учебный проект по математике 6 класс "Сложение чисел с разными знаками"
методическая разработка по математике (6 класс)

Колоколова Ирина Александровна

 Представленная методическая  разработка проектного модуля позволяет продолжить работу по формированию у обучающихся проектных компетенций. В процессе реализации  проекта учащиеся познакомятся с новым математическим понятием; овладеют алгоритмом сложения чисел с разными знаками; будут знать о том, как использовать новые знания проектного продукта в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект

«Сложение чисел с разными знаками»

(математика 6 класс)

Автор разработки:

Колоколова Ирина Александровна

Учитель математики

МБОУ СШ№6 г Павлово

Нижегородской области

2018год

  1. Методическая работа учебного проекта
  1. Краткая справка. Предметное содержание проекта.

В процессе реализации  проекта учащиеся познакомятся с новым математическим понятием; овладеют алгоритмом сложения чисел с разными знаками; будут знать о том, как использовать новые знания проектного продукта в реальной жизни

  1. Количество учебных часов.

Работа по реализации проекторного модуля «Сложение чисел с разными знаками» организуется в течение 3 уроков математики при изучении главы «Сложение и вычитание чисел с разными знаками»

  1. Используемый УМК.  Математика 6 класс, Виленкин Н.Я.  М.:МНЕМОЗИНА 2016 год.
  2. Обоснование актуальности.

ВЛАДЕНИЕ навыками работы с рациональными  числами является необходимым условием социализации личности в современной действительности, но,  как показывает практика, учащиеся систематически допускают ошибки при сдачи ГИА и ЕГЭ, поэтому   глава «Сложение чисел с разными знаками» нуждается в более детальном изучении, а  данный проектный модуль позволяет продолжить работу по формированию проектных умений.

  1. Определение проблемы, цели, задач проекта:

Описание проблемной ситуации, определение проблемы и цели проектного модуля:

При обобщении пройденного материала учащиеся столкнулись с примером, требующим сложения чисел с разными знаками, который вызвал затруднение. Возникла проблема, требующая разрешения. По ходу поиска путей из сложившейся ситуации, учащиеся совместно с учителем сформулировали противоречие.

Противоречие: хотим узнать ответ на вопрос, но не хватает имеющихся знаний.

Проблема: незнание алгоритма сложения чисел с разными знаками способствует возникшему затруднению.

Цель учебного проекта: получить новые знания по теме

Задачи проекта:

  1. Повторить знание о числах с разными знаками.
  2. Рассмотреть примеры, связанные с изменением величин.
  3. Сформулировать алгоритм сложения чисел с разными знаками.
  4.  Научиться пользоваться проектным продуктом при решении задач из различных предметных областей.
  5. Оформить собранный материал в проектную папку.
  1. Проектные и исследовательские умения (метапредметные результаты)
  1. Самостоятельно обрабатывать информацию и проводить коррекцию полученной информации для проекта.
  2. Создавать модели (схемы, таблицы)
  3. Делать выводы на основе структурированной информации.
  4. Формулировать проблему на основе анализа ситуации и причины существования проблемы в ходе групповой работы.
  5. Формулировать цель.
  6. Самостоятельно планировать способы реализации цели.
  7. Распределять групповые роли и зоны ответственности при выполнении групповых действий.
  8. Согласовывать свои действия с действиями группы.
  9. Использовать различные приемы публичного выступления.
  1. Описание проектного продукта с критериями оценки.

Проект предполагает получение продукта в виде алгоритма сложения чисел с разными знаками. Критерии вырабатываются учащимися совместно с учителем.

Ход проекта:

Фазы П/Д

Этапы П/Д

№ урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проектный продукт

Средства

Д/З

         

Проектирование

Актуализация

Проблематизация

Целеполагание

Концептуализация

Моделирование

1

Актуализирует учащихся с помощью задания для товарища, (проверки дом.задания) выявляет знания учащихся об сложении отрицательных чисел и модуле числа, готовит к выявлению, пониманию и принятию проблемы.

Предлагает упражнение, содержащее затруднение. Помогает (при необходимости) сформулировать проблему.

Поводит к формулировке цели и определению задач проектного модуля. Участвует в обсуждении.

Организует обсуждение образа ожидаемого проектного модуля.

Помогает учащимся определить критерии контроля т оценки процесса и результатов деятельности, фиксирует предложение критериев оценки.

Учащиеся записывают подготовленные друг для друга задания и фиксируют отметку в листах самооценки.

Учащиеся формулируют проблему.

Учащиеся формулируют цель и задачи проекта.

Определяют продукт проекта

Разрабатывают оформление папки: Описывают критерии будущего проекта.

  1. Содержание
  2. Внешний вид
  3. Количество примеров для практической реализации.

Актуализированы знания, необходимые для проекта.

Сформулирована проблема: незнание алгоритма сложения чисел с разными знаками

Сформулирована цель и задачи проекта:

  1. Повторить знание о числах с разными знаками.
  2. Рассмотреть примеры, связанные с изменением величин.
  3. Сформулировать алгоритм сложения чисел с разными знаками.
  4.  Научиться пользоваться проектным продуктом при решении задач из различных предметных областей.
  5. Оформить собранный материал в проектную папку.

Определен ожидаемый продукт:

алгоритм сложения чисел с разными знаками

Лист самооценки

З/т

З№1

Подобрать теоретический материал для подтверждения актуальности темы.

Подготовить модель проектного продукта согласно разработанным критериям по содержанию и внешнему виду

Планирование

Реализация

2

Организует работу групп по планированию деятельности в проекте.

Организует взаимодействие, сотрудничество учащихся при создании образовательного продукта. Организует выполнение лабораторно- практической работы учащихся помогает формулированию алгоритма.

Консультирует, рекомендует, наблюдает. При необходимости осуществляет корректировку деятельности учащихся.

Предлагает практическое применение проектного продукта в различных областях ( ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Распределяют обязанности в группе.

Выполняют лабораторно-практическую работу.

Разрабатывают проектный продукт, оформляют результат совместной деятельности, продумывают его защиту.

Определен план деятельности в проекте, распределены обязанности между членами рабочих групп для реализации проекта.

Создан проектный продукт – алгоритм, знание которого позволяет решить проблему.

Лист самооценки

З№2

З№3

З№4

Выучить алгоритм сложения чисел с разными знаками 

Подготовить защиту проекта

Реализация и представление

Защита проекта

Оценка

Рефлексия

3

Организует процесс защиты проекта – представления продукта, обсуждения, оценки

Задает вопросы для рефлексии

- Какую проблему мы решали?

- Какую ставили цель?

- Какой ожидали получить результат?

- Достигнут ли ожидаемый результат?

-Какие этапы оказались наиболее сложные и почему?

- Насколько эффективна была групповая работа для достижения цели проекта?

- Сможете ли вы осуществить проектную деятельность сами без групп?

Выступают с защитой своего продукта, оценивают друг друга на основании выдвинутых критериев.

Анализируют выполнение проекта, рефлектируют деятельность, формулируют перспективы реализации проекта

Оценки полученного продукта

Осознание метапредметного результата.

проектная папка

смайлики для рефлексии

Лист самооценки

Задание на применение проектного продукта в различных областях жизни

Оценка

рефлексия


Приложения

Приложение 1                                                                  Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока 0 баллов.

3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группе по закреплению правила .

проверка правильности решения примеров

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.

6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

8

Выбор домашнего задания

4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только  2 номера.

Не оценивается

Поставьте себе оценку                                  если вы набрали 9-11 баллов  -  «5»,  6 – 8 баллов – «4», 3 – 5 баллов – «3» 

Приложение 2

Лабораторно-практическая работа

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + ( -3 )=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

Обратите внимание на знак ответов.

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками  какой знак может получиться?  

________________________________________________________________________________________________________________                                                                  

 С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________

 Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается  знак числа модуль которого_________________________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен  __________________ .

 Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:

 36 +(-33)=

 -92 + 12=

 15 + (-18)=

 -44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

 Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

 

Приложение 3

Карта с критериями оценки.

Критерии оценивания продукта

Кол-во баллов

  1. Собранный материал соответствует цели

  1. Комментарий (пояснение) соответствует заявленной проблеме

  1. Комментарий состоит из 3-5 предложений

  1. Материал оформлен грамотно (без ошибок)

  1. Оформление проекта соответствует  обозначенным критериям

  1. Перечень проблем оформлен в электронном виде

Итого:

Приложение 4

Упражнение «Памятка для защиты проектного продукта»

  1. Я подготовил проект на тему …
  2. В ходе проекта я решил проблему …
  3. Передо мной стояла цель …
  4. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи …
  5. Для своего проекта отобрал материал …
  6. Использовал такую литературу …
  7. Продукт моего проекта …
  8. Я хочу рассказать о …
  9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что …
  10.  Мне понравилось работать над проектом т.к. я узнал …
  11.  Мой продукт можно использовать … (продвижение проекта)
  12.  Актуальность моего проекта заключается в том, что…


Приложение 5        

ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками""

Конспект урока, презентация к уроку, сопроводительные бланки для учеников, самоанализ занятия. Урок и самоанализ урока построен в рамках ФГОС 2 поколения....

ФГОС урок математики в 6 классе. "Сложение чисел с разными знаками"

Урок "Сложение чисел с разными знаками " отвечает требованиям ФГОС, с применением интерактивной доски....

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

Технологическая карта урока математики в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС...

Разработка урока математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

Урок - обобщение по теме "Сложение чисел с разными знаками" в 6 классе....

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками" (Метатема: Порядок и хаос)

Цели урока:·         образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме; применение математических знаний при решении практических зад...