ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

Пенькова Ирина Александровна

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для каждого ученика,  способствует созданию  обстановки, стимулирующей интерес и пытливость ребенка, расширяет возможности для развития творческих и  познавательных способностей школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penkova_i.a.-statya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

И.А.Пенькова

ГБОУ СОШ с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению  и воспитанию молодого поколения. В Концепции модернизации Российского образования, в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования, где указывалось, что «педагогические условия этого процесса состоят в ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Зависимость экономических, социальных и политических процессов, происходящих сегодня в России актуальна как никогда раньше.

В Законе об образовании процесс обучения  определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».  Государство и семья требуют от школы образования и воспитания поколения, конкурентоспособного на мировом рынке, с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы. Перед школой стоит задача подготовки выпускника, уверенного в  востребованности своих знаний, убежденного в значимости образования,  владеющего не только определёнными знаниями и умениями, но и обладающего новыми ключевыми компетенциями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества. В условиях развития рыночной экономики  от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.                                                        

Следовательно, основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека, создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства.

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой «Использование информационных технологий на уроке как средство повышения познавательной активности учащихся».

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для каждого ученика,  способствует созданию  обстановки, стимулирующей интерес и пытливость ребенка, расширяет возможности для развития творческих и  познавательных способностей школьников.

За последние годы произошли огромные изменения в сторону информатизации жизни всего общества. Мир современного ученика невозможно ограничить мелом и доской.  Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации.     Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говоря о том, что в школе стало неинтересно и скучно учиться. Низкий уровень внутренней мотивации подростков к обучению - одна из проблем школы, к решению которой должен стремиться учитель. Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Но интерес к предмету вырабатывается только тогда, когда ученикам понятно то, о чем  говорит учитель, когда задачи и упражнения интересны по содержанию, когда они побуждают их к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

На современного человека буквально обрушивается поток информации, и
поэтому главной задачей школы становится формирование у каждого
ребенка умения ориентироваться в этом нарастающем потоке информации,
отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого.
Постоянно меняющаяся действительность требует мобильности от человека,
способности учиться в течение всей жизни, поэтому в школе необходимо
создавать условия для развития способности к самообучению. Использование
компьютерных технологий позволяет обеспечить переход от
механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно
приобретать новые знания. Поэтому учителю просто необходимо обновлять систему преподавания, направленную на повышение мотивации школьников к учебному процессу, искать новые методы и формы организации обучения.

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Общеизвестно, что в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка. Как горят глаза ребенка, когда он правильно выполнил задание. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, информационные технологии позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Использование информационных технологий на уроках позволяет:

  • формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний;
  • прививать интерес к предмету через  расширение кругозора ребёнка;
  • разнообразить повседневную учебную деятельность;
  • создать возможность для повышения интенсивности урока;
  • сделать урок более динамичным, насыщенным, ярким;
  • создавать условия успешности каждого ученика на уроке;
  • дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;
  • улучшить четкость в организации работы класса или группы учащихся.

При этом формируются ключевые компетенции школьников:

  • способность к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
  • готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
  • способность самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
  • готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
  • способность быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
  • способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
  • готовность к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
  • понимание значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
  • способность к субъективной самооценке, рефлексии.

Использование информационных технологий на уроках математики предоставляет учителю значительную часть времени использовать для живого общения с учениками. 

Применять данные технологии  можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета,  изучении нового материала, актуализации полученных знаний, в режиме самообучения,  для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой, рефлексии, физминутках.  При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

                  Информационные технологии я использую:

  1. Для обозначения темы урока.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

  1. Как сопровождение объяснения учителя.

  Использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

  1. Как информационно-обучающее пособие.

Особенный акцент ставлю на собственную деятельность  ученика по поиску, осознанию, переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

  1. Для контроля знаний.

           Здесь использую разноуровневые тесты, интерактивные задания, задания в режиме online, самостоятельные работы, зачетные задания, задания творческого характера.

5.  Интегрированные уроки.  

        Совместно с учителем химии в 5 классе  мной проведен урок по теме «Решение уравнений. Свойства воды», в 6 классе  - совместно с учителем географии уроки по теме «Масштаб», «Координатная плоскость. Географические координаты»,  в 8 классе – совместно с учителем физики урок по теме «Абсолютная и относительная погрешности» и др.

                        На уроках математики  используются  презентации, электронные учебники, видеоуроки, интерактивные задания, интерактивная доска, электронные тренажеры, различные электронные программы. Формы ведения уроков разнообразны: лекции, семинары, зачёты, практикумы, консультации, практикуюся  нестандартные виды уроков: урок-соревнование, урок-сказка, урок-путешествие, урок-турнир, урок-игра. При этом пользуюсь программами «Открытая Математика 2.6. Планиметрия», «Открытая Математика 2.6 Стереометрия», «Математика 5-11 классы. Практикум», «Открытая Математика 2.6. Функции и Графики», «Открытая Математика 2.6. Алгебра», «Подготовка к ЕГЭ. Математика 7-11 класс», «Живая математика». Богатейший материал с использованием информационных технологий представлен на сайтах Министерства образования России http://school-collection.edu.ru, http://www.fcior.edu.ru.

        

Аннотация

В данной статье описывается опыт использования ИКТ на различных этапах урока математики для формирования положительной мотивации  к изучению математики, что позволяет создать психологический комфорт, способствует сохранению здоровья учащихся и в то же время дает возможность учащимся усвоить объем и получить качество знаний, соответствующих их интеллектуальным возможностям.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии,  современные методы обучения, познавательный интерес, индивидуальные способности, дифференцированный подход, личность, успех.

Annotation

In this article experience of the use of ИКТ is described on the different stages of lesson of mathematics for forming of positive motivation  to the study of mathematics, that allows to create a psychological comfort, assists maintenance of health students and at the same time gives an opportunity to the students to master a volume and get quality of knowledge corresponding to their intellectual possibilities.

Keywords: of informatively-communication technologies,  modern methods of educating, cognitive interest, individual capabilities, differentiated approach, personality, 

success.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  2. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.
  5.  Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

 Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение, как средство формирования мотивации к изучению математики, физики и информатики

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное позн...

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»

Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются мно...

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »

Оглавление I. Вводная часть 1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их п...

"Интегрированный урок как средство формирования понимания практической значимости математики"

Целью данной работы является рассмотрение интегрированного урока как средства формирования понимания практической значимости математики.Задачи работы:1.рассмотреть теоретические основы интегрированных...

Английский +. Интегрированные уроки как средство формирования мотивации к изучению английского языка

Данное пособие представляет собой сборник наиболее характерных форм интеграции  различных школьных предметов с английским языком. Оно апеллирует ко всем, кто служит делу образования не зависимо о...

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации при изучении математики

В материале рассматриваются интегрированные уроки как средство повышения мотивации при изучении математики....

Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».

   В статье  "Использование инновационной  технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...