Формирование математических представлений детей через игру с цветными палочками Х. Кюизенера
статья по математике

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать множество задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx72.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений детей через игру с цветными палочками Х. Кюизенера

https://unikum-kids.ru/thumb/2/cF6kYm7yORdc_gnPwBRBqg/r/d/pal3.jpg

             Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельнос0ти. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях.

             Существует множество способов предоставить им возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять логику решения поставленных задач и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Математические понятия часто носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений актуально применение игровой технологии «Палочки Кюизенера».

 Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Игровая технология "Палочки Кюизенера" – эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.

 «Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. «Палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать множество задач.

Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с переходом как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

          Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Цвет и величина палочек, специально подобранная, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий. Они возникают в сознании ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. С помощью палочек дети легко осваивают понятие больше-меньше, делят целое на части, измеряют объекты и т.п.

Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.

Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста необходимо шире использовать возможности счетных палочек Кюизенера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....

Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...