Главные вкладки

    «Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики»
    презентация к уроку на тему

     презентация, текст к презентации 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В начале ХХ века американский философ и педагог Дж. Дьюи и его последователь В. Килпатрик стали авторами «метода проектов».

    Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

    Основная задача современного школьного образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

    Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В. Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.

    В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.

    Классификация проектов:

    Классификация проектов:

    по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым

    по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные. 

    по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты.

    по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты

    Алгоритм

    Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

    Главным отличием

    Основная особенность  исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  

    Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: 

    Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: 

    1. Самостоятельному, критическому мышлению.
    2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
    3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.
    4. Работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    В процессе исследовательской деятельности осуществляются активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. Роль учителя при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, мотивации ее, консультациям.

    Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки со школьников.

    Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

    Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

    Любой учебный проект имеет два аспекта:

    Любой учебный проект имеет два аспекта:

    для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

    для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания

    Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

    Проектная деятельность школьников способствует развитию различных навыков.

    Проектная деятельность школьников способствует развитию различных навыков:

    Социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

    Коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

    Исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

    Стадии работы над проектом

    Основные этапы работы над проектом: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

    Индивидуальные краткосрочные информационные проекты

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    Моими учениками были разработаны проекты по представленным темам.

    • Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер
    • Виды и примеры тепловых двигателей.
    • Время и его измерение.
    • Жизнь и достижения Б. Паскаля
    • Земля — большой магнит. 

    Проект по теме

    Время и его измерение

    Групповые краткосрочные информационные проекты

    • Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
    • Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
    • Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь. 

    Индивидуальные  краткосрочные  исследовательские проекты

    • Исследование свойств бумаги.
    • Всегда ли кипяток горячий?
    • Мыльные премудрости: почему мыло делает тарелки чистыми и как сделать лучшие пузыри.
    • Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность

    Проект по теме

    Всегда ли кипяток горячий?

    Групповые среднесрочные творческие проекты в рамках проведения предметных недель

    • В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
    • Вода — вещество привычное и необычное.
    • Как управлять равновесием. 

    Защита

     - это венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.

    Формы продуктов проектной деятельности по физике:

    web-сайт;

    видеофильм;

    выставка;

    газета;

    игра;

    модель;

    мультимедийный продукт;

    оформление кабинета;

    справочник;

    экскурсия.

    Пожелание коллегам:

    • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
    • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
    • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
    • Помните о главном педагогическом результате - не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
    • Учите детей действовать независимо, приучайте к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуации.
    • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских проблем.
    • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.

    ВЫВОД

    «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать  не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики» Учитель физики МБОУ ЦО № 24 г. Тулы Новикова Наталья Вячеславовна

    Слайд 2

    Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. (Б.Паскаль)

    Слайд 3

    В начале ХХ века американский философ и педагог Дж. Дьюи и его последователь В. Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде, с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся. В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.

    Слайд 4

    Классификация проектов: по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета) по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты - от одной до 4 недель; долгосрочные - от 4 недель до года по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты

    Слайд 6

    Главным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания , а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности

    Слайд 7

    Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: Самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки. Делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Слайд 8

    Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки со школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

    Слайд 9

    Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания

    Слайд 10

    Проектная деятельность школьников способствует развитию различных навыков. социальные навыки; коммуникативные навыки; мыслительные навыки; исследовательские навыки.

    Слайд 11

    Стадии работы над проектом

    Слайд 12

    Индивидуальные краткосрочные информационные проекты Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер Виды и примеры тепловых двигателей. Время и его измерение. Жизнь и достижения Джеймса Уатта. Земля — большой магнит.

    Слайд 13

    Время и его измерение

    Слайд 14

    Время и его измерение

    Слайд 15

    Время и его измерение

    Слайд 16

    Время и его измерение Какое время показывают часы?

    Слайд 17

    Жизнь и достижения Джеймса Уатта.

    Слайд 18

    Жизнь и достижения Джеймса Уатта.

    Слайд 19

    Групповые краткосрочные информационные проекты Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.

    Слайд 20

    Индивидуальные краткосрочные исследовательские проекты Исследование свойств бумаги. Всегда ли кипяток горячий? Мыльные премудрости: почему мыло делает тарелки чистыми и как сделать лучшие пузыри. Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность.

    Слайд 21

    Всегда ли кипяток горячий? Вода - уникальнейшее вещество, основа всех живых организмов на планете. Она может приобретать различную форму и находиться в трех состояниях. Вода - это самое распространенное на нашей планете неорганическое соединение.

    Слайд 22

    Всегда ли кипяток горячий? КИПЯТО'К , тка ́, мн. нет, м. это кипящая или вскипевшая вода. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940) Кипение это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре. Температуру, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения . Каждый знает, что температура кипения воды при обычном атмосферном давлении (около 760 мм рт . ст.) составляет 100 °С.

    Слайд 23

    Всегда ли кипяток горячий? Но не всем известно, что вода может закипать при различной температуре и кипением можно управлять! ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ ВОДЫ? Чтобы вода закипела, давление в пузырьках, которые появляются в процессе нагрева воды, должно быть равным атмосферному В горах температура кипения жидкости постепенно падает ! Это связано с тем, что атмосферное давление при восхождении на гору постепенно понижается. С увеличением высоты в горах на каждые 300 м температура кипения воды снижается приблизительно на один градус.

    Слайд 24

    Всегда ли кипяток горячий? Зависимость температуры кипения воды от высоты выглядит следующим образом : Высота над уровнем моря 0 м 300 м 1000 м 3000 м 6000 м Температура закипания 100 о С 99 о С 96,7 о С 90 о С 80 о С

    Слайд 25

    Всегда ли кипяток горячий? Известно ли вам, что холодная вода тоже может кипеть? Достаточно понизить давление воздуха над поверхностью воды, поместив ее под колокол воздушного насоса и откачав из нее воздух. Аналогичный опыт: Наполняем колбу наполовину водой комнатной температуры, закрываем её пробкой, в которую плотно входит стеклянная трубка, соединённая резиновой трубкой с воздушным насосом, и откачиваем воздух. По мере уменьшения давления в колбе наблюдаем этапы закипания жидкости, при этом температура остаётся комнатной .

    Слайд 26

    Всегда ли кипяток горячий? Ещё один интересный опыт: Закройте стакан мокрым платком и закрепите его резинкой, обернув вокруг стакана. Возьмите стакан второй рукой под свисающим платком и держите стакан. Одна рука будет поддерживать платок, а свободный конец будет падать на руку. Свободной рукой толкните дно стакана. Вода не выливается из стакана. Кажется, что она закипела. ИТОГИ И ВЫВОДЫ: Проведенные опыты объясняют ряд обыкновенных явлений, к которым мы привыкли и, сталкиваясь с ними в жизни, не задумываемся об их причине. Можно все процессы объяснить, а для этого необходимо тщательно изучать физику.

    Слайд 27

    Групповые средне срочные исследовательские проекты Самодельные приборы для учебных исследований по физике. Качество воды - качество жизни. Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара и изучение их формы.

    Слайд 28

    Групповые средне срочные творческие проекты в рамках проведения предметных недель В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений). Вода — вещество привычное и необычное. Как управлять равновесием.

    Слайд 29

    Формы продуктов проектной деятельности по физике web-сайт; видеофильм; выставка; газета; игра; модель; мультимедийный продукт; оформление кабинета; справочник; экскурсия.

    Слайд 30

    Пожелание коллегам : Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Помните о главном педагогическом результате - не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. Учите детей действовать независимо, приучайте к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуации. Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских проблем. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии и биологии

    Данный материал о проектно-исследовательской деятельности при изучении химии и биологии.Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровне...

    Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

    Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

    Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

    Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.

    Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...

    Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"

    Проектно-исследовательская  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...

    Использование проектно-исследовательской деятельности при изучении органической химии

    Использование проектно-исследовательской деятельности при изучении органической химии...