Деление десятичных дробей
методическая разработка по математике (5 класс)

Номанова Тамила Талятовна

Конспект открытого урока в 5 -м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_delenie_desyatichnyh_drobey.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Разработка урока для 5 класса

«Деление десятичных дробей»

                                                               Выполнила:  

                                                                      учитель математики

                                                             Номанова Т.Т.

г.Северодвинск

2019


Тема:      Деление десятичных дробей.                                        

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: ввести правило деления десятичных дробей, закрепить знания, умения  и навыки по данной теме.

Задачи:

Образовательные: закрепить вычислительные навыки решения задач стандартного вида в устной форме и сформировать навыки деления десятичных дробей;

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность учащихся, мотивацию практической значимости данной темы, умение работать самостоятельно;

Воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, воспитать внимательность и аккуратность при вычислении и оформлении записи в тетради и на доске.

Оборудование: компьютер (презентация), листы с заданиями.

                                   П Л А Н   У Р О К А

  1. Организационный момент. ( 1 мин.)
  2. Актуализация опорных  знаний. (9 мин.)

Сегодня мы отправляемся в удивительный мир загадок нашей Планеты. Вам предстоит узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. Вы сможете прочитать это слово, если верно найдѐте значения выражений и расставите буквы над соответствующими точками на координатном луче. По результатам вашей работы я смогу лучше узнать ваши способности и уровень знаний

УСТНЫЙ СЧЁТ

 1) 2,2 * 2 = 4,4 Т

2) 1,7 + 1,4 = 3,1 Г

 3) 1,5 + 2,6 = 4,1 О

4) 0,22 * 10 = 2,2 Б

5) 0,7 + 2,6 = 3,3 А

6) 0,28 * 100 = 2,8 Р

7) 5 – 2,6 = 2,4 Е

8) 7,8 – 4,1 = 3,7 М

При проверке правильности ответов, учащиеся поднимают зелѐные сигнальные карточки с надписью «да»- если согласны, иначе красные с надписью «нет». В результате получается слово «БЕРГАМОТ»

Молодцы! Это растение – БЕРГАМОТ. Это цитрусовое растение, плод которого имеет форму шара или грушевидную форму. Плоды его несъедобны. Такое имя бергамот получил благодаря своей необычной грушевидной форме и светло-жѐлтому цвету, который делал плоды бергамота похожими на груши сорта бергамот.

Решив следующие примеры и расположив ответы в порядке убывания, вы прочитаете название страны, в которой произрастает бергамот, а я, тем самым, проверю, как вы усвоили материал прошлого урока.

Сначала повторим правило: «Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо:

 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на ___________;

2) поставить в частном запятую, когда кончится ____________________.

1) 48,6 : 6 = 8,1 И

2) 12,9 : 3 = 4,3 Т

3) 5,5 : 5 = 1,1 И

4) 0,4 : 2 = 0,2 Я

5) 22,22 : 11 = 2,02 Л

6) 36,24 : 12 = 3,02 А

Правильно – это Италия. По одной из версий, название «бергамот» он получил в честь итальянского города Бергамо, где его впервые начали культивировать и продавать как масло. По другой версии, название происходит от турецкого слова «beg armudy» — господская груша.

  1. Объяснение нового материала. (7мин.)

Задача. Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.

Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?

S=1225 м2

а=49 м

b - ?

1225:49=25(м) (делят сами в тетради)

Ответ: 25 м

Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).

На доске задача:  Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.

S=122,5 м2

а=4,9 м

b - ?

Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?

122,5:4,9= ? 

 Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? 

 Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».

Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)

Объяснение нового материала, с решением примеров.

  1. Закрепление умений и навыков. (9 мин.)

№ 1445 (1 столбик)

Два ученика работают на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях, сверяются и контролируют решение на доске. Учитель в процессе решения следит за верностью рассуждений, при необходимости задаёт наводящие вопросы.

  1. 7,56: 0,6= 75,6:6= 12,6
  2.  0,161: 0,7= 1,61:7=0,23
  3.  0,468: 0,09= 46,8:9=5,2
  4. 0,00261:0,03= 0,261:3=0,087
  5. 0,824:0,8= 8,24:8=1,03
  6. 10,5: 3,5= 105: 35=3                            

Для учащихся, работающих самостоятельно, предлагается выполнение дополнительно № 1451. Такие учащиеся получают оценки.

  1. Физкультминутка (2 мин.)

Руки подняли и помахали
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.

  1. Повторение материала (4 мин.)
  1. Задача: Садовод должен был собрать за 2 часа 25,2 килограмма бергамота. В первый час он собрал 3/7 фруктов. Сколько килограммов бергамота должен собрать садовод за второй час? Решение:
  2. I способ: 1) 25,2: 7 * 3 = 3,6 * 3 = 10,8 (кг) – собрал в 1-й час; 2) 25,2 – 10,8 = 14,4 (кг) – собрал за второй час.
  3.  II способ: 1) 1- 3/7 = 4/7 – часть фруктов, собранная за 2-й час 2) 25,2: 7 * 4 = 3,6 * 4 = 14,4 (кг) собрал за второй час. Ответ: 14,4 кг.
  1. Контроль сформированности умений и навыков решения примеров по данной теме.   (9 мин.)

Остановимся на этом месте и выполним разноуровневую самостоятельную работу. (3 уровня сложности)

Карточки с самостоятельной работой лежат на столах у учащихся.

Выполнять задания можно прямо на листах.

Фамилия, имя:________________________________

 Самостоятельная работа

Вариант I

  1. Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь надо: a) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр сколько ________;

b) после выполнить деление на __________________.

2)Закончите выполнение деления:

        6, 944 : 3,2 =                

        0,0456 : 3,8 =                

 6,36 : 0,12 =                  

        24, 48 : 4,8 =                

Фамилия, имя:________________________________

 Самостоятельная работа

Вариант 2

  1. Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо: a) делить не обращая внимания на _______________;

b) поставить в частном запятую, когда кончится деление ____________________;

2)Закончите выполнение деления:

               131, 67 : 5,7 =              

                14,976 : 0,72 =              

                0,182 : 1,3 =                  

                24, 48 : 2,4 =                

3 правильных ответа – оценка «3»,

 4 правильных ответа – оценка «4»,

4 правильных ответов + правило -  оценка«5».

Ответы для самостоятельной работы (самоконтроль):

Фамилия, имя:________________________________

 Самостоятельная работа

Вариант I

  1. Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь надо: a) их после запятой в делителе;

b) натуральное число.

2)Закончите выполнение деления:

        6, 944 : 3,2 =                 2,17

        0,0456 : 3,8 =                0,012

 6,36 : 0,12 =                  53

        24, 48 : 4,8 =                 5,1          

Фамилия, имя:________________________________

 Самостоятельная работа

Вариант 2

  1. Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо: a) запятую;

b) целой части;

2)Закончите выполнение деления:

               131, 67 : 5,7 =               23,1

                14,976 : 0,72 =              20,8

                0,182 : 1,3 =                  0,14

                24, 48 : 2,4 =                 10,2          

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин.)

Выставление оценок.

Сегодня на уроке я узнал……..

Было интересно……….

Теперь я могу……………

Полученные знания мне пригодятся ………

  1. Определение и разъяснение домашнего задания. (2мин.)

Учитель поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что оно аналогично заданиям, решённым на уроке. Учащиеся, выслушав учителя, записывают домашнее задание в дневник.

П. 37 (выучить правило деления десятичных дробей)

№ 1483

№1485

  1. Спасибо за урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Урок математики в 5 классе по УМК А.Г. Мордковича, Урок формирования новых знаний....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Технологическая карта урока по математике 5 класс с реализацией ФГОС...

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по  теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...