобщения полученных знаний.

Проведение пропедевтической работы для следующего занятия

Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

5 (10)

6

Рефлексия. Подведение итогов с опросом детей по содержанию занятия.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Частичный контроль, осуществляемый в ходе беседы по итогу занятия

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

3

Методическая разработка занятия

(СЛАЙД 1. Тема занятия)

  1. Организация группы. Создание игровой ситуации

(СЛАЙД 2) В одном далёком маленьком городе жила-была девочка. Её звали Женя. Давайте с ней познакомимся и раскрасим её.

(Работа в индивидуальных листах)

Однажды мама отправила её в магазин за баранками…

(Словарная работа. Баранка — булочное изделие в виде небольшого кольца из заварного теста.)…

2. Повторение.

(СЛАЙД 3) И велела купить всем членам семьи по баранке. Какую связку с баранками нужно купить Жене? (Связку, на которой 5 баранок) Почему? (В семье Жени 5 человек. Если каждому купить по 1 баранке, то получится всего 5 баранок)

- Помогите Жене. Возьмите жёлтый карандаш и раскрасьте ту связку баранок, которую ей нужно купить. Напомните, сколько баранок должно быть на этой связке? (5)

(Работа в индивидуальных листах (Приложение))

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (СЛАЙД 4)

(Методические рекомендации. Гимнастика для пальцев выполняется в течение занятия по мере необходимости)

- Покажите, какую связку с баранками раскрасили. (Связку, на которой 5 баранок) Почему? (В семье Жени 5 человек. Если каждому купить по 1 баранке, то получится всего 5 баранок)

- Что можно сказать о количестве членов семьи Жени и количестве баранок? (Их одинаково, поровну, столько же)

- Женя шла по улице. (СЛАЙД 5) Кругом было много домов, но они были какие-то странные.

- Что необычного увидела Женя? (В домах нет окон)

- Сколько домов? (5)

- Как узнали? (Посчитали)

- Напомните правила счёта (Считать все предметы не пропуская и не называя один и тот же предмет дважды)

- Сколько домов на правой стороне улицы? (3) А на левой? (2)

- На какой стороне улицы домов больше? (На правой) Почему? (На ней 3 дома, а на левой – 2. 3 больше, чем 2, так как при счёте 3 называем позже, чем 2)

- На сколько домов на правой стороне улицы больше, чем на левой? (На 1)

Задание «Дорисуй дома и окна» (СЛАЙД 6)

- Посмотрите на ваших листочках столько же домов? (Нет, их меньше) 

- На сколько меньше? (В каждом ряду на 1)

- Какой формы дома? (Квадратной и круглой)

- Дорисуйте дома так, чтобы их стало столько же, сколько на улице, где живёт Женя. Сколько должно быть у вас домов? (5) Почему? (Потому что на улице, где живёт Женя 5 домов)

(Работа в индивидуальных листах)

(Методические рекомендации. Можно данный вид работы заменить работой со счётными палочками: построить недостающие дома)

- Сколько окон должно быть в каждом доме? (В каждом доме должно быть по 1 окну)

- Какой формы окна? (В квадратных домиках окна квадратные, в круглых - круглые)

- Нарисуйте в каждом доме по 1 окну.

(Работа в индивидуальных листах)

- Что можно сказать про количество окон и количество домов? Их одинаково, поровну, столько же)

Игры «Ключи и замки» (ЦОР) [1],

«Рамочки для портретов котят» (ЦОР) [2]

Цель. Сравнение групп предметов по количеству.

(Методические рекомендации. Если в образовательном учреждении имеется необходимая компьютерная база, то данные цифровые образовательные ресурсы можно включить в содержание занятия. Это способствует повышению интереса к материалу занятия, деятельностной активности воспитанников. Работу можно проводить как в парах (2 ребёнка за 1 компьютером), так и индивидуально(1 ребёнок за компьютером). Можно предложить работать всей группой: считать, обсуждать полученный результат, а 1 ребёнку, правильно давшему ответ, дать возможность поработать на компьютере. Это привнесёт в занятие элемент соревновательности. В зависимости от возраста детей (дошкольники или младшие школьники) продолжительность выполнения задания необходимо регулировать)

3. Знакомство с новым материалом.

- Что общего, одинакового у всех домов? (У всех домов одинаковые крыши)

- Какой они формы? (Треугольной)

- (СЛАЙД 7) Почему эту фигуру называют треугольником? (Потому что у неё 3 угла, 3 вершины и 3 стороны)

- (СЛАЙД 8) Посмотрите на слайд, что похоже на треугольник? (Треугольные парус, крыша, самолётик, флажок)

ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 10)

Цель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии

(Методическое пояснение. Если нет возможности продемонстрировать электронную физминутку, можно провести динамическую паузу, используя рифмовку)

Женя шла, шла, шла (шаги на месте)

И цветок нашла (наклон, имитация срывания цветка)

1-2-3-4-5 (наклоны – «рвём» цветы)

Соберу букет опять! (руки вверх – «показываем» большой букет)

- У каждого из вас схема. Определите по этой схеме дорогу к цветку.

(Работа в индивидуальных листах)

- Все справились с заданием, и дорожка привела нас к цветку.

- Посмотрите, какой волшебный цветок нашла Женя из … (Дети подсказывают) треугольников (СЛАЙД 11)

- Этот цветок называется пятицветик. Как вы думаете почему? (У него 5 лепестков разного цвета) 

(Закрепляем навык прямого и обратного счета по кругу).

(Методические рекомендации. Педагог намеренно допускает ошибки при счёте: считает дважды один и тот же предмет, пропускает какой-либо предмет. Дети должны заметить ошибки, исправить и объяснить правила счёта)

- Сколько листиков? (2)

- Чего больше: лепестков или листиков? (Лепестков) Почему? (Лепестков 5, а листиков 2. 5 больше, чем 2, потому что 5 называем при счёте позже, чем 2)

- Лепестки все разноцветные. Возьмите цветные карандаши и заштрихуйте лепестки так, чтобы не было двух одинаковых.

(Работа с индивидуальными листами)

(Методическое пояснение. В зависимости от уровня подготовленности группы в этом задании можно выполнять штриховку под руководством педагога, а можно предоставить свободу выбора детям, либо предложить раскрасить лепестки в разные цвета)

- (СЛАЙД 12) Женя хотела поставить волшебный цветок в вазу, но вот беда… половинка вазы исчезла. Помогите Жене, дорисуйте простым карандашом вазу.

(Работа с индивидуальными листами)

4. Пропедевтическая работа.

- Каждый лепесток хранит в себе занимательные задания. Например, вот такое:

Игра «Цветы в вазе» (ЦОР) [3]

Цель. Сравнение набора предметов по количеству с помощью чисел.

(Методическое пояснение. В зависимости от возраста детей (дошкольники или младшие школьники) продолжительность выполнения задания необходимо регулировать)

- Из игры вы поняли, что сравнивать наборы по количеству предметов можно и с помощью чисел. Вы сначала пересчитывали предметы, а затем сравнивали полученное число и цифры. А как сравнить 2 числа, мы узнаем, разгадав тайну волшебных лепестков цветика-пятицветика. Но это будет уже на следующем занятии.

5. Итог.

- А сейчас, давайте напомним Жене, что интересного было на нашем занятии и о чём расскажите дома? (Покупали вместе с Женей бублики для всей семьи, считали дома на улице и рисовали к ним окна, познакомились с новой геометрической фигурой – треугольником, штриховали лепестки волшебного цветка, разучили новую гимнастику для пальчиков и т.д.)

(Методические рекомендации. Если есть возможность (следующее занятие в этот же день), то лучше закрепить знания о треугольнике как геометрической фигуре, выполнив аппликацию цветка)

- На следующем занятии мы будем совершать разные чудеса при помощи нашего волшебного цветика-пятицветика. Давайте сделаем каждый для себя такой цветок.

(Методические рекомендации. Волшебный цветок можно выполнить в виде аппликации, используя разные материалы (цветная бумага, пластилин, старые цветные журналы) или нарисовать красками (гуашевые, акварельные). Цветные карандаши лучше не использовать для этой работы, так как дети много работали ими на занятии (СЛАЙД 13))

Использованные источники:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Баранка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике,1 класс. Тема: "Больше, меньше или равно"

Составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Больше, меньше,столько же

Презентация к занятию по подготовке дошкольников...

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Предмет: математикаКласс: 1 дополнительныйТип урока: обобщение и систематизация знаний...

Материал для урока по формированию понятий " больше - меньше"

Материал для урока по формированию понятий " больше - меньше"...

Коррекционно-развивающее занятие "Дифференциация геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник."

В дошкольном возрасте на занятиях дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся их дифференцировать . В данном занятии представлены различные виды заданий, которые смогут использовать в своей раб...

Понятия «больше», «меньше», «поровну», «не поровну». Обобщение.

Урок математики в 1 дополнительном классе в специальной школе вар. 1.2  ФГОС НОО ОВЗЦель: повторить и обобщить понятия «больше», «меньше», «поровну», «не...