Программа предпрофильного курса по биологии для учащихся 8 класса «Уроки здоровья: как стать красивым»
элективный курс по биологии (8 класс) по теме

Салынская Марина Владимировна

Главная задача курса заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни.

 Программа элективного курса включает следующие разделы:

 1.введение

 2.физическое здоровье

 3.психическое здоровье

 4.нравственно-экологическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predprofilnogo_kursa_po_biologii.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к выбранному предпрофильному курсу по биологии

для учащихся 8 класса

«Уроки здоровья: как стать красивым»

Быть красивым – значит быть здоровым.

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т. Карлейль.

За основу создания элективного курса была взята программа элективного курса по биологии «Уроки здоровья: как стать красивым» 9-й класс, опубликованная в газете Химия, приложение к газете «Первое сентября» № 10–24, 2000.

В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья.

         По данным Минздрава, из 6 млн. подростков 15–17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. К 17–18 годам остается от 3 до 6% здоровых школьников.

 Предлагаемая программа курса «Уроки здоровья: как стать красивым» предназначена для подростков-учащихся 8 класса, т.к. в период взросления, полового созревания хочется быть красивым, уверенным в себе, а, следовательно, и здоровым.

Данный курс не ставит целью овладеть медицинскими знаниями, оказанием помощи при различных заболеваниях. Главная задача курса – заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни.

Задачи курса:

  • сформировать положительную тенденцию к ведению здорового образа жизни
  • помочь учащимся выбрать индивидуальные подходы к ведению здорового образа жизни
  • научить корректировать свое психическое состояние
  • привить чувство ответственности за свое здоровье.

Стремление подростков к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности. На этой основе необходимо воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру школьника, ответственность за состояние своего здоровья, развивать инстинкт самосохранения, чувство собственного достоинства, самоуважения.

 Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения и переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и даже дома. Не познав себя, подростку трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.

 Курс рассчитан на 17 часов. Темы подобраны так, чтобы заинтересовать учащихся, показать привлекательность курса, привить навыки к самонаблюдению, умению анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье.

Программа элективного курса включает следующие разделы:

  1. введение
  2. физическое здоровье
  3. психическое здоровье
  4. нравственно-экологическое здоровье.

Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается:

  • выполнение практических работ
  • проведение диагностик, тестирований
  • овладение методами снятия напряжения, утомления, стресса.

По окончании предлагаемого курса учащиеся

должны знать:

  • основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;
  • компоненты и показатели здоровья;
  • основные факторы, определяющие здоровье;
  • факторы риска;
  • факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья;

должны уметь:

  • самонаблюдать, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;
  • оценивать функциональное состояние своего организма, проводить при необходимости оздоровительные действия;
  • анализировать свое психическое состояние и управлять своими эмоциями.

Форма итоговой работы:

  •  оформление результатов диагностик, тестирований и практических работ
  •  творческий отчет о выборе индивидуальных подходов к здоровому образу жизни.
  • Программу можно использовать как основу в воспитательной работе, в качестве факультативных занятий, меняя количество часов.
  •  Курс позволит освоить приемы самовоспитания, выработать индивидуальный способ повышения физической культуры, он будет способствовать психомоторному самосовершенствованию.

Ожидаемый результат.

  • развитие и накопление конкретных знаний о здоровом образе жизни
  • повышение уровня валеологической грамотности,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • практические мероприятия: участие в конкурсах, конференциях, акциях и пр.

Учебно-тематический план

Введение 1 ч.

Раздел I Физическое здоровье 6 ч.

  1. Красота человеческого тела. (Строй свое тело.) 1 ч.
  2. Живой организм – химическая лаборатория. 1 ч.
  3. Массаж в борьбе с недугами. 1 ч.
  4. Тайная мощь русской бани. 1ч.
  5. Эти живительные ароматы. 1ч.
  6. Зарядка, которую хочется делать. 1ч.

Раздел II Психическое здоровье 6 ч.

  1. Секреты нервной силы (6 основных страхов: болезни, старости, смерти, потери любимого, бедности, осуждения). 1 ч.
  2. Используем силу мысли. 1ч.
  3. Этот многоликий стресс. Депрессия. 1 ч.
  4. Целительные чары радости. 1ч.
  5. Сон и работоспособность. 1ч.
  6. Тренинг. Практические советы. 1 ч.

Раздел III Нравственно-экологическое здоровье 3 ч.

  1. Сила духа и здоровье. 1 ч.
  2. В гармонии с природой. 1 ч.
  3. Экология и здоровье человека. (Взаимосвязь состояния среды и организма человека. Данные по экологии места проживания.) 1 ч.

Урок-конференция. Защита проектов, рефератов, докладов. 1ч.


Содержание разделов программы

Введение

Понятие о здоровом образе жизни. Компоненты здоровья. Физиологические нормы здоровья.

 Критерии здоровья. Компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное. Взаимосвязь компонентов здоровья.

Раздел I. Физическое здоровье

1. Красота человеческого тела. Строй свое тело. Прекрасно то, что отвечает своему предназначению. Статуи Афродиты, Венеры Милосской, Аполлона, Геракла. Азбука оздоровительного бега. Двигательная активность. Осанка. Влияние физических упражнений на организм. Красота движений и здоровье – неразделимые понятия. Аэробика, шейпинг, тренажеры и др. Воздействие стероидов на мышечную массу.

2. Живой организм – химическая лаборатория. Микро- и макроэлементы, их влияние на организм.

 Избыток и недостаток основных химических элементов, и здоровье человека. Неорганические соединения, входящие в состав организма. Органические соединения, входящие в состав организма.

3. Массаж в борьбе с недугами. Из глубины веков. Положительное влияние массажа на различные органы и системы человека. Методики массажа при различных заболеваниях. Использование массажа при умственном и физическом утомлении.

4. Тайная мощь русской бани. Из истории русской закаливающей бани. Основы банного искусства. Правила оздоровления в бане. Виды бань. Сухой и влажный пар. Дыхательные коктейли. Специалисты по банным веникам. Парная в квартире.

5. Эти живительные ароматы. Роль запахов в жизни первобытного и современного человека.  Ароматерапия. Ароматонизация.  Как «работает» запах. Дезодоранты. Антиперспиранты. Дезоколоны. Правила аромапрофилактики и ароматерапии.  

6. Зарядка, которую хочется делать. Зарядка фараонов. Возможности активного отдыха. Минуты, берегущие здоровье. Корригирующая гимнастика. Гимнастика для мозга.

Раздел II. Психическое здоровье

1. Секреты нервной силы.(6 основных страхов.) Сущность и критерии психического здоровья человека. Факторы, влияющие на нервную силу человека. Опасные сигналы слабой психической энергии. Основные страхи человека и их последствия (бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви и смерть). Самый большой грех – страх? Самый лучший день – сегодня!

 Самая большая ошибка – потеря надежды! Твои враги – зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе. Улыбайтесь, стиснув зубы.

2. Используем силу мысли. Будем творцами своего здоровья (Уроки школы психофизической тренировки). Способы создания мощной нервной силы по П.С.Бреггу.

3. Этот многоликий стресс. Депрессия. Нервное истощение, нервная депрессия, стресс.

 Причины, диагностика, профилактика, лечение. Аутогенная тренировка против стресса. Привычки и правила, укрепляющие психическое здоровье.

4.Целительные чары радости. Приёмы освоения техники релаксации. Чудесные свойства улыбки. Целительное действие юмора и смеха.

5. Сон и работоспособность.  Анализаторы и сон. Почему вам не спится? Феномен мерных звуков. «Снотворная» гимнастика. Безвредные средства для сна. Точечный массаж при бессоннице

6. Тренинг. Практические советы. Учитесь властвовать собой: психология поступков и образа жизни. Психофизические упражнения. Аэробика и эмоциональное здоровье. Пять правил на всю жизнь. Творчество как способ снятия стрессового состояния (живопись, поэзия, музыка). Музыкальные произведения, обладающие терапевтическим воздействием.

Раздел III. Нравственно-экологическое здоровье

1.Сила духа и здоровье. Настоящий человек думает о себе сам. Ответственность за свое здоровье и здоровье близких тебе людей. Вера и здоровье. Основные заповеди. Самовнушение. Отношение к себе, окружающим людям и здоровье. П.К.Иванов: «Здоровайся со всеми! Проси здоровья для себя и всех людей».

2. В гармонии с природой. Закаливание солнцем, воздухом, водой. Холодные умывания, обтирания, обёртывания, обливания, потогонные ванны и чаи. Механизмы и техника закаливающих процедур. «Питание» витаминами через кожу.

3. Экология и здоровье человека. Взаимосвязь состояния среды и организма человека.

 Почва, вода и атмосфера. Шумовое загрязнение. Данные по экологии места проживания.

Литература:

  1. Ж. Биология в школе. № 2, 2004.
  2. Л.Г. Татарникова, М.В.Поздеева.  Валеология подростка. С-Петербург Petrock, 1997.
  3. В.Н.Карандашев. Как жить в условиях стресса. Вологда, 1993.
  4. Система оздоровления П.С.Брегга. М., «Мега» 1994.
  5. Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., Олма-Пресс 2003.
  6. Джексон Адам. Десять секретов здоровья. К., «София»; М.,ИД «София», 2003. http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=761
  7. В.А. Родионов. М.А.Ступницкая. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль Академия развития, 2001.
  8. В.Л.Марищук. Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. Л.К.Серова. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984.
  9. Ж. Древо познания. 2002–2004 гг.
  10. В.А. Иванченко. Как быть здоровым.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989
  11. А.А. Бирюков. Массаж в борьбе с недугами.-М.: Спорт,2001.
  12. Газета Химия, приложение к газете «Первое сентября» № 10–24, 2000.  http://festival.1september.ru/articles/504038/

                                         

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: Научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Требования к выполнению практической работы:

Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1-2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.

После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.

После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Ход работы.

1.Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесите в таблицу.

2.Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:

а) если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;

б) если сумма баллов равна (+4- +3) – средний уровень здоровья;

в) если сумма баллов +2 и менее – низкий уровень здоровья.

3. Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные \ неблагоприятные)- пункт 8 таблицы.

4. Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям режима дня школьника- пункт 9 таблицы.

5. Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья? Влияет ли режим дня на состояние здоровья? Каков характер данного влияния?

6.Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.

7.По итогам работы сформулируйте вывод.

                                                                                                     

Таблица.

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день.

Исследуемые

Показатели

Результаты оценки

Оценка в

баллах

1.Самочувствие

2.Настроение

3.Аппетит

4.Умственная работоспособность

5.Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)

6. Сон

7.Болевые ощущения                  

а) хорошее (ощущение бодрости, силы)

б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

а) приподнятое

б) удовлетворительное

в) подавленное

а) хороший

б) плохой

а) высокая

б) средняя

в) низкая

а) менее 75

б) от 75 до 85

в) более 85

а) дающий ощущение бодрости и отдыха

б) поверхностный, с ночными просыпанием, не приносящий ощущения отдыха

а) отсутствовали

б) присутствовали

        +1

        - 1

        +1

          0

         -1

        +1

         -1

        +1

          0

         -1

        +1

          0

         -1

     

      +1

         -1

        +1

         -1

Сумма баллов:

Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень.

8. Особенности психосоциальных условий жизни

а) были ли ссоры и конфликты с друзьями: нет

да

б) особенности психологического климата в семье:

спокойный, благоприятный

напряженный, конфликтный

в) особенности эмоционального состояния:

радость, положительные эмоции

эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции

        +1

         -1

       

       

        +1

         -1

       +1

         -1

Сумма баллов:

Оценка психосоциальных условий:

благоприятная - сумма баллов +2 и выше,

неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

9. Особенности режима дня

а) продолжительность сна:

более 8ч.

менее 8ч.

б) утренняя зарядка:

выполнялась

не выполнялась

в) прогулки на свежем воздухе:

имели место

не имели место

д) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередачи или игры на компьютере:

менее 2ч.

более 2ч.

е) занятия спортом, физическими упражнениями:

выполнялись

не выполнялись

        +1

         -1

        +1

         -1

        +1

         -1

        +1

         -1

        +1

         -1

Сумма баллов:

Оценка режима дня:

соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3)

не соответствует (+2 и менее)

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы

Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас, и соответствующий балл внесите в таблицу.

1.Особенности питания

А. Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья .(балл = +2)

Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь, свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п. (балл = +1)

В. Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания .(балл = -1)

Г. Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким –то образом повлиять на здоровье (балл =-2)

2.Особенности двигательной активности

А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (балл =+2)

 Б. Вы понимаете, важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете  физические упражнения нерегулярно.(балл = 0)

В. Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете  любое другое занятие, например, просмотр телепередач.(балл = -1)

3.Закаливание

А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие .  (балл = +2)

Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном  летом), либо в зависимости от настроения . (балл =+1)

В. Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно. (балл =0)

4.Особенности режима дня, труда и отдыха

А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха .(балл = +2)

Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть  интересный фильм . (балл =+1)

В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (балл =-1)

5.Особенности эмоционального состояния

А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (балл =+2)

Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение. (балл =+ 0)

В. Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете  находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете. (балл =-2)

6.Жизненная позиция

А. если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (балл = +2)

Б. Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (балл =-2)

В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А, Б), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7.Вредные привычки

Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.

    Определите сумму баллов в таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

- если сумма баллов равна  от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья

- сумма набранных баллов от +6 до +8. Такой образ направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению

-если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение

здоровья и может привести к его полной утрате

                                                                                                       Таблица

                            Факторы образа жизни

Оценка в баллах

Особенности питания

Физическая активность

Закаливание

Режим дня, труда и отдыха

Особенности эмоционального состояния

Жизненная позиция

Вредные  привычки: курение

                                              употребление алкоголя

                                              употребление наркотиков

Сумма баллов:

 


  1. БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Элемент или ион

Значение для организма

Источник

Внешние признаки недостаточности

Фосфор

ДНК, РНК, АТФ, клеточных мембран

Животные белки

Не известны

Сера

В составе белков

Все белки

Не известны

Ион кальция

В составе зубов, костей, свертываемость крови.

Молоко, молочные продукты, рыба,  разваренные кости

Остеопороз у взрослых, рахит у детей, разрушение зубов

Ион калия

Поддерживает сердечную деятельность и водный баланс, участвует в передаче нервных импульсов

Картофель, курага, цитрусовые, бананы

Аритмия сердечных сокращений, остановка сердца при больших нагрузках.

Ион натрия

Регулирует содержание жидкости  в организме, передачу нервного  сигнала

Соленая пища, пищевая соль, мясо свинины и говядина.

Головная боль, слабая память, потеря аппетита.

Ион хлора

Синтез соляной кислоты в желудочных железах, способствует диффузии веществ в организме

Молоко, солёная пища, соль

Сухость кожи, низкая кислотность желудочного сока, нарушение работы желудка.

Ион магния

Образование многих ферментов, участник энергетических процессов

Орехи, шоколад, зелень

Сердечные спазмы, нарушение жидкостного баланса

Фтор

Построение зубов и костей

Морепродукты

Разрушение зубов

Марганец

Кофермент

Печень, почки орехи

Кожные заболевания

Железо

Входит в состав гемоглобина и миоглобина

Печень, мясо, зелень

Анемия, усталость

Кобальт

Входит в состав витамина  В 12

Печень, мясо

Анемия

Йод

Входит в состав гормона щитовидной железы - тироксина

Морепродукты, морская капуста, йодированная соль

Нарушение функций щитовидной железы

медь

Входит в состав 11 ферментов

Печень, почки, яйца.

Нарушение работы нервной системы, в тяжёлых случаях паралич

Цинк

Входит в состав 154 ферментов

Печень , мясо, морепродукты

Анемия, замедление роста, нарушение синтеза инсулина

Хром

Участник переработки углеводов

Печень, мясо, зелень

Уменьшение эффективности инсулина

  1. КАК УСПОКОИТЬСЯ ЗА 60 СЕКУНД

Умение владеть собой — это не просто искусство, но и тяжкий труд. Однако тот, кто умеет не раздражаться и оставаться по возможности хладнокровным, значительно выигрывает, потому что именно он управляет ситуацией. Оглядываясь назад, честно ответим себе на один вопрос: сколько раз мы жалели о том, что не сумели сдержаться?

До сих пор психологи так и не пришли к единому мнению, что все-таки лучше: давать волю агрессии, вымещая ее на посуде или на чучелках любимых начальников или же все-таки сдерживаться. Посудите сами: уровень негатива повысился, а причина конфликта так никуда и не делась! Привычка вымещать раздражение этим способом, как считают психологи, в конечном итоге только повысит природную агрессивность человека. И чем чаще он будет практиковать такие методы, тем труднее впоследствии ему будет сдерживать себя.

Поэтому выход один: учиться управлять ситуацией, даже самой, казалось бы, безвыходной. Общее правило одно: не можете изменить ситуацию — меняйте реакцию. Меняйте свое отношение к ней. Однако, чтобы взять себя в руки и вспомнить об этом, нужно хотя бы две-три минуты. А за эти две-три минуты можно столько дров наломать, что потом придется разбирать завалы и пожинать плоды недели, месяцы и годы.

Советы помогут пережить без потерь эти роковые мгновения, чтобы начать мыслить хладнокровно и конструктивно.

1. Не напрягайтесь — в буквальном смысле. В момент стрессов все наши мышцы непроизвольно напрягаются, и это только усугубляет ситуацию. Если вы почувствовали, что начинаете раздражаться, возьмите напряжение под контроль: на вдохе напрягите с усилием мышцы рук и ног, а на выдохе резко расслабьтесь. Трех раз будет достаточно вполне.

2. Дышите очень глубоко и очень медленно. Этот нехитрый прием также позволит  взять себя в руки.

3. Выпейте теплую сладкую воду. В стакане воды разведите столовую ложку сахара или меда и быстренько это все проглотите.

4. Если есть возможность, уединитесь в ванной. Смочите руки прохладной водой и медленно проведите ими по лбу, затем по щекам вниз, к шее. В течение 30 секунд осторожно, но сильно растирайте плечи и шею. Завершите мини-массаж прохладным ополаскиванием.

5. Поочередно и с силой нажимайте на ногтевые фаланги правой и левой руки. Это не просто отвлечет ваше внимание, но и позволит очень быстро успокоиться.

6. Вы злы и готовы уничтожить всех на своем пути? Подойдите к зеркалу и внимательно посмотрите на свое отражение. Достаточно лишь однажды увидеть свое собственное лицо, искаженное злобой, чтобы понять, насколько нас уродуют несдержанность и раздражительность. Причем уродуют и в прямом, и в переносном смысле.

  1. ОСЕННЯЯ ДИЕТА ПРОТИВ ДЕПРЕССИИ

Эта диета поможет тебе укрепить иммунитет перед зимой и поддерживать себя в хорошем расположении духа.

Возьми за правило включать в свое меню хотя бы дважды в неделю рыбу, морепродукты и рыбий жир. Эти продукты являются важной составляющей крепкого иммунитета в осенние дни, а также поставляют в организм белок, йод и полиненасыщенные жирные кислоты. Употреблять рыбий жир сейчас не составит труда, поскольку теперь его выпускают в капсулах.

Не менее важны для организма и кисломолочные продукты, которые содержат живые микроорганизмы (например, йогурт, биокефир). Такие кисломолочные продукты поддерживают нормальную микрофлору кишечника и стимулируют иммунную систему.

Укрепить иммунитет осенью помогут продукты, богатые клетчаткой. Благодаря клетчатке кишечник будет вовремя избавляться от продуктов распада, а ты будешь чувствовать в организме легкость, и как следствие – хорошее настроение Клетчаткой богаты ржаной хлеб и хлеб с отрубями (которые, кстати, содержат витамин B), семечки тыквы и подсолнуха, орехи (содержат также полезные растительные жиры).

Полезно для укрепления иммунитета употребление зерновых (гречка, овсянка, пшеница), а также яиц, особенно перепелиных.

Яйца лучше употреблять с утра, натощак.

Для укрепления иммунитета осенью важно также использовать в пищу жиры растительного происхождения. Овощные салаты заправляй оливковым маслом и лимонным соком.

Если ты любишь картофель, то для лучшего усвоения его можно запекать. Он богат калием, который очень важен для работы сердца.

Употребляй побольше свежих овощей, фруктов и ягод, соответствующих сезону, например, поздние яблоки, черноплодная рябина, сливы, дыни, арбузы, облепиха. В этих продуктах содержатся так необходимые нам антиоксиданты, а также витамины А, С, Е и множество других.

Хорошо укрепляет иммунитет осенью и шиповник, богатый витаминами. Из шиповника можно заваривать чай или делать настой в термосе. Вместо сладкого употребляй мед или прополис.

Известно, что мед защищает от простуды, а в сочетании с теплым молоком обладает успокаивающим действием и при осенней депрессии помогает чувствовать себя лучше.

Ешь лимоны. Их можно смешать с сахаром, а можно положить в чай. О полезных свойствах лимона можно даже не говорить — витамин С отвечает за крепкий иммунитет и хорошее настроение.

Пей соки. Если не получается свежевыжатые, то подойдут соки промышленного производства, но хорошего качества. Для укрепления иммунитета хорошо подойдет апельсиновый сок.

Выпивай не менее 1,5 литра жидкости в день – этого будет достаточно, чтобы насытить кожу влагой, и помочь организму легче справляться со своими функциями.

 Употребляй комплексы витаминов и минералов. Это особенно необходимо именно осенью.

Диетологи предупреждают: соблюдение любой диеты в осенне-зимний период – это большой стресс для организма! Нехватка питательных веществ, витаминов и микроэлементов скажется на иммунитете, и ослабленный организм с легкостью может подхватить какую-либо инфекцию. Если уж очень нужно похудеть, то замени жирные продукты на обезжиренные: вместо свинины – куриное мясо, вместо сдобы – бездрожжевой хлеб или хлеб с отрубями, включи в рацион нежирные сорта сыра, молока, рыбы. И конечно, исключи сладкое! В любом случае, при соблюдении диеты, направленной на похудение, принимай витамины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса "Здоровье, сила, красота"

программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов, ориентирована на презентацию профессии тренера силовых видов спорта...

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

Программа предпрофильного курса на немецком языке для учащихся 9 класса "Немцы в истории Санкт-Петербурга"

Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга....

Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...

Программа предпрофильного курса по математике для учащихся 9 класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно измерительными материалам...