Умножение десятичных дробей на натуральное число
план-конспект урока по математике

Корнеева Ольга Владимировна

Урок, в котором поставлена проблема,как умножить десятичную дробь на натуральное число.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Педагог           Корнеева Ольга Владимировна

Предмет       математика

Класс       5

Тема урока   Умножение десятичных дробей на натуральное число

Автор учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015 г.

МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя  школа» Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

2016  г.

 Тема урока:      Умножение десятичных дробей на натуральное число.

 Тип урока:        комбинированный урок

Форма урока:  коллективная.

 Цель урока: Ввести определение произведения десятичной дроби на натуральное число; вывести правило умножения десятичной дроби на натуральное число, закрепить на репродуктивном уровне; познакомиться с одним из свойств умножения на десятичную дробь.

 Задачи урока:  

Образовательные: Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствование умений при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствование развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: Воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности ученика на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты деятельности урока.

Предметные. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы: проблемный, словесный, наглядный.

 

 Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; тетради; доска; учебник.

         Этапы работы

                                               Содержание этапа

1.Организационный момент

Цель этого этапа перед учащимися: Готовность к восприятию новой темы.

Задачи для учащихся: 1 .Готовность к уроку ( тетради, ручки, учебники ).

                                         2.Сосредоточенность, внимание, настрой на творческую работу.

                                         3.Включение в деловой ритм урока.

Цель учителя:  создание психологической атмосферы урока; обеспечение рабочей обстановки на уроке.

Задачи учителя: 1 .Подготовить учащихся к восприятию нового материала ( «исходная мотивация» )

                               2.Подготовить оборудование.

                               3.Сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты.

Основные методы обучения: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый, исследовате-

                                                     льский, видео- компьютерные методы, беседа в форме дидактической игры.

                Деятельность учителя

              Деятельность учащихся

  • Здравствуйте! Посмотрите на экран. Эпиграф к нашему уроку.

Слайд №1: Не нужно нам владеть клинком.

                   Не ищем славы громкой.

                 Тот побеждает, кто знаком

                 С искусством мыслить, тонким.

                                                       Г. Уордсворт

  • Умение мыслить вам поможет устный счёт — игра «Лучший счётчик».

Цель: настроить учащихся на творческую работу.

 Цель перед учащимися: проверим, как вы умеете выполнять устно сложение и вычитание десятичных дробей.

Метод: беседа в форме дидактической игры, индивидуальная работа.

Правила игры: все стоят на своих местах. Я называю любое натуральное число и даю задание: прибавить или отнять какое-нибудь дробное число; вы поочереди выполняете действие. Тот, кто ошибётся, должен сесть. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибётся. 

После игры учитель хвалит того ученика, который выигрывает.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? 

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

  Дети слушают учителя стоя.

Дети слушают, что они должны сделать.

Учащиеся внимательно слушают правила игры.

Считают устно, называют поочереди ответы вслух. Тот, кто ошибается, садится на своё место.  

Дети определяют тему урока.

Дети записывают в тетрадях число, классная работа.

2.Актуализация знаний учащихся

Цель этапа перед учащимися: Воспроизвести известные знания, осознать их.

Задачи для учащихся: 1 .Обобщить известные факты.

                                         2.Связать старые с новыми условиями, с новыми знаниями.

Цель учителя: Оценить уровень подготовленности учащихся.

Задачи учителя: 1.Создание проблемной ситуации.

 2.Сформулировать учебную проблему.

 3.Подготовить учащихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Основные методы обучения: демонстрационный метод, эврестическая беседа,постановка проблемы.

Критерии достижения целей и задач этапа: правильные ответы на поставленные перед учащимися вопросы.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе  опроса: наглядный,анализ конкретной, ситуации, описанной в задаче.

Методы и приёмы оценивания ответов учащихся: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

 

                Деятельность учителя

                Деятельность учащихся

  Цель:проверить умение выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель перед учащимися: выполнив задания, расположенные на экране, вы узнаете о траве, которую часто встречаете в нашей местности.

Метод: наглядность, самостоятельные упражнения тренировочного характера в форме дидактической игры, коллективная работа.

Задача: каждый из вас решает только одно задание,  находит ответ в таблице на строке своего номера задания и записывает соответствующую букву под своим номером. После выполнения всех заданий, вы прочитаете название травы и узнаете, какими свойствами она обладает.

Слайд №2

№        ь                  н                о                 л                     п                      ы

Учащиеся смотрят на экран и слушают задание учителя.

Учащиеся выполняют задания в своих тетрадях, выходят к доске, записывают полученный ответ в своём задании и выписывают напротив задания соответствующую букву из таблицы.

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9 , 41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5 , 42

3

10,74

0,67

11,46

12,86

10,86

9 , 24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94 , 44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8 , 09

6

11,5

35

34,55

30,15

32,515

29 , 4

Задания: 1) 4,41 +5,36 =

                2) 5,24 -1,8 =

 3) Решите уравнение: х -11,3 = 1,56

 4) Решите уравнение: 137 -х =42,56

  5) Металическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.

               6) 2,3 * 5 =

Учитель контролирует и направляет действия учащихся.

Физминутка.

Цель: провести физиологическую разрядку.

Цель для учащихся: давайте немного отдохнём и подумаем, как решить последнее задание.

У учащихся возникла проблема: как выполнить задание № 6

Учащиеся выполняют зарядку для мышц шеи, плечевого сустава, кистей рук.

3. Изучение нового материала

Цель этапа перед учащимися: Знакомство с действием умножения десятичной дроби на натуральное число.

Задачи для учащихся: 1.Найти способ решения возникшей проблемы.

                                         2.Вывести правило для умножения десятичной дроби на натуральное число.

                                         3.Ответить на возникшие вопросы.

Цель учителя: Направить учащихся на решение возникшей проблемы.

Задачи учителя: 1.Руководить ходом решения возникшей проблемы.

                              2.Научить учащихся делать вывод.

                              3.Развивать логическое мышление.

                              4.Расширить знания об окружающем мире.

Основные методы обучения: сотрудничество, эврестическая беседа, исследовательский.

Основные формы и методы изложения:  Учащимся предлагается решить задачу, используя предыдущий опыт.

Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу:  Качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание применить жизненный опыт.

Методы мотивирования учебной активности в ходе усвоения учебного материала: Слово учителя, работа на доске и в тетрадях, создание ситуации успеха.

               Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

Цель: направить учащихся на поиск решения возникшей проблемы.

Цель перед учащимися: давайте попробуем решить возникшую проблему, используя знания, полученные ранее.

Метод: эврестическая беседа, проблемное обучение,коллективная работа.

Учитель ведёт активную беседу с учащимися, используя жизненный опыт.

-Ребята, все задания были на какие действия с десятичными дробями?

- А последнее задание?

-А мы умеем его выполнять?

-Так какая тема нашего урока будет сегодня?

-Запишите тему урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число.

-Чтобы узнать, как умножить десятичную дробь на натуральное число, давайте решим такую задачу.

- Как найти периметр квадрата?

-Пусть сторона квадрата равна 8,75см. Найдите его периметр.

-Какие слагаемые в этом действии?

- Как короче записать?

-Давайте попытаемся умножить в столбик.

Если дети не найдут выход из создавшейся ситуации, учитель предложит не обращать внимание на запятую.

- Сравните ответы, полученные при сложении и умножении

- Куда надо поставить запятую?

- Сделайте вывод, как надо умножить десятичную дробь на число?

-Давайте вернёмся к нашему заданию и применим полученное правило.

- Какая буква соответствует этому ответу?

- Встречали ли вы полынь?

- А что вы про неё знаете?

- Внимание на экран.

Слайд № 3. Полынь — существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается редко, поэтому занесена в Красную книгу. Полынь таврическая или крымская имеет печальную славу. В 1722 году во время похода Петра 1 на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать. Ребята, на нашей земле много различной травы, и они имеют разные свойства: полезные, вредные, лекарственные, одни травы любят птицы, другие животные, третьи необходимы людям. Поэтому,

Слайд № 4. ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ НАШУ ПРИРОДУ И СТАРАЙТЕСЬ УЗНАВАТЬ О НЕЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся формулируют новую тему урока.

Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Дети решают в тетрадях и на доске задачу.

Предлагают заменить сумму одинаковых слагаемых на произведение.

Выполняют умножение в столбик. 

Сравнивают результаты, и делают вывод.        

Решают задание, которое вызвало затруднение.  

Составляют зашифрованное слово.

Дети рассказывают о полыне, что они знают.

Учащиеся читают на экране сведения о траве.

                          

         

         

-

       

4.Закрепление учебного         материала  

Цель этапа перед учащимися: Научиться применять выведенное правило. Выявить наиболее рациональный способ выполнения действий.  

Цель учителя: Развивать умение анализировать и оценивать результаты работы.

Задачи учителя: 1.Побуждать учащихся рассуждать, делать необходимые выводы.

2.Направлять на поиск рациональных способов решения учебных задач.                                                                                 3.Организовать рефлексию.

Основные методы обучения: дискуссия, самоанализ, исследовательская работа.

Основные формы и методы достижения поставленных целей: поисковая деятельность, обучающая  беседа, работа с учебником.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:  качественное выполнение заданий в тетради, ответы на вопросы, решение примеров и задач, оценка деятельности учеников на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, алгоритму, чтения полученного правила в учебнике, выделение ключевых слов, подсказка других учащихся.

                 Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

 - Итак, мы с вами выяснили, что нам надо научиться умножать десятичные дроби на натуральное число.

Цель: научить умножать десятичные дроби на натуральное число.

- Ребята, у нас была цель: отгадать название травы и узнать о её свойствах. Но мы в процессе этого узнали, как выполнить умножение десятичной дроби на число. Проговорите, как это сделать?

Цель перед учащимися: - Давайте научимся применять это правило при решении различных заданий.

- Работаем по учебнику: № 1306(а, б, в)

 -  Решите примеры, записанные на доске :

2,056*10=        56,12*100=      0,1236*1000=

 Цель: выявить наиболее рациональный способ умножения десятичной дроби на разрядную единицу (  исследовательская работа ).

Метод: поисковая деятельность учащихся в условиях проблемного обучения, эврестическая беседа.

Цель перед учащимися: - Ребята, давайте выясним, как умножить более рациональным способом десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.

-Посмотрите внимательно на эти примеры. Чем похожи и чем отличаются множители от результата?

- Как можно быстрее, проще выполнить такие примеры.

- Составьте правило умножения десятичной дроби на единицу с нуликами.

Физиологическая разрядка

Цель: физиологическая разрядка для восстановления работоспособности.

Цель перед учащимися: Ребята, для того, чтобы дальнейшая работа была успешной, нам необходимо отдохнуть. Проведём зарядку для глаз, пальцев рук и мышц шеи.

Цель: научить применять полученные знания на практике.

Метод: обучающая беседа, работа с учебником.

Цель для учащихся:

 -А теперь давайте закрепим полученные правила, используя задания в учебнике.

-Давайте разберём решение примеров в №1310. Прокоментируйте, в какую сторону надо перенести запятую и на сколько знаков?

- Итак, ещё раз: как умножить десятичную дробь на натуральное число? На 10, 100, 1000 и т. д.

 -Решим задачу №1313

- Прочитайте задачу.        

- Что сказано про Пяточка?

- Что сказано про Винни-Пуха?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Учащиеся проговаривают полученное правило по очереди.

Решают примеры  в тетрадях и на доске по очереди с комментированием.

Дети вычисляют в столбик и сравнивают множители с результатом и делают вывод.

Выполняют физзарядку.        

Решают поочереди у доски с комментированием.

 Проговаривают правила умножения на число и на разрядную единицу.

Отвечают на вопросы.

 

 

  • Решите задачу .

Цель:проверить умение решать уравнения.

Метод: самостоятельные упражнения тренировочного характера, беседа, наглядность, групповая работа.

Цель для учащихся: 

-А теперь проверим, как вы умеете решать уравнения, содержащие десятичные дроби.

Слайд № 5: х+2,8=3,72+0,38     у-6,8=8,7+6,4

 -  Какое действие надо выполнить первым?

- Как найти х?

- Решите и сделайте проверку.   

Решают задачу в тетрадях и один ученик у доски.

Рассматривают уравнения и отвечают на вопросы.

Решают в тетрадях самостоятельно, два ученика у доски.

5.Задание на дом

Цель самостоятельной работы: 1.Выучить выведенные правила умножения десятичной дроби на натуральное число и н а разрядную единицу.

2. Применять получ енные правила при решении практических задач.  

3. Выполнить задания из учебника № 1333, 1332 стр. 207

Цель учителя: проверить умение использовать полученные навыки для решения практических задач.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность,насыщенность, свободное владение материалом.

               Деятельность учителя

                 Деятельность учащихся

Подводит итоги урока.

Цель: проверить уровень сформированности умений применять полученные правила при решении примеров и задач.

Метод: беседа.

Цель для учащихся: Провепим, как вы усвоили полученные правила сегодня на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

Цель: закрепить полученные знания.

Метод: программированное обучение.

Цель для учащихся:

 -Ребята, дома вы должны самостоятельно выполнить задания, чтобы закрепить правила, которые мы с вами вывели.

- Выучите наизусть правила умножения десятичных дробей на натуральное число и на разрядную единицу.

- Выполните задания из учебника № 1333, 1332.

-Прочитайте задания указанных номеров.

- Что нужно сделать?

- Какие вопросы по выполнению зтих заданий у вас будут?

- Объявляет отметки за урок.

Слайд № 6:  Молодцы!!! Спасибо за урок. Все свободны. Отдыхайте!

Отвечают на вопросы. Как умножить десятичную дробь на натуральное число. Как умножить десятичную дробь на 10, 100,  1000 и тд.

Записывают домашнее задание

Прослушивают рекомендации учителя по  правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Подают дневники для выставления отметок.

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме     « Умножение десятичных дробей на натуральное число», контроля             ...

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Разработка урока на данную тему с презентацией. Работа выполнена на башкирском языке....

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Разработка урока на данную тему с презентацией. Работа выполнена на башкирском языке....

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока по математике для 5 классасо средним уровнем математической подготовки учащихсяна тему:«Умножение десятичных дробей на натуральные числа».Цели урока: Образовательные:- обобщ...

Урок в 5 классе "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок изучения нового материала по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". Форма организации деятельности учащихся - работа в группах. Используется "Метод шести шляп". В разработку уро...

урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...