Главные вкладки

    выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
    статья по математике

    Киселева Т.А.

    Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы)  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_po_sisteme_otsenivaniya.docx23.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

        В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения является  деятельностный подход.

         Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. 
    Существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников. Традиционная школа предлагает всего два однозначно положительных балла, и ученики часто не понимают оценки учителя, говоря: «Вы мне тройку несправедливо поставили», «Почему у него пять, а у меня четыре?». Таким образом, этап контроля порождает львиную долю тех стрессообразующих факторов, которые необходимо снять в соответствии с принципом психологической комфортности.

         В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля прерывает равноправный диалог и сбивается на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь. Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

    Новая  система оценки  ставит  перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? 
    В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы.

    Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 
          Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предмету или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.


    Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. 

    Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Портфель достижений- это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: 

    ∙     поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; 

    ∙     поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 

    ∙       развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; 

    ∙       формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 

    Недостатки  системы оценки (до принятия ФГОС).

    • Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами
    • Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
    • Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников
    •  Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.

    Проблемы при введении новой системы  оценки учебных достижений школьников: 

    • неготовность учителей к изменению привычной оценочной практики;
    • многие учителя не владеют методиками оценки; психологически не готовы к переменам;
    • есть опасение возникновения значительных перегрузок учителей и учащихся при изучении «новой» системы оценки, что может вызвать ряд негативных последствий (увеличение времени на оценочные процедуры может повлечь уменьшение активного времени
    •  дефицит методического обеспечения.

       Систему  оценивания  выстраиваю  таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

    Работая  в 5-х классах, которые входили в экспериментальную группу по внедрению ФГОС, сформировала свои методы применения самооценки учащихся на уроках и дома. . Ранее эти учащиеся не участвовали в эксперименте. Опыта оценивания своих достижений не имеют. Это вызывает некоторые трудности.  В начале работы встал вопрос: «Как на уроке  развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки». Сначала на этапе рефлексии задавала детям вопросы, отвечая на которые они оценивали свою деятельность. Например:

    - Кому было легко?
    - Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?

    - Кто доволен сегодня своей работой?
    - Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

    Затем  ввели самооценку на каждом этапе урока, фиксируя ее на полях тетради или после выполнения задания. Проработав примерно три недели, ребята предложили завести тетради по самооценке деятельности на уроке. Тетрадь разделена на графы: дата, вид работы, самооценка.  До настоящего времени  работаем с этими тетрадями. Учащиеся оценивают свою деятельность на каждом этапе урока, за весь урок, используя символы, ставят себе отметки, рисуют смайлики, оценивают себя одним словом, некоторые предложениями. Есть попытки озвучивать свои трудности, четко излагая проблему.  Наряду с самооценкой ребята учатся оценивать работу друг друга в парах(например, при проведении математического диктанта, проверяют работы друг у друга), в группах (работу всей группы, свой вклад в работу  группы). По окончанию четверти, дала задание оценить свою работу за всю четверть. На первом уроке второй четверти заслушали желающих детей, которые рассказали о своих успехах и неудачах, некоторые озвучили свои желания на следующую четверть. Большинство учащихся уже могут словестно оценить свою работу, некоторые умеют выявить свои пробелы в знаниях, которые вызвали затруднения при решении того или иного задания. Поэтому следующим этапом в своей работе считаю обучение учащихся выявлению затруднений при выполнении заданий, пробелов знаний по определенным темам, умению определять пути решения этих проблем.

         В результате учащиеся должны научиться оценивать свою деятельность, выявлять проблемы и пути их решения, уметь оценивать деятельность других, свою деятельность как члена какой то группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

    Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

    Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС....

    Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.

    ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы  учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...

    «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

    Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....

    Выступление на тему "Организация оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

    Выступлени на тему "Организация оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

    Статья "Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС"

    Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС...