Статья "Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС"
статья по русскому языку по теме

Куртесова Ольга Петровна

Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми

Статья

«Организация  контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС»

(из опыта работы)

                       

 Автор: Куртесова  Ольга  Петровна,

учитель русского языка и литературы

Август , 2016

         Главный результат современного  образования - это не отдельные знания,    умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Целью учебного процесса в соответствие с требованиями нового стандарта становится  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

        Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности учителя – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя.

         Введение федерального государственного стандарта ООО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

         Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка 

Большое внимание уделяется контролю учебной деятельности учащихся.

Виды контроля

Текущий

Промежуточный

Итоговый

входной

оперативный

рубежный

зачет (без оценки) 

дз (оценка) 

экзамен

вступительное тестирование: 

■ устное 

■ письменное 

■ смешанное 

учебное занятие: 

■ опрос

■ сам. раб. 

■ контр. раб. 

■ тест 

■ аудирование 

■ высказывание по теме 

■ реферат, доклад 

■ презентация и т. д. 

контроль

темы раздела: 

■ сам. раб. 

■ контр. раб. 

■ тест 

■  доклад, реферат, эссе и     т. п. 

■ презентация 

■ проект и т. д. 

■ теоретический (лексико-грамматические тесты) 

■ практический (рефераты, доклады, аудирование, высказывание по теме, проекты) 

■ комплексный 

(теор.+ практ.) 

■ контр. раб. 

■ тест 

■ устная 

форма работы (выступление студентов, презентация и т. д.) 

■ ИКТ

■ устный 

■ письменный 

■ смешанный (комплексный) 

В своей работе использую различные методические материалы. Например:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс

к учебникам

  • Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;
  • • В. В. Бабайцевой и др.;
  • • М. М. Разумовской и др.

Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).

Издание помогает учителю вести систематический комплексный контроль  учебной деятельности учащихся, так как содержит

  • Тематические тесты (содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
  • Словарные диктанты (по темам) 
  • Контрольные диктанты (с грамматическим заданием) 

При игровой  и личностно – ориентированной развивающей  технологии контрольно-оценочную  деятельность  осуществляю  на любом  этапе урока. Использую различные виды контроля.

        Этап актуализации знаний.

-  «Лингвистическая разминка» - устный опрос. Ученикам предлагается Лист контроля, на котором написаны десять вопросов по изученным темам. Эти Листы  раздаются в начале урока, ребята выбирают сами вопрос, озвучивают его и дают полный ответ. Если ответ принят одноклассниками и учителем, то номер вопроса вычеркивается учеником. Таким образом,  ученик дает ответ на все 10 вопросов (как в урочное, так и внеурочное время)

- «Ученик – учитель». После записи слов или словосочетаний  организуется взаимопроверка, ребята меняются тетрадями, проверяют (при этом действует прием «Могу спросить»), ставят оценку и свою подпись.

- «Творческое начало» (представить, изобразить, нарисовать понятие, часть речи, член предложения и т. п.)

- «Отгадай - ка» ( по главным словам в словосочетании  формулировать  тему урока; отгадка загадки может являться темой урока…)

- «Учитель» (устный опрос проводит ученик, который, опираясь на записанные на доске словосочетания, формулирует вопрос и сам спрашивает одноклассников; оценивает тоже сам ученик)

- «Четвёртый лишний»

- «Притчи»

- «Эпиграф урока»

- «Стихотворение»

          Этап открытия новых знаний.

- «Работа Консультанта».  Объяснение новой темы готовит ученик, так называемый Консультант. Он самостоятельно изучает тему, составляет презентацию и выступает перед одноклассниками в качестве учителя. Ученики и учитель вправе задать вопросы Консультанту по излагаемой им теме.

- «Мы вместе». Отбор материала по  теме.  Ученикам предлагается определенный объем учебного материала. Ребятам в паре необходимо произвести отбор материала, который понадобится  при изучении новой темы.

          Этап первичного закрепления.  

-  «Верю» - «не верю». Ученикам предлагаются предложения-утверждения  по новой теме под номерами.  Если утверждение правильно -  ученик ставит номер предложения в графу «Верю», если ошибочно - в графу «Не верю» (до 6-8 предложений). Затем ученик соединяет цифры – получается определенная фигура, если задание выполнено верно.

-   «Устная контрольная работа»

Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

- «Слепая таблица» (восполнение информации  в таблице )

- «Тест»

- «Комплексный анализ мини-текста»

- «Словарный диктант»

- «Цепочка» (выполнение одного задания каждым учеником по очереди)

- «Лист опроса» (при объяснении материала учитель задает вопросы, на которые отвечает каждый ученик письменно, вопросы могут быть предложены как для закрепления излагаемого материала, так и высказывания своего мнения)

- «Дифференцированная проверочная работа»

-  «Инновационный диктант»  (Каждый обучающийся  перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог  просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ).

          Рефлексия. 

- Заполнение учеником  Листа самооценки по видам деятельности: устная работа, письменная работа, объем выполненных заданий, итог урока.

-  «Мое мнение» ребята высказывают своё мнение об уроке (что понравилось, в чем испытали трудности, каковы пожелания себе, учителю и одноклассникам и т.д.)

- «Закончи предложение»

- «Укажи цвет твоего настроения»

- «Телеграмма»

 В ходе учебной деятельности при самоконтроле, взаимоконтроле, контроле  формируются следующие УУД: предметные (знать учебный материал по теме урока), метапредметные (познавательные: высказать  и обосновать свою точку зрения; коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;  регулятивные: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля);  личностные (понимать русский язык как один из основных национально-культурных ценностей русского народа)

В учебной деятельности педагог может использовать следующие Цифровые образовательные ресурсы: 

- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru 

- http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

  • http://www.gramma.ru - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  • Культура письменной речи http://www.gramma.ru 

            Использованная литература:

Открытые массовые дистанционные курсы для обучения педагогических работников общего образования «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...

Организация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС (математика 5-6 классы)

Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов в...

Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС

Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях введения ФГОС важной задачей методической работы образовательного учреждения становится обеспечение  реализации новых приоритетов о...

Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС

Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходи...

презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС

Презентация "Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"отражает основные цели,задачи,технологии формы и методы внеурочной деятельности....