Главные вкладки

    Программа предпрофильного курса по математике для учащихся 9 класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
    рабочая программа по математике (9 класс)

    Пастарнакова Светлана Михайловна

    Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно измерительными материалами ОГЭ по математике».
    Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
    Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с традиционным экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_predprofilnogo_kursa_9_kl.docx224.59 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Пояснительная записка

    Основной государственный экзамен в 9 классе продолжает совершенствоваться. Аттестация за курс основной школы проходит не по алгебре, как было многие годы ,а по математике. В контрольные измерительные материалы ОГЭ включаются задания по геометрии , по теории вероятности и статистике , в ОГЭ стало больше практических заданий , в которых проверяются не только формальные знания, но и общематематическая компетентность выпускника.
    Работа состоит из 3 модулей: «Алгебра», «Геометрия», »Реальная математика». Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (1 часть), 4 задания повышенного уровня (2 часть) и 2 задания высокого уровня сложности ( 2 часть).

    Оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

    Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
    В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных , индивидуальных занятия и  пред- профильных курсах .
    Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы и предпрофильные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
    Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно измерительными материалами ОГЭ по математике».
    Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
    Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с традиционным экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

    Цели предпрофильного курса: подготовить учащихся к  ОГЭ  в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

    Задачи:

    Повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы;

    Расширить знания  по отдельным темам курса  математики  5-9 класс;

    Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.


    Ожидаемые результаты:

    На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся  достигнут следующих результатов:

    Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

    Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

    Выработают умения:

    самоконтроль времени выполнения заданий;

    оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    прикидка границ результатов;

    прием «спирального движения» (по тесту).

    Основные методические особенности курса:

    Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

    Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

    Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

    Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

    Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

    Структура курса

    Курс рассчитан на 68 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

    -выражения и их преобразования ;

    -уравнения и системы уравнений;

    -неравенства;

    -координаты и графики;

    -функции ;

    -уравнения и неравенства с модулем;

    -уравнения и неравенства с параметром;

    -арифметическая и геометрическая прогрессии ;

    -текстовые задачи ;

    -геометрические задачи.

    Формы организации учебных занятий

    Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
    Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
    Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
    В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
    Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

    Контроль и система оценивания

    Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
    Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ).
    Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
    Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

    Учебно-тематический план


    п/п

    Тема

    Количество часов

    Формы проведения

    Образовательный продукт

    Всего

    Лекции

    Практикум

    1

    Числа и выражения.
    Преобразование выражений

    4 ч.

    0,5 ч.

    3,5 ч.

    Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

     Актуализация вычислительных навыков.
    Развитие  навыков тождественных преобразований.

    2

     Уравнения.

    4 ч.

    0,5 ч.

    3,5 ч.

    Комбинирован -ный  урок, групповая работа

    Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

    3

    Системы уравнений.

    4 ч.

    0,5 ч.

    3,5 ч.

    Мини-лекция, работа в парах

     Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

    4

    Неравенства.

    4 ч.

    0,5 ч.

    3,5 ч.

    Комбиниро- ванный урок, урок-практикум, тестирование

     Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

    5

    Координаты и графики.

    2 ч.

    0,5 ч.

    1,5 ч.

    Мини-лекция, лабораторная работа

     Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

     

    6

    Функции

    3 ч.

    0,5 ч.

    2,5 ч.

    Семинар, групповая работа, тестирование

    7

    Текстовые задачи.

    8 ч.

    1 ч

    7 ч.

    Мини-лекция, групповая работа, тестирование

    Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

    8

    Арифметическая и геометрическая прогрессии

    4 ч.

    0,5 ч.

    3,5 ч.

    Комбинированный урок,
    урок-практикум

    Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

    9

    Уравнения и неравенства с модулем.

    3 ч.

    0,5 ч.

    2,5 ч.

    Мини-лекция, работа в парах

     Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

    10

    Уравнения и неравенства с параметром.

    3 ч.

    0,5 ч.

    2,5 ч.

    Мини-лекция, урок-практикум

    Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

    11

    Геометрические

    задачи

    15 ч.

    2ч.

    13 ч.

    Мини-лекция,

    урок-практикум,

    работа в парах,

    комбинированный урок,  тестирование

     12

    Работа с конрольно-измерительными материалами

    (1 часть)

    7 ч.

    0,5 

    6,5 ч.

    Зачет

    Умение ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

    13

    Работа с конрольно-измерительными материалами

    (2 часть)

    3ч.

     

    3ч.

    Зачёт

    Умение ориентироваться  в  заданиях второй части

    14

    Обобщающее повторение

    4 ч.

     

    4 ч.

    Тестирование

    Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ.


    Содержание программы

    Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

    Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

    Тема 2.  Уравнения

    Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

    Тема 3. Системы уравнений

    Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                                                                                                                                           Тема 4. Неравенства

    Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

    Тема 5. Координаты и графики

    Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

    Тема 6. Функции

    Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование  графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

    Тема 7. Текстовые задачи

    Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.


    Тема 8. Арифметическая и геометрическая прогрессии

    Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

    Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

    Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

    Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром
    Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

    Тема 11.  Геометрические задачи

    Тема 12. Обобщающее повторение

    Решение задач из контрольно измерительных материалов  ОГЭ (первая часть).

    Тема 13. Обобщающее повторение

    Решение задач из контрольно измерительных материалов ОГЭ (полный текст).

      Список  литературы:

    1. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014. Решебник.  Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. (2012, 320с.)
    2. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2014. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика. Под. ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. (2012, 315с.)
    3. Математика. Подготовка к ГИА 9 в 2014 году. Диагностические работы. (2014, 112с.) 
    4. ГИА-2014. Математика. 9 класс. Тренировочные варианты.  Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. и др. (2013, 96с.)
    5. ГИА-2014. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. (2013, 192с.)
    6. ГИА 2014. Математика: сборник заданий.  Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2013, 160с.)
    7. ГИА. Математика. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Реальные тесты. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2013, 80с.)
    8. ГИА. 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1.  Под. ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. (2013, 400с.)
    9. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания.  Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. (2013, 64с.) ( №1)
    10. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания.  Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. (2013, 64с.) ( №2)
    11. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания.  Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. (2013, 80с.) ( №3)
    12. ГИА 2013. Математика. Сборник заданий.  Кочагин В.В., Кочагина М.Н. (2012, 336с.)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Проще простого". Презентация программы предпрофильного курса по математике по теме «Геометрические преобразования»

    Геометрические преобразования – тема школьного курса геометрии, которая недостаточно глубоко изучается в основной школе. Между тем, восприятие этой темы помогает ученикам лучше осознавать свойства гео...

    Программа предпрофильного курса по биологии для учащихся 8 класса «Уроки здоровья: как стать красивым»

    Главная задача курса заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни. Программа элективного курса включает следующие разделы: 1.введение 2.физическое здоровье...

    Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

    Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

    Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»

    Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...

    Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

    Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

    Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

    Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...

    рабочая программа предпрофильного курса по математике

    предпрофильный курс по математике для 9 класса, разработан с целью помочь обучающимся решать нестандартные геометрические задачи при подготовке к ОГЭ...