Содержательные приоритеты и организационные формы различных направлений внеурочной деятельности
методическая разработка по математике

Содержательные приоритеты и организационные формы различных направлений внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательные приоритеты и организационные формы различных направлений внеурочной деятельности

Учитель математики

МБОУ Платоновская сош

Рассказовского района

Тамбовской области

Тумакова Елена Семеновна

Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Для реализации поставленной   задачи разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.

В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. .

Основной  целью  внеурочной деятельности по ФГОС - создание условий для формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
  • расширение рамок общения школьников с социумом.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1)игровая деятельность;

2)познавательная деятельность;

3)проблемно-ценностное общение;

4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)художественное творчество;

6)социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7)трудовая (производственная) деятельность;

8)спортивно-оздоровительная деятельность;

9)туристско-краеведческая деятельность.

Планируемые результаты:

Результаты первого уровня:

  • приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
  • формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

Результаты второго уровня:

  • самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
  • умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

Результаты третьего уровня:

  • умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог, при осуществлении внеурочной деятельности должны быть:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В ФГОС представлена базовая модель внеурочной деятельности.

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  •  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

На уроках математики есть немало возможностей заинтересовать школьников предметом, но часто на уроке не хватает времени. Вовлечением обучающихся во внеклассную работу можно решить эту проблему .

Виды внеклассной работы по математике могут быть различные это:

  • работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, то есть дополнительные занятия по математике;
  • работа с учащимися, проявляющимися интерес к математике;
  • работа с учащимися по развитию интереса к изучению математики.

 Внеурочная деятельность реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

Каждый педагог должен  отслеживать результаты своей работы,  в том числе и внеурочной деятельности. С этой целью проводится мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Объектом мониторинга является:

  • Личность самого воспитанника
  • Детский коллектив
  • Удовлетворенность родителей жизнью школы
  • Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность
  • Результативность участия во внеурочной деятельности

По результатам мониторинга необходимо коррекировать  свою работу, направлять ее  на достижение личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов школьника.

Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения .

Список использованных источников:

1.Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html]

2.Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109

3.Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953]

4.Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/534738/]

5.www.zavuch.info – сайт содержит разработанные специалистами материалы (презентации, статьи, методические разработки для проведения педсоветов, организации творческих групп учителей) по отдельным аспектам ФГОС

6.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.-223 с.

7.  Концепция математического образования- с.12-21

8 Логинова, Л.Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России [Текст] / Л.Г. Логинова // Проблемы современного образования.– 2011 – №3. – С. 48-55 Режим доступа : www.prmedu.ru/

9.И.В.Фотина. Развитие математического мышления. Олимпиады. Конкурсы. Волгоград: Учитель, 2014

10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения к аттестации 4 "Количество и % обучающихся, воспитанников, участвующих в различных видах внеурочной деятельности"

Различные виды внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельно...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности

Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка ...

Включенность обучающихся в различные виды внеурочной деятельности

Участие в различных мероприятиях помогает сплотить коллектив. Это формирует у ребят такие качества как взаимопомощь, поддержка, взаимоуважение....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...