Главные вкладки

    Сценарий математической игры «Поле математических чудес».
    методическая разработка по математике

    Куликова Наталия Сергеевна

    Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pole_matematicheskih_chudes.docx24.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий математической игры «Поле математических чудес».

    Тема учебного занятия: «История становления науки – математика».

    Цель учебного занятия: углубить знания по истории развития математики.

    Задачи учебного занятия: применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности и как следствие развитие творческих способностей учащихся посредством привлечения к интеллектуальным играм; закрепление знаний, полученных учащимися на уроках математики и получение новых; развитие познавательных психических процессов: логического мышления, наблюдательности, внимательности, сообразительности; объединение коллектива через игру; расширение кругозора учащихся; формирование представлений о математике как части общечеловеческой структуры.

    Форма учебного занятия: игра.

    Формы организации работы: индивидуально-групповая, фронтальная.

    Материально-техническое оснащение занятия: аудитория с интерактивной доской и мультимедийным проктором, парты и стулья, карточки с вопросами для участников, карточки в виде подсказок, шкатулки, призы.

    Методы обучения: частично-поисковый метод и метод проблемного обучения.

    Планируемый результат занятия: донести до учащихся идею значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

    План учебного занятия:

    1. Вводная, организационная часть (5 минут).

    2. Основная часть (50 минут).

    3. Заключительная часть (5 минут).

    Ход учебного занятия

    1. Организационная часть

    Приветствие, подготовка аудитории, объяснение правил игры. Игра похожа на телевизионную версию игры «Поле чудес». Только эта игра полностью посвящена математике. Учащиеся крутят барабан, отгадывают отдельные буквы и слова в целом. На экране с вращающимся волчком отмечены сектора:

    1) числа – количество очков;

    2) «П»  приз  игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике;

    3) «+» – плюс – игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все);

    4) «Б» – банкрот, все очки сгорают;

    5) «Ш» – шанс – игрок  может просить помощь зрителя для получения ответа или подсказки. Если зритель отвечает правильно, то ему выдается приз;

    6) «×2» – набранные игроком очки удваиваются.

    В каждом туре участвуют по 3 игрока. Всего туров – 3. Победители туров участвуют в финальной игре. Для победителя финальной игры приготовлены призы по количеству набранных очков.

    Победитель участвует в супер игре. В супер игре устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.

    Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – приз.

    1. Основная часть

    Выбор игроков для первой тройки:

    1. Назовите пять старинных русских мер длины. / Сажень, пядь, четверть, аршин, дюйм и т. д.

    2. Древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по геометрии. Биографические сведения о нём крайне скудны. Достоверным считается лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н.э. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. / Евклид

    3. Комбинация математических знаков, выражающая какое-либо утверждение. С её помощью довольно сложные предложения могут быть записаны в компактной и удобной форме. / Формула

    1 тур. Ведущий представляет первую тройку игроков,  рассказывает об их  математических успехах, увлечениях.

    Задание для первой тройки игроков: Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV в. до н. э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др.. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояния. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый?  / Фалес Милетский

    Выбор игроков для второй тройки:

    1. Хорошо известно, что математика ему не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам его сестры О. С. Павлищевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами» . Его лицейский друг И. И. Пущин вспоминал впоследствии, что «...все профессора смотрели с благоговением на его растущий талант. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Он, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи» . Автор слов: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». / А.С. Пушкин

    2. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? / Землемерие

    Действительно, геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – земля, а «метрио» мерить). Такое название было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений.

    3. Впервые этот счётный прибор появился, вероятно, в Древнем Вавилоне 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В 5 в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками . / Абак

    2 тур. Игроки  2 тура  занимают места возле экрана.  Ведущий представляет участников игры, читает задание.

    Задание для второй тройки игроков: Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!» Он являлся основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов. Его именем впоследствии были названы спираль, закон, винт. Как звали этого математика?  / Пифагор

    3 тур. Участники третьей тройки занимают места возле экрана. Ведущий представляет участников игры, читает задание.

    Выбор игроков для третьей тройки: 

    1. Единственное число, которое нельзя написать римскими цифрами. Цифра была изобретена в Индии в 5 веке. / Ноль

    2. В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше 1 копейки: грош – 0,5 коп., полушка – 0,25 коп. Другие монеты тоже имели названия: 3 коп. – алтын, 5 коп. – пятак, 10 коп – гривенник, 50 коп – полтинник. А как называли 25 коп.? / Четвертак

    3. Единица времени, которая длится примерно сотую долю секунды. / Миг

    Задание для третьей тройки игроков: В возрасте 60 лет Пифагор женился на девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Она прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после смерти стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитет, её мнение относительно учения Чисел. Она родила Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Назовите имя этой женщины. / Феано

    Финальная игра: Одна тысячная доля, 1/10 процента; обозначается (‰); используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом. Происходит (как и процент, лат. percent — на сотню) от написания простой дробью: 27/1000 → 27 ‰; количество нулей в обозначении (3 нуля) соответствует количеству нулей в числе 1000. / Промилле

    Победитель выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает супер игру победителю. Если предложение принимается, то пока победитель отдыхает перед супер игрой, объявляется игра со зрителями.

    Игра со зрителями:

    1. Математика - древняя наука. Она возникла сотни и даже тысячи лет назад. Что первоначально означало слово «математика»? / Учиться

    2. В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 грамм. Какая существует пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы? / Мал золотник, да дорог

    3. В Тайване вы можете заметить, что практически нигде не встречается число «4». Дело в том, что на китайском языке око звучит как это слово. В 1995 году в Тайбэе даже был принят закон, официально разрешающий удалять эту цифру. Поэтому в Тайване в большинстве зданиях нет четвертого этажа. / Смерть

    4. Раздел математики, который можно грубо охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. В более широком смысле под ним понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел . /Алгебра

    5. Математическое утверждение, истинность которого установлена путём доказательства. / Теорема

    6. Важнейшее математическое понятие. Возникнув в простейшем виде еще в первобытном обществе, это понятие изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по мере расширения сферы человеческой деятельности и связанного с ним расширения круга вопросов, требовавшего количественного описания и исследования. На первых ступенях развития это понятие определялось потребностями счета и измерения, возникшими в непосредственной практической деятельности человека . / Число

    Супер игра. Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз. Участнику разрешается назвать 3 буквы. На обдумывание дается 1 мин.

    Задание для  супер игры.  Это слово происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми. Определение Д. Э. Кнута: это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность. Определение А. Н. Колмогорова: это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи. / Алгоритм

    1.  Заключительная часть

    По завершении игры, ведущий поздравляет победителя и подводит итоги (рефлексия)  игры «Поле математических чудес».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математическая игра "Поле чудес"

    Очень интересная игра....

    Математическая игра "Поле чудес"

    Очень интересная игра 5-8 классов....

    Игра "Поле математических чудес"

    Игра проходит по анологии программы капитал - шоу "Поле чудес", для 7-9 классов....

    Внеклассное мероприятие. Математическая игра "Поле Чудес" для учащихся 7 классов

    Данное внеклассное мероприятие было разработано для учащихся 7 классов (13-14 лет) в рамках предметной математической недели.Как известно, важную роль в формировании первоначальных представлений ...

    Игра «Поле математических чудес».

    Цель: Привитие интереса к математике.Задачи:   -Решать  логические задачи занимательного характера Решение логических задач развивает логическое мышление, что способствует не только луч...

    Математическая игра "Поле чудес"

    Математическая игра проводится по теме: " Элементы геометрии" для учащихся 5 классов. Данная презентация повышает интерес к математике,воспитывает любознательность и самостоятельность учащихся....