Урок по математике «Координатная плоскость». 6 класс.
план-конспект урока по математике (6 класс)

Алякина Елена Ивановна

Цель: закрепление знаний учащихся по теме «Координатная плоскость, координаты», умение переносить знания в новую ситуацию, проверка уровня усвоения материала посредством практического задания.

Тип урока: урок закрепления, проверки уровня усвоения знаний.

Задачи урока:

– обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий: координатная плоскость, точка и её координаты на плоскости, алгоритм построения фигур на координатной плоскости;

– развивать у школьников самостоятельность, используя творческие задания.

– содействовать формированию у школьников чувства патриотизма, расширению кругозора и развития интереса к предмету, используя математическую красоту и увлекательность.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: частично-поисковый, наглядный, практический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_koordinatnaya_ploskost_6kl.docx967.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская СОШ»

Урок по математике, 6 класс

«Координатная плоскость»

C:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\1312192_html_5226906d.png

Подготовила и провела:        Алякина Е.И.

Апрель                2019

Тема урока:        Координатная плоскость.

Цель: закрепление знаний учащихся по теме «Координатная плоскость, координаты», умение переносить знания в новую ситуацию, проверка уровня усвоения материала посредством практического задания.

Тип урока: урок закрепления, проверки уровня усвоения знаний.

Задачи урока:

– обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий: координатная плоскость, точка и её координаты на плоскости, алгоритм построения фигур на координатной плоскости;

– развивать у школьников самостоятельность, используя творческие задания.

– содействовать формированию у школьников чувства патриотизма, расширению кругозора и развития интереса к предмету, используя математическую красоту и увлекательность.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: частично-поисковый, наглядный, практический.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Тема урока. Цель.

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит», – считал величайший научный гений раннего Средневековья известный учёный Бируни.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий, точных построений и хорошего настроения.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

1. Как называются две координатные прямые в системе координат?        (оси Ох и Оу)

2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости?                (перпендикулярно)

3. Как называется точка пересечения координатных осей?                        (начало)

4. Как называют прямую х – горизонтальная ось? Ось…                        (абсцисс, Ох)

5. Как называют прямую у – вертикальная ось? Ось…                        (ординат, Оу)

6. Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости?

                                                                                        (координаты х и у)

7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость?        (четверти)

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются, в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.

Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.

Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места). Те, кто играли в «морской бой», пользовались соответствующей системой координат. Каждая клетка, которой на игровом поле определяется буквой и цифрой, т.е. координатами. Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами. Такого рода «клеточные» координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах.

Более чем за 100 лет до н.э. греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и медианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта). С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.

Впервые систему координат на плоскости ввёл знаменитый французский философ, физик и математик Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому систему координат на плоскости называют также – Декартова система координат.

  1. Контроль понимания изученного.

Построение на координатной плоскости фигуры «Звезда».

В этом году наша страна отмечает 74-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны. И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш «Звёздный салют Победы».

«Звезда»:        (-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3)

По данным координатам построить в тетрадях фигуру «Звезда».

Рисунок – ЗВЕЗДА, который мы получили, говорит о том, что мы помним о тех, кто жизни не жалел, приближая Победу.

Звезда – это символ Красной армии.

Звезда – это в переносном значении человек, который прославился и получил очень широкую известность в какой-то определённой сфере деятельности.

Звезда – это небесные тела обладающие свойством светиться. Звездой ближайшей к Земле является Солнце.

В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым.

  1. Физкультминутка

«Игра верно ли».

Если утверждение, верно, то хлопаем в ладоши. Если не верно, то делаем наклоны влево, вправо при этом руки на поясе.

Верно ли, что

-надо указать пару чисел, чтобы задать положение точки на координатной плоскости.

(верно)

-первое число, задающее положение точки на координатной плоскости называется ординатой.                                                                                                (не верно)

-если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю.                (верно)

-систему координат ввел Евклид.                                                                (не верно)

-мне нравится чертить рисунки на координатной плоскости.                        (верно)

  1. Практическая работа

Мы продолжаем работу по применению координат и координатной плоскости.

И вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества. Представьте, что вы художники и вам предстоит на координатной плоскости нарисовать рисунок.

Перед вами различные фигуры на плоскости и их координаты. Каждому даётся ватман с координатной плоскостью. По точкам строим понравившуюся фигуру.

C:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\9.jpg

СЛОН

Координаты:

(0;8); (2:7); (6;7); (8;8); (10;6); 10;2); (7;0); (6;2); (6;-2); (5;-3);

(2;-3);(2;-2); (4;-2); (4; -1); (3;2); (2;1); (0;); (-3;2); (-4;5); (0;8);

(3;4); (6;4);              (4;-3); (4;-5); (3;-9); (0;-8); (1;-5); (1;-4); (0;-4);

(0;-9); (-3;-9); (-3;-3); (-6;-3); (-6;-8); (-7;-8); (-7;-9); (-10;-9);

(-10;-4); (-11;-1); (-12;-2); (-11;1); (-8;4); (-4;5).

СОБАКАC:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\hello_html_m77012c2e.jpg

Координаты:

(-7;2); (-7;3); (-6;4); (-6;5); (-4;7); (-1;7); (0;5); (4;2); (6;2); (8;1);

(10;-1); (10;0); (12;0); (12;-2); (10;-2); (7;-6); (2;-6); (1;-5); (2;-4);

(3;-4); (4;-5); (5;-5); (5;-4); (4;-3); (3;-3); (2;-2); (0;-3); (-1;-5);

(-3;-6);  (-6;-6); (-7;-5); (-6;-4); (-5;-4); (-4;-5); (-3;-3); (-4;0);

(-5;1); (-6;1); (-7;2);       (-4;7); (-4;6); (-5;4); (-5;3); (-4;2); (-1;2);

(0;3); (0;4); (-1;6); (-1;7);       (-5;4).

ДЕЛЬФИНC:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\hello_html_3644cec3.jpg

Координаты:

(0;13); (2;12); (5;9); (7;9); (9;8); (10;8); (8;6); (8;5); (8,5;0); (8,5;-1);

(7;-4); (3;-8); (2;-8); (3;-9); (4;-12); (2;-15); (2;-12); (0,5;-9,5);

(-4;-10); (-6;-10); (-5;-9); (-4;-7); (0;-7); (1;-6); (2,5;-2); (2,5;-1);

(0;4); (-2;6); (-4;9); (-6; 11); (-5,5;12); (-5;13); (-3;12); (-2;13); (0;13);

(-5,5;12); (-2;10);    (-5;13); ((-2;11);       (0;11);     (0,5;5); (2,5;5,5);

(4;0); (0,5;5).

C:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\oeq6fku-002.jpg

КИТ

Координаты:

(8;3); (7;-2); (-2;-3); (-11;4); (-13;8); (-17;11);

(-13;10); (-9;11); (-12;8); (-10;4); (-3;2); (1;5);

(8;3);         (7;-2); (4;-1);          (4;2).

C:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\hello_html_1a806c24.jpg

ПАРУСНИК

Координаты:

(-7;16); (-4;15); (-6,7;14);    (-7;16); (-4;-1);       (-6,5;13); (1;12);

(5;10); (6;5); (4;2); (-4;-1); (-2;2); (-1;5); (-2;9); (-6,5;13);

(-10;-1); (8;-1); (4;-5); (-8;-5); (-10;-1).

C:\Users\User\Desktop\Апрель 2019 Урок 6 кл\Рисунки\1312192_html_5226906d.png

БАБОЧКА

Координаты:

(4;9); (5;8); (5;7); (3;3); (7;5); (8;5); (9;4);    (2;3); (3;3); (3;2); (2;2);

(2;1); (0;-1); (5;1); (9;0); (11;-2); (11;-4); (4;-8); (2;-7); (1;-9);

(0;-10); (-4;-10); (-4;-8); (-3;-4); (-4;-5); (-5;-5); (-5;-4); (-4;-3);

(-8;-4); (-10;-4); (-10;0); (-9;1); (-7;2); (-8;4); (-4;11); (-2;11); (0;9);

(1;5); (-1;0); (1;2); (2;2).

  1. Домашнее задание

1) Нарисовать на координатной плоскости созвездия «Большой и Малой Медведицы».

Созвездие «Малой Медведицы»        (6,6), (3,7),(0,8),(-3,5),(-6,3), (-8,5),(-5,7).

Созвездие «Большой Медведицы» (-15,-7), (-10,-5), (-6,-5), (-3,-6), (-1,-10), (5,-10), (6,-6).

2) Найти миф или легенду о созвездиях «Большой и Малой Медведицы».

  1. Рефлексия.

(Отметить работу каждого ученика)

Продолжи предложение:

Сегодня на уроке я узнал…,

я научился…,

я повторил…,

я закрепил…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Координатная плоскость" (6 класс)

Урок нацелен на закрепление материала в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса учащихся....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»

Изучение нового материала проходит нетрадиционным образом, что очень нравится ученикам....

Урок по математике в 6 классе на тему "Координатная плоскость"

Цели урока:- познакомиться с прямоугольной системой координат на плоскости, основными понятиями темы,-  научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её ко...

Методическая разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость", 6 класс

Данная методическая разработка по математике "Координатная плоскость" разработана по  технологии индивидуализированного обучения....

Методическая разработка урока по математике "Координатная плоскость" 6 класс

Методическая разработка урока по математике "Координатная плоскость" 6 класс содержит конспект урока, который можно использовать как обюбщающий по теме "Координатная плоскость"...

Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»

Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная   плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»

Разработка урока по математике "Координатная плоскость", рассчитана на учащихся 6 класса...