Масштаб
план-конспект урока по математике (6 класс)

Монгуш Сурунмаа Сии-Сотовна

Цели урока:

 

Образовательные:

Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса; познакомить учащихся с понятием масштаб;  научить определять масштаб, расстояние по карте, выбирать оптимальный маршрут на местности; применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач; применение устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычисления с использованием различных приемов.

 

Воспитательные:

Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.

 

Развивающие:

Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; расширение кругозора, формирование целостного представления о мире; повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masshtab.docx234.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе по теме  «Масштаб»

Цели урока:

Образовательные:

Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса; познакомить учащихся с понятием масштаб;  научить определять масштаб, расстояние по карте, выбирать оптимальный маршрут на местности; применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач; применение устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычисления с использованием различных приемов.

Воспитательные:

Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.

Развивающие:

Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; расширение кругозора, формирование целостного представления о мире; повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: ПК, проектор, экран

Ход урока.

  1. Организационный момент

Кого бы вы на свете не спросили,

Любой вам скажет — есть страна Россия

И если к карте мира подойти,

Легко вам будет там её найти. (Слайд 2)

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Зеленые леса, поля, хрустальные озера,

Величие широких русских рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете! (Слайд 3)

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

  1.  Актуализация знаний.

Повторение определений.

Что такое отношение?

Что такое пропорция?

Какими бывают пропорции?

Сформулируйте основное свойство пропорции.

       III.      Устный счет.

1. Чему равно отношение чисел: (Слайд 4)

а) 3 и 7;                   б) 25 и 5;            в) 0,8 и 0,2;             г) 0,48 и 1,6.

2. Найдите неизвестный член пропорции: (слайд 5)

а) 5:3=15:х;                     б)  7:у =24:6                   в) 9:с=15:4

Правильные ответы занесены в таблицу.

  1.  Изучение нового материала.

Тема нашего урока – Масштаб.   (Слайд 6)

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, например государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих, точка – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.

На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 км на карте – это отрезок в 1 см. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?

Что мы нашли, составив это отношение? Правильно, мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Эта величина называется масштабом.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

Существуют три вида масштабов. (Слайд 7)

Рассмотреть таблицу (Слайд 8), как записываются, что показывают и для чего используют три вида масштаба.

Перевести: (слайд 9)

Численный масштаб в именованный:

1:2000 в 1 см – 20 м

1:15000000 в 1 см – 150 км

Именованный масштаб в численный:

в 1 см – 30 км 1:3000000

в 1 см – 500м 1:50000

Мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. Как вы думаете, где еще применяю масштаб? Правильно, при строительстве. Чтобы построить здание, сначала разрабатывают чертежи. К ним относится и план здания, на котором указывается взаимное расположение помещений. Для построения плана также используют понятие «масштаб». Кроме этого также на практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей (например, деталей самолета, автомашины) и очень мелких (деталей часового механизма). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. (слайд 11)

  1. ФИЗМИНУТКА.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два — нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.)

(упражнение для рук)

VI. Закрепление нового понятия. Решение задач.

№ 1 (слайд 12,13)    Длина дороги между городами Краснодар и Кропоткин 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:

а) 1:100 000 000; б) 1:200 000 000?

Ответ дайте в миллиметрах.

№ 2 (слайд 14,15)

Какая длина реки Кубань, если на карте ее длина 6 см 3 мм, а масштаб карты 1: 1 000 000?

Ответ дайте в километрах.

№ 3 (слайд 16)

По физической карте России определите реальное расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом.

М 1 : 20000000

№ 4 (слайд 17)

По физической карте полушарий определите реальное расстояние между Пекином и Нью-Дели.

М 1 : 90000000

№5 (слайд 18)

Вычислите площадь квартиры, если сторона одной клетки плана равна 1 см. Ответ дайте в м².

http://aret.ru/wp-content/uploads/media/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-6-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1/image6.png

VII. Самостоятельная работа (слайд 19)

I вариант

1.Расстояние от Кызыла до Москвы по карте 23,34 см, масштаб 1 : 200. Найти путь, который нужно пролететь на самолете от Кызыла до Москвы. (4668км)

2. Расстояние от Кызыла до Северного Ледовитого океана по карте 13 см, масштаб 1 : 200. Найти путь, который нужно пролететь на самолете от Кызыла до Северного ледовитого океана. (2600км)

II вариант

1.Расстояние от Кызыла до Улан-Батора по карте 9 мм, масштаб 1 : 200. Найти путь, который нужно пролететь на самолете от Кызыла до Улан-Батора. (180км)

2. Расстояние от Кызыла до Тихого океана по карте 15,7 см, масштаб 1 : 200. Найти путь, который нужно пролететь на самолете от Кызыла до Тихого океана. (3140км)

Ответ показать на карте. Слайд 20.

Задача: Сравнить площади республик РФ с площадью Тывы и площади европейских государств с площадью Тывы по диаграмме. Слайд 21. Результаты. Слайд 22.

VIII.  Подведение итога урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2.  Дайте определение понятия «масштаб».
  3. Каково практическое применение этого понятия?

Для подведения итога урока проведем тест:

  1. На плане местности указан именованный масштаб в 1см – 6 м. Ему соответствует численный масштаб: а) 1:6; б) 1:60; в) 1:600; г) 1:6000. (Ответ: в) 1:600)
  2. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

          а) 1:2500; б) 1:25000; в) 1:250000; г) 1:25000000. (Ответ: а) 1:2500)

      3. Длина моста на плане в масштабе 1:800 составляет 2 см, какова его    длина на местности:

          а) 10 м; б) 16 м; в) 80 м; г) 160 м. (Ответ: б) 160 м)

Выставление оценок за урок.

IX. Творческое домашнее задание. Практическая работа

  1. Измерить размеры комнаты, в которой ты живешь. Начертить план комнаты в масштабе 1 : 50. На плане показать расположение мебели.

     2)  № 158, 159, 163*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике "Масштаб"

Преподаватели:   учитель географии Михаленко Елена Валентиновна          (1 квалификационная категория), учитель математики Кузнецова Ирина Алекс...

Урок в 6 классе по теме «Масштаб».

Предлагаю один из вариантов раскрытия темы "Масштаб" в курсе математики 6-го класса. В ходе урока используется исторический материал, групповая и индивидуальная форма работы, ребята выполняют те...

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок о теме "Масштаб" 6 класс

Цели:        1.Организовать деятельность учащихся для закрепления понятия           «масштаб», решение задач с помощью про...

интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

Презентация интегрированного урока урока по математике и географии по теме "Масштаб" в 6 классе - рассматривается: основные виды масштаба и их применение на уроке математики и географии...

Урок математики в 6 классе: Масштаб

Урок-обобщение по теме: Масштаб. Длина окружности и площадь круга....

Урок географии в 6 классе "Масштаб. Виды масштаба"

На данном уроке даётся понятие слова масштаб. Знакомство с видами масштаба. Под контролем учителя дети решают задачи используя масштаб....