Рабочие программы факультативов
элективный курс по математике

Хозяшева Лилия Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Повторяем и углубляем школьный курс математики »

для 11 класса

Количество часов: 35

                Составитель: учитель математики

Хозяшева Л.И.
                                                                                       

                                                                            МБОУ гимназии г. Советский


Рабочая программа факультативного курса

«Повторяем и углубляем школьный курс математики»  для учащихся 11 класса

                                                                                   Пояснительная записка

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 35 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

  1. Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
  2. Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

Цели курса:

- практическая  помощь учащимся в подготовке  к  Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление  знаний;

- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и  потребностями;

-  интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности  и  необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

-  подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев  возможные или более приемлемые методы их решения;

- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

-   привить учащимся основы экономической грамотности;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

-  помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

 Ожидаемые результаты обучения предмета

учащийся научится:  

 Познавательные УУД

  • использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму);
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать данные и факты;
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели.

Личностные УУД

  • независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учению
  • определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению
  • устойчивый познавательный интерес

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных;
  • работать по плану;
  • самостоятельно обнаруживать проблему, определять цель, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, искать средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; самостоятельно (корректировать план);
  • оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • самостоятельно взаимодействовать в группе;
  • отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
  • понимать позицию другого человека;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • различать в речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Курсу отводится 1 часа в неделю. Всего 35 часов.

Особенности курса:

- интеграция разных тем;

- практическая значимость для учащихся.

 Требования к уровню подготовленности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-  вычислять значения корня, степени, логарифма;

-  находить значения тригонометрических выражений;

- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;

- решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами,

-   применять аппарат математического анализа к решению задач;

-    решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа;

-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

-   решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;

- решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I  и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;

-   производить прикидку и оценку результатов вычислений;

-  при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.        

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Текстовые задачи – 7 часов 

Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. Задачи на сложный процентный рост

7часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выражения и преобразования 5ч

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

5 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Функции и их свойства 4ч

Производная функции, ее геометрический и физический смысл.

Исследование функций с помощью производной.

4 часа.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Уравнения,  неравенства и их системы 6ч

Рациональные уравнения, неравенства и их системы.

Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы.

Показательные уравнения, неравенства и их системы.

Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

Комбинированные уравнения и смешанные системы.

6 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Планиметрия 6ч

Треугольники.

Четырехугольники.  

Окружность.

Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник.

Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

6 часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Стереометрия 7ч

Углы и расстояния.

Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел.

Объемы тел.

Итоговая работа.

7 часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

 

   

Тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1

Текстовые задачи – 7 часов 

Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы).

1

 1 неделя

 

2

 

Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы).

1

 2 неделя

 

3

 

Задачи на движение, работу.

1

 3 неделя

 

4

 

Задачи на движение, работу.

1

 4 неделя

 

5

 

Задачи на сложный процентный рост.

1

5 неделя

 

6

 

Задачи на сложный процентный рост.

1

 6 неделя

 

7

 

Задачи на анализ практической ситуации.

1

 7 неделя

 

8

Выражения и преобразования – 5часов.

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений

1

8 неделя 

 

9

 

 Тождественные преобразования логарифмических выражений.

1

 9 неделя

 

10

 

Преобразования тригонометрических выражений.

1

 10 неделя

 

11

 

Преобразование тригонометрических выражений.

1

 11 неделя

 

12

 

Преобразование выражений.

1

 12 неделя

 

13

Функции и их свойства – 3часов.

Производная, ее геометрический и физический смысл.

1

 13 неделя

 

14

 

Производная, ее геометрический и физический смысл.

1

 14 неделя

 

15

 

Исследование функции с помощью производной.

1

 15 неделя

 

16

 

Исследование функции с помощью производной.

1

16 неделя 

 

17

Уравнения, неравенства и их системы – 6часов

Тригонометрические уравнения и их системы.

1

 17 неделя

 

18

 

Тригонометрические уравнения и их системы.

1

 18 неделя

 

19

 

Иррациональные уравнения и их системы.

1

 19 неделя

 

20

 

Рациональные уравнения, неравенства и их системы

1

20 неделя

 

21

 

Показательные уравнения, неравенства и их системы.

1

 21 неделя

 

22

 

Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

1

22 неделя

 

23

Планиметрия – 6 часов

Треугольники.

1

 23 неделя

 

24

 

Четырёхугольники.

1

 24 неделя

 

25

 

Окружность.

1

 25 неделя

 

26

 

Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник.

1

 26 неделя

 

27

 

Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

1

 27 неделя

 

28

 

Решение разных планиметрических задач.

1

 28 неделя

 

29

Стереометрия – 7часов 

 Углы и расстояния.

1

 29 неделя

 

30

 

Сечения многогранников плоскостью.

1

 30 неделя

 

31

 

Площади поверхностей и объемы тел.

1

 31 неделя

 

32

 

Площади поверхностей и объемы тел.

1

32 неделя

 

33

 

Решение задач на разные комбинации тел.

1

 33 неделя

 

34

 

Решение задач на разные комбинации тел.

1

 34 неделя

 

35

 

Итоговая работа

1

35 неделя

 

Литература

1. Семёнов А.Л., Ященко И.В.  ЕГЭ 2017. Математика: типовые экзаменационные варианты – М.: Национальное образование, 2018. (ФИПИ).

2. Прокофьев А.А., Корянов А.Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Решение планиметрических задач (С4). – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

3. Локоть В.В. Готовимся к ЕГЭ. Математика. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. – М: Аркти, 2010.

4. Локоть В.В. Готовимся к ЕГЭ. Математика. Применение свойств функций, преобразование неравенств. – М: Аркти, 2010.

5. Садовничий Ю.В. ЕГЭ. Математика. Решение задач и уравнений в целых числах (С6). – М: Экзамен, 2015.

6. Использование интернет- ресурсов.

7.  Бобровская А.В. Практикум. Комбинаторика. Вероятность. Статистика. Шадринский ГПИ., 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Повторяем школьный курс математики»

для 9 класса

Количество часов: 35

                Составитель: учитель математики

Хозяшева Л.И.
                                                                                       

                                                                            МБОУ гимназии г. Советский



Рабочая программа факультативного курса «Повторяем школьный курс математики»  (9 класс).

        Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Повторяем школьный курс математики» составлена на основе рабочих программ по математике за курс основной школы.

        Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

       Основная цель факультатива - это  систематизация знаний и подготовка учащихся к основному государственному экзамену по математике в 9 классе.

       Основное назначение ОГЭ – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути образования, а также могут учитываться при формировании профильных десятых классов.

Так как ОГЭ отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося  работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов.

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

В ходе изучения алгебраического и геометрического компонентов школьного курса математики 9 класса создаются предпосылки для развития мышления учащихся, формирования у них умения подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы, проводить правдоподобные и доказательные рассуждения. Однако реализация этих возможностей в практике проведения факультативных занятий в значительной степени зависит от того, насколько основная педагогическая задача данного факультатива находится в поле зрения учителя на всех этапах занятия – при изучении теоретического материала, при проверке домашнего задания, в ходе решения математических задач.

Специфика факультативных занятий выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению. В связи с этим важнейшая цель учителя состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией решения основных типов алгебраических и геометрических задач, к которым относятся задания на вычисления, тождественные преобразования выражений, решение уравнений, неравенств, систем, решение текстовых задач с помощью уравнений и систем, построение и чтение графиков функций, решение геометрических задач и т.п.

В процессе проведения факультативных занятий в 9 классе следует продолжать работу, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.

Цели факультативного курса:

  • формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических и геометрических задач;
  • формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики в 7–9 классах;
  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;
  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Ожидаемые результаты:

личностные:

  • сформированность коммуникативной компетентности в области сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • креактивность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • усвоение основных приемов мыслительного поиска.
  • выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Курс рассчитан на 35 занятий в год, в неделю 1 час.


Основные методические особенности курса

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до сложных заданий второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в форме тестирования.

Учебно-тематический план

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Выражения и их преобразования (5ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями.

Свойства арифметического квадратного корня.

Стандартный вид числа.

Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

5часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уравнения и системы уравнений (5ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

5 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Неравенства (5ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных).

Метод интервалов.

Область определения выражения. Системы неравенств. 

5 часов.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Функции (4ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.)

«Считывание» свойств функции по её графику.

Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами.

 Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

4 часа.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Текстовые задачи (8ч)

Задачи на проценты.

Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Задачи геометрического содержания.

8 часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Геометрические задачи. (8ч).

 Свойства треугольников, четырёхугольников, окружности.

Площади.

Углы.

8часов.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Итоговая работа.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1

Выражения и их преобразования (5ч)

Выполнение разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя)

1

 1неделя

 

2

 

Разложение на множители многочленов, используя формулы сокращенного умножения

1

 2неделя

 

3

 

Преобразования целых и дробных выражений, применяя широкий набор изученных алгоритмов

1

 3неделя

 

4

 

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

 4неделя

 

5

 

Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями

1

 5неделя

 

6

Уравнения и системы уравнений (5ч)

Решение целых уравнений

1

 6неделя

 

7

 

Решение дробно-рациональных уравнений

1

 7неделя

 

8

 

Решение систем уравнений

1

 8неделя

 

9

 

Решение систем, содержащих нелинейные уравнения

1

 9неделя

 

10

 

Ответы на нестандартные вопросы

1

 10неделя

 

11

Неравенства (5ч)

Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем

1

 11неделя

 

12

 

Решение квадратных неравенств

1

 12неделя

 

13

 

Решение систем неравенств, включающих квадратные неравенства

1

 13неделя

 

14

 

Решение задач на составление неравенств

1

 14неделя

 

15

 

Решение задач из других разделов курса

1

 15неделя

 

16

Функции (4ч)

Построение и исследование  графиков функций

1

 16неделя

 

17

 

Построение более сложных графиков (кусочно-заданные)

1

 17неделя

 

18

 

Построение более сложных графиков (с «выбитыми» точками и т.п.)

1

 18неделя

 

19

 

Использование графических представлений функций для решения математических задач из других разделов курса

1

 19неделя

 

20

Текстовые задачи (8ч)

Нахождение n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

1

 20неделя

 

21

 

Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

1

 21неделя

 

22

 

Решение задач с применением формул суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий

1

 22неделя

 

23

 

Решение текстовых задач на движение

1

 23неделя

 

24

 

Решение текстовых задач на части

1

 24неделя

 

25

 

Решение текстовых задач на составление уравнения

1

 25неделя

 

26

 

Решение текстовых задач на составление системы уравнений

1

 26неделя

 

27

 

 Решение задач по всему курсу.

1

 27неделя

 

28

Геометрические задачи. (8ч).

Решение геометрических задач.

1

 28неделя

 

29

 

Решение геометрических задач.

1

 29неделя

 

30

 

Решение геометрических задач.

1

 30неделя

 

31

 

Решение геометрических задач.

1

 31неделя

 

32

 

Решение геометрических задач.

1

 32неделя

 

33

 

Решение геометрических задач.

1

 33неделя

 

34

 

Решение геометрических задач.

1

34неделя

 

35

 

Итоговая работа.

1

 35неделя

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«РЕШЕНИЕ  ТЕКСТОВЫХ  ЗАДАЧ»

для 9 класса

Количество часов: 17

                Составитель: учитель математики

Хозяшева Л.И.
                                                                                       

                                                                            МБОУ гимназии г. Советский

Рабочая программа факультативного курса

«Решение текстовых задач» для учащихся 9 класса.

Пояснительная записка

Текстовые задачи один из самых трудных разделов математики. Статистические данные анализа результатов проведения ГИА с момента его существования, говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач   обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи  формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.

     Научить решать текстовые задачи   – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект математического моделирования.  Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности  в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства. Учебный материал курса будет способствовать успешному похождению аттестации учащихся  за курс основной школы. Данный учебный материал можно использовать и при подготовке к ЕГЭ по математике базового и  профильного уровней. Этот предметный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
 Курс рассчитан на 17 часов.

Цели курса:

в направлении  личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

•        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Изучение математики позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

• ориентация в системе требований при обучении математике;

• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

• анализировать условие задачи;

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные образовательные результаты

Ученик научится:

            • решать текстовые задачи арифметическим способом.

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин 

  • решать уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;

• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

•        пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот 

•        выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений 

Ученик получит возможность научиться:

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.

  •  понимать существо понятия алгоритма 
  •  понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций.
  •     уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики.

                                Формы организации учебных занятий

   Формы проведения занятий включают в себя практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал повторяется в форме фронтальной беседы, составляются схемы задач, записываются основные формулы. После повторения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
  Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Формы итогового контроля


  Проверочные работы проводятся после решения каждого вида задач, чтобы  определить  глубину знаний и скорость выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Итогом изучения курса станет выполнение учащимися контрольной работы.

Распределение часов курса по темам.

  Всего на проведение занятий отводится 17 часов. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  • задачи практической направленности – 2часа;
  • задачи на движение – 4 часа;
  • задачи на работу и производительность труда –3 часа;
  • задачи на проценты  –2 часа;
  •  задачи на смеси и сплавы – 4 часов;
  • решение текстовых  задач, предлагаемых в ОГЭ – 2 часа.

Содержание занятий

  1. Задачи практической направленности
  • оптимальный выбор из двух элементов;
  • оптимальный выбор из трех элементов;  
  1. Задачи на движение.
  • движения навстречу друг другу;
  • движение в противоположных направлениях из одной точки;
  • движение в одном направлении;
  • движение по реке (движение по течению и против течения);
  • движение по кольцевым дорогам;
  1. Задачи на работу.
  • алгоритм решения задач на работу;
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда;
  1. Задачи на проценты.
  • типы задач на проценты;
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
  1. Задачи на смеси и сплавы.
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;
  • способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);
  • процентное содержание.
  1. Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ОГЭ .

Календарно-тематическое планирование

№ уро-ка

Содержание материала  урока (разделы, темы)

Кол-во часов

В том числе

контроль

теория

практика

I.

        Задачи практической направленности

2

 

1

Оптимальный выбор из двух элементов.

1

0,5

0,5

2

Оптимальный выбор из двух элементов.

1

0,5

0,5

 II.

 Задачи на движение

4

3.

Решение задач на движения навстречу друг другу

1

0,5

0,5

4.

Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки.

0,5

0,5

5.

Решение задач на движение в одном направлении

0,5

0,5

6.

Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения).

1

0,5

0,5

7.

Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Относительность движения.

1

0,5

0,5

 III.

Задачи на работу

3

8.

Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ

1

0,5

0,5

9.

Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

1

1

10.

Решение задач, в которых требуется найти производительность труда

0,5

0,5

11.

Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

0,5

0,5

 IV.

Задачи на проценты

2

12

Решение типовых задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы).

1

0,5

0,5

13

Процентные вычисления в жизненных ситуациях      (банковские операции, голосования).

1

1

V.

Задачи на смеси и сплавы

4

14

Решение задач, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание» (формулы) смеси  и сплава.

1

0,5

0,5

15

  Способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);

1

1

16

Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава)

1

1

17

Решение задач на процентное содержание смеси (сплава)

1

0,5

0,5

VI.

 Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ОГЭ

1

1

18

 Итоговое занятие.

1

1

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Ф.Ф.Лысенко. Математика  , 9 класс. Подготовка  к  ГИА  разных лет.   Ростов – на – Дону: «Легион».
  2. А.Н.Шевкин. Текстовые задачи в 5-9 классах. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №17-24,2005
  3. О.Огороднова. Учимся решать задачи на « смеси и сплавы». «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №36,2004
  4. Т.Шекунова. Задачи на движение. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №15,2000.
  5. А.Е.Захарова. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №3,2006
  6. С.Дворянинов. Об  одном  забытом  способе решения  задач  на  совместную  работу. Самара, 2008 г.
  7. А.Л.Семенов, И.В. Ященко. 3000 задач по математике. ГИА-2016. Закрытый сегмент.
  8. Материалы по текстовым задачам в электронном виде.
  9. А.Л.Семенов, И.В. Ященко . ГИА -2019 по математике. -  М: Национальное образование,: , 2019.  

11.    Д.В.Григорьев, П.В.Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС  Издательство: Просвещение, 2013 г. Серия: Стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

рабочая программа факультатива "компьютерная графика" 7кл

рабочая программа факультатива разработана по учебнику Угринович....

Рабочая программа факультатива "Подготовка к ГИА"

Данная программа позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....