Проектная деятельность учащихся при изучении физики и математики
проект по математике

Аллаутдинова Зульфия Фаритовна

    Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр социально – гуманитарного образования»

Проект на тему:

«Проектная деятельность учащихся

при изучении физики и математики»

Автор проекта:

Учитель математики

  Аллаутдинова Зульфия Фаритовна

Казань, 2018г.

Содержание

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения.
  2. Классификация проектов.
  3. Этапы работы над проектом
  1. Практическая часть.
  2. Заключение.
  3. Литература

Если человек в школе не научиться

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать

Л.Н.Толстой

I. Введение.

Актуальность темы исследования.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов».

Не смотря на то, какие выбраны учителем УМК ( учебно- методические комплекты),  именно учитель в своей работе создает условия, обеспечивающие развитие способностей у учеников к самосовершенствованию, к участию в творческом процессе познания.

Предпосылкой успешности учащихся является применение в своей работе проектной и исследовательской деятельности. Самое главное, что такая  форма работы:

  • повышает интерес к изучаемым предметам;

  • развивает творческие способности  учащихся и вырабатывает у них исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление учащихся;
  • выявляет одаренность учащихся и обеспечивает реализацию их творческого потенциала;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждает учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо владеть основами знаний о методах научного познания при решении задач различного типа и уровня сложности.

Проблемы, освещенные в  проекте

Первая проблема:

Предметы «математика» и «физика» являются одними из сложных предметов. Учащиеся на  стадии изучения предметов не придают им особого значения. Но уже в старших классах, при осознанном выборе дальнейшей профессии стремятся изучать предметы на профильном уровне. Поэтому важно чтобы всем было интересно с самого начала заниматься математикой и  физикой. Именно поэтому, огромное значение приобретает развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей.  Повышая интерес к изучаемым предметам,  можно рассчитывать на то, что в школах увеличится количество учащихся, желающих изучать предмет на профильном уровне,  вузы получат хорошо подготовленных абитуриентов, а наша страна в будущем получит высококвалифицированных специалистов для дальнейшего развития науки и производства.

Вторая проблема может просматриваться в том, что в учебниках  материал дается с позиции «получай знания», а не с позиции «приобретай знания» в творческом процессе познания, как субъект учебной деятельности и собственного развития. Поэтому каждому педагогу необходимо включить ученика в творческий процесс познания через различные механизмы воздействия, в том числе через проектную деятельность.

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Задачи:

  • выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
  • охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
  • описать методику организации проектной деятельности;
  • раскрыть методику проектной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы;  теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной работы; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Объект нашего исследования – процесс организации учебной проектной деятельности школьников на уроках физики и математики.

  1. Теоретическая часть.

Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. 

В наши дни востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Формированию этих качеств,  способствуют задания проектно-исследовательского направления, которые учащиеся могут выполнять на уроках и во внеурочное время.

Проект – в переводе с латинского  означает  «бросание вперед».  Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.  Проектом может быть назван,   представленный  аудитории замысел  (архитектурный проект,  воплощенный  в чертеже или макете, бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса и т.д.).  Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта.

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся следующих умений:

  1. Составлять план работы по выполнению проекта;
  2. разбиваться на группы, распределять роли внутри группы;
  3. определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться;
  4. обобщать полученную информацию;
  5. представлять результат о проделанной работе.

В процессе проектной деятельности по предметам математика и физика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Проекты бывают:

  1. краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
  2. долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.

 Классификация проектов.

По доминирующей деятельности учащихся.

  1. исследовательские. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.  Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Он потребует работы по определенному алгоритму:

  • постановка проблемы;
  • формулировка гипотезы;
  • планирование действий;
  • сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
  • подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);
  • защита, презентация проекта.
  1. творческие:  творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  2. игровые: пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды;
  3. информационные: информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  4. практико-ориентированные:  проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  5. прикладной проект: в этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:
  • проект математического закона или свода правил;
  • модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;
  • конструкторский проект и т.д.

Конечно, все перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Этапы работы над проектом

Приведу описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах

 

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Погружение в проект (подготовительный этап)

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задачи

Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации целеполагания, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп

Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп.

Планирование работы

Отбор источников информации и выбора способов представления конечного результата деятельности

Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования)

Необходимая консультационная и организационная помощь.

Поисково-информационная деятельность

Работа с источниками информации: анализ и обобщение полученных сведений

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования, выполнение практических заданий.

Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций. Наблюдение.

Результаты и выводы

Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями -предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентации

Консультационная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками.

Презентация (защита проекта)

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой в форме принятой в ходе проектирования

Участие в обсуждении

Оценка процессов и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом

Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей

Участие в коллективном анализе и оценке результатов

  1. Планирование.

Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом, как уже отмечалось выше, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями:

  1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Учитель предлагает ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которой важно для определенного круга людей, тем самым мотивирую проектную деятельность. Здесь будут уместны чертежи, схемы, плакаты и другие виды наглядных пособий. Следующим шагом, ребята выделяют проблему, учитель им в этом помогает наводящими вопросами, и пытаются найти возможные способы решения этой проблемы. Когда таких способов предложено достаточно для решения поставленной задачи, учитель предлагает проанализировать каждую из идей.
  2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.

Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т.д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта.

Вопросы, которые может задать учитель участникам проектной деятельности на этапе планирования

Для выявления уже имеющихся знаний:

Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?

Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме?

Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?

Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?

Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?

Для выявления склонности и интересов учащихся:

Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?

В чем вы хотели бы лучше разобраться?

Ваше любимое занятие вне школы?

Чему вы больше всего хотели бы научиться?

Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?

Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?

Для выявления затруднений у учащихся:

О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?

Что нового вам было бы интересно узнать?

В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?

Для определения темы проекта:

Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?

Почему вы предпочли именно эту тему?

Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?

Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом?  Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?

  1. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая:

  • собственный опыт;
  • результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
  • сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

А также анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Мы считаем, что ведение индивидуального журнала для ученика зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Предлагается следующая последовательность работы:

  1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом учителю необходимо следить, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

  1. Поиск и сбор информации.

Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

  • личных наблюдений и экспериментирования;
  • общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
  • работы с литературой и средствами массовой информации.

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

  1. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя. 

Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе

Определение задач:

Что вам уже известно о теме?

Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?

Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

Поиск и сбор информации:

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?

В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?

Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Какие исследования требуют больше (меньше) времени?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?

Как распределить работу между членами группы?

Кто и за что будет отвечать?

Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Интерпретация полученных данных:

Какая информация необходима для решения поставленной задачи?

Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.

Каковы критерии оценки полученной информации?

Установите связь (если она есть) между собранными данными.

  1. Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

Варианты вопросов:

Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?

В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?

В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?

Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?

Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

  1. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Система оценки проектных работ

Одной из проблем, является система оценки проектных работ. Как оценить работу микрогруппы и отдельной личности, ее вклад в общее дело? Присуждение места или номинации (за лучшее исследование, презентацию). Выработали критерии оценки, которые позволяли оценить не только презентацию, но и проект в целом.

Критерии

  • актуальность и значимость темы проект
  • глубина исследования проблемы
  • оригинальность предложенных решений
  • качество выполнения продукта
  • как раскрыто содержание проекта в презентации
  • самостоятельность работы над проектом.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защита.

Можно применить также рейтинговую оценку проектных работ учащихся.

  1. Практическая часть.

За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационными.

Для успешной работы  на уроках математики и физики я применяю  информационные, интерактивные технологии,  дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, а также метод проектов.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации.     Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.   Каждый проект соотносится с определенной темой  и разрабатывается в течение определенного времени.

Я использую следующую классификацию проектов.

По продолжительности подготовки:

  • краткосрочный
  • средней продолжительности

По количеству участников:

  • индивидуальный
  • работа в парах

По методу:

  • творческий
  • исследовательский
  • информационный

Небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. 
Вот как, например, проходила защита  проекта учащихся 6 классов по теме «Роль процентов в жизни человека».  Учащимся предлагаю разделиться на группы по 2 человека. Каждая группа получает домашнее задание: найти информацию по теме.  Оформить работу в виде презентации (это может быть компьютерная, стендовая, альбомная и др.) и подготовить защиту по проектной работе. 

Каждая группа выдвигает своего представителя, которые делают презентацию своей работы на уроке. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и доказательстве, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы. Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении. 

Также предлагаю учащимся творческие мини– проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др. 

Информационные:

«Признаки делимости», 6кл.

«Интересные факты о симметрии», 8кл

Исследовательские:

«Математика и космос», 6 класс

«Математика в профессии моих родителей», 5кл.

«Использование геометрии в архитектуре», 7кл.

К своей работе я прилагаю исследовательский проект ученика 5 класса Валяева Максима на тему: «Математика в жизни человека», 2017 год (Приложение 1)

Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы. 

Однако, в последнее время, учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным.

  1. Заключение

Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции и физические приборы. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания.

Конечно, учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования.

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности.

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

Литература

1.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7

4. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. М.:Народное образование, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность при изучения курса математики (статья)

Статья на тему :"Проектная деятельность при изучения курса математики"...

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики

Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе

В данной разработке систематизированны типы проектов, критерии оценки, этапы работы. Так же приведены примерные темы проектов и творческих работ по математике для учащихся 5 класса....

Презентация " Проектная деятельность при изучение математики в 5 классе"

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативно...